Янтарная комната

Янтарная комната в екатерининском дворце: история, описание, фото - gkd.ru

История создания кабинета

Фридрих III, известный своей тягой к роскоши и ко всему французскому, взошел на престол в 1688 году. Он решил переделать для своей второй супруги Шарлотты-Софии дворец в Литценбурге. Автором интерьеров стал архитектор Иоганн Фридрих Эозандер фон Гете. В помощь из Копенгагена пригласили художника, резчика по слоновой кости и янтарю Г. Вольфрама. После смерти Эозандера и Вольфрама работы по созданию панно из янтаря остановили. Во дворце в Литценбурге они так и не были установлены.

Янтарную комнату создал Андреас Шлютер, немецкий скульптор и архитектор, для короля Пруссии Фридриха I, правившего под именем Фридрих III. Работа была завершена в 1709 году, но плохо закрепленные панели рухнули. Сын Фридриха I, Фридрих Вильгельм I, взошедший на престол в 1713 году, отличался скупостью и прекратил все дорогостоящие внутренние работы. Все незаконченные панно он поместил в один из кабинетов своего замка в Берлине.

Петр Первый увидел янтарные панно во время дипломатического визита и восхитился их красотой. По одной из версий, русский император выпросил их у немецкого кайзера. В действительности же император получил коллекцию, а также королевскую яхту «Либурнику» (название происходит от латинского слова, которым называли военное судно в Древнем Риме), в качестве дипломатического подарка.

Это был очень дорогой подарок, потому что каждый кусок необработанного янтаря весом минимум 75 граммов по стоимости обходился во столько же, сколько серебро. В качестве ответного дара российский царь прислал в Пруссию 55 высокорослых гренадеров для службы в Потсдамском полку. А парусник, кстати, успели дважды отремонтировать в Гамбурге по пути до Санкт-Петербурга. В России яхту переименовали в «Корону». В открытое море она так и не вышла. Яхта простояла пришвартованной у Зимнего дворца.

В России Янтарный кабинет принял Александр Меншиков. В коллекции не хватало отдельных деталей, так что панели разместили в Летнем дворце. Императрица Елизавета Петровна после начала правления вспомнила о подарке и поручила архитектору Бартоломео Растрелли установить их в Зимнем дворце. Недостающие элементы были дополнены росписями под янтарь и зеркальными пилястрами.

Фридрих II, пожелавший расположить к себе императрицу, подарил еще одно панно, сюжеты которого прославляли Елизавету. Так Янтарный кабинет стал одним из залов для приемов официальных лиц и иностранных делегаций в Третьем Зимнем Дворце. С лета 1755 года убранство переместили в Екатерининский дворец. Окончательный вид комната приобрела только в 1770 году.

Не просто менеджер

Когда я пришел в «Русские самоцветы», экспериментальной группой, занимавшейся в том числе и флорентийской мозаикой, руководил Александр Александрович Журавлев. Там я отработал около десяти лет, но по сравнению с тем, что нам предстояло поднять, это были, в общем, игрушки.

Моя сегодняшняя должность директора требует несколько иных знаний и несколько иного уровня образования, чем были у меня. Нужно разбираться и в экономике, и в управлении. Я не разделяю новомодную теорию, что менеджер – это просто менеджер, и готов управлять чем угодно. Хотя и раньше могли перекидывать с культуры на молочную ферму. Это называлось «номенклатура».

Я же считаю, что любой руководитель должен как бы знать, чем он занимается, уметь это делать. В этом плане мне довольно легко. Мои мужики (непростые ребята, сложная творческая публика, художники с высшим художественным образованием, высококлассные специалисты-мастера) понимают, что голову морочить мне не получится. Я во всём разберусь, а при необходимости и сам вырезать могу. И мне частенько приходится это делать.

В Янтарной комнате, например, я работал своими руками.

6 сентября 1999 года этой ручкой было подписано соглашение о финансирования финальной стадии работ по воссозданию Янтарной комнаты между ГМЗ «Царское Село» и немецкой фирмой «Рургаз».

Преобразования Янтарной комнаты во времена правления Екатерины II

Обилие позолоты и зеркальных поверхностей вызывало особенное мерцание янтаря (Янтарная комната, Пушкин).

В Янтарной комнате живописные вставки заменили на панно из «слез моря». 

Кода новая императрица взошла на престол, об Янтарной комнате никто не забыл, а как раз наоборот, началась новая ее реконструкция. В тот период была основана Царскосельская янтарная мастерская, специалисты которой и занимались обновлением. Было решено заменить живописные вставки, придуманные Растрелли, на мозаичное панно и пилястры из янтаря, появились уникальные предметы мебели и шкатулки, выполненные в технике маркетри (наборный рисунок из различных пород древесины), а также инкрустированные янтарем. Понадобилось 10 лет, чтобы комната превратилась в настоящую жемчужину Большого Екатерининского дворца. Все, кто попадал в захватывающей красоты комнату, называли ее Восьмым чудом света, ведь позолота и зеркала, которыми задекорировали зал, вызывали завораживающее мерцание янтаря, создавая чарующую атмосферу.

В Янтарной комнате появились предметы мебели, инкрустированные янтарем. 

Янтарная комната после реставрации во времена Екатерины II

Интересный факт: Сохранились свидетельства, что после того, как оформление Янтарной комнаты было завершено, в ней начали происходить странные вещи. То слышались какие-то шорохи и странные скрипы, то внезапно гасли все свечи. Эти события не могли не беспокоить государыню, которая поручила 13 монахам провести соответствующие ритуалы, чтобы изгнать нечистую силу. Через 4 дня непонятные явления перестали происходить и больше никогда не замечали подобных «шалостей».

6. Роковые события XX века

Янтарная комната в период Великой Отечественной войны и все, что от нее осталось после освобождения.

Суровый XX век принес немало испытаний для Российской империи, и если монархическое государство перестало существовать, то умопомрачительная Янтарная комната сохранилась, несмотря на лихолетья Октябрьской революции и Гражданской войны. Царскосельский дворцово-парковый комплекс стал достоянием народа и сохранился практически в полном объеме. Чего не скажешь о Великой Отечественной войне, когда фашисты вошли в Царское село (Пушкин), они знали, что и где искать, ведь мировая известность Янтарной комнаты в этом случае сослужила недобрую службу.

Современные мастера разгадали старинные секреты, что позволило возродить утраченную достопримечательность (Янтарная комната, Пушкин).

Как ни прятали сотрудники музея янтарь, заклеивая его марлей и бумагой, закрывая щитами из фанеры, найти фантастической красоты шедевр было несложно. Янтарные панно, позолоченные детали и уникальная мебель были вывезены на историческую родину – в Пруссию, точнее сказать, в Кенигсбергский Королевский замок. Там его даже выставляли, вначале для узкого круга высокопоставленных лиц, а затем и на всеобщее обозрение. Пожар, случившийся буквально перед бомбардировками Союзнической армии, вынудил хранителя кенигсбергского собрания доктора Альфреда Роде спрятать панно и все ценности в подвал, что и помогло сохранить шедевры (правда, неизвестно для кого).

В 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга Янтарная комната была открыта для посещения. 

После этого события следы Янтарной комнаты потерялись, ученые и исследователи как с российской, так и с германской стороны, секретные службы, всевозможные ясновидящие и энтузиасты выдвигали массу теорий, где может быть спрятана Янтарная комната. Известно минимум о 130 местах, где предположительно хранится самая удивительная достопримечательность Большого Екатерининского дворца (начиная с Сибири и заканчивая Аляской).

Несмотря на то, что оригинальные панно так и не были найдены, Янтарную комнату полностью восстановили, теперь она открыта для посетителей.

Поскольку о местонахождении Янтарной комнаты ничего не было известно, в 70-х годах прошлого века началось восстановление шедевра. Советским мастерам пришлось досконально изучить старинную технику работы с янтарем, чтобы воссоздать панно таким, каким его изготавливали специалисты из разных стран мира. Германия так же не осталась в стороне, мало того, что частично ими финансировались реставрационные работы, так еще в 2000 году в Екатерининский дворец немцы вернули обнаруженную флорентийскую мозаику «Осязание и Обоняние» и наборный янтарный комод, которые изначально были элементами убранства кабинета. В 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга, один из самых значимых и таинственных шедевров музея-заповедника – Янтарная комната, была открыта для посещения.

Проклятие Янтарной комнаты

Мистика сопровождает поиски Янтарной комнаты, выливаясь в трагические смерти тех, кто к ним был причастен. События напоминают происходившее с людьми, открывшими пирамиду Хеопса.

Сначала погибли доктор Роде и его жена. Затем ушёл из жизни майор Иван Курица, расследовавший исчезновение объекта. Его смерть была ужасной: ему отрезало голову натянутой на дороге проволокой, когда он ехал в машине.

В конце 80-х годов XX века Георг Штайн, близко подошедший к разгадке, собирался сообщить о полученных сведениях на пресс-конференции, но внезапно покончил с собой.

В начале 90-х годов погиб Юрий Гусев, военнослужащий российской армии. Он тоже занимался поисками Янтарной комнаты. Однажды Гусев сказал кому-то из журналистов, что знает о её местонахождении, а через два дня погиб в автокатастрофе.

Версии о нынешнем местонахождении

Специалисты озвучили 5 основных версий предполагаемого местонахождения деталей Янтарного кабинета:

  1. Тайники, расположенные в подземных помещениях зданий Калининградской области. За время поисков было исследовано более 250 помещений, но ни в одном из них не было найдено даже небольших фрагментов. В 1984 году все поиски на территории области были официально закрыты.
  2. Вывоз в Пруссию ящиков с панелями и дальнейшее их закапывание на территории Польши. Эту версию высказал польский учёный Ян Гох. Он нашёл документы и свидетелей, которые указывают, что комната была спрятана в районе польского города Даргобондз.
  3. Ещё одна версия: комнату перевезли в Пруссию, затем в Германию, а уже оттуда переправили в Южную Америку. О точном местонахождении сведений нет.
  4. Вывоз в центральные области Третьего рейха. Предположительно фрагменты комнаты хранят в тайных немецких депозитариях или же их передали на хранение военным США.
  5. Версия о том, что комната так и осталась на территории бывшего СССР, вызывает справедливые сомнения. Сразу после окончания ВОВ власти Союза вели тщательный поиск пропажи, но так ничего и не обнаружили.

История создания

Интерьер для кабинета из янтаря был
придуман немецким архитектором И.-Ф Эозандером для прусского короля Фридриха I.
Король, в свою очередь, планировал подарить этот шедевр супруге —
Софии-Шарлотте. Предполагалось, что комната будет находиться во дворце королевы
в Берлине.

Фридрих I

Над проектом с 1701 года работал не только И.-Ф Эозандер, но и датский художник Вольфрам (он специализировался на резьбе по слоновой кости и янтарю). После разработки проекта к созданию шедевра привлекли польских мастеров — Шлахта и Турау. Они приступили к отделке помещения в 1707 году.

К сожалению, королева не дождалась окончания работ. Они были остановлены после ее смерти. Наследник Фридриха I, Фридрих Вильгельм I, тоже не стал продолжать работу над кабинетом. Он был достаточно скуп, поэтому посчитал прихоть своего предшественника слишком дорогостоящей и никому не нужной забавой. Однако готовые панно король поместил в своем берлинском дворце.

В 1712 году Пруссию посетил Петр I. Он был в восторге от увиденных панелей из янтаря. Заметив это, Фридрих Вильгельм I решил сделать дипломатический дар российскому императору. Уже в 1717 году все панно были переданы в Санкт-Петербург. Там их получил Александр Меньшиков.

Елизавета Петровна

После открытия груза было обнаружено отсутствие нескольких компонентов коллекции. Узнав об этом, Петр I не стал оформлять комнату. Ею занялась уже его дочь — Елизавета Петровна. В 1743 году она привлекла к работе знаменитого архитектора Растрелли и мастера Мартелли. Под руководством архитектора мастер заменил недостающие компоненты росписями, зеркальными пилястрами, резьбой по дереву и мозаичными картинами из яшмы и агата. На тот момент комната располагалась в Третьем Зимнем дворце. Она использовалась для торжественных приемов.

В 1745 году новый король Пруссии Фридрих II решил также сделать дипломатический дар и прислал Елизавете Петровне панно с ее изображением. Летом 1755 года содержимое кабинета было перенесено в Екатерининский дворец, но на этом работы не завершились. К 1770 году императрица Екатерина II внесла окончательные изменения в интерьер комнаты. Она заказала филенки под пилястры, плоские панели для нижнего яруса и другие детали. Их изготовление заняло 4 года. За это время мастера потратили 450 кг янтаря.

После этого несколько раз проводилась
реставрация помещения. Ее трижды делали в 19 веке и один раз — в 20 (перед
Великой Отечественной войной). Реставрация была необходима для восстановления
янтарных поверхностей, поврежденных перепадами температуры и сквозняками,
вызванными печным отоплением.

Путешествие Янтарной комнаты туда и обратно

В 1716 г. Пруссия и Россия заключили союз, и Фридрих Вильгельм I подарил в знак уважения Янтарный кабинет Петру I, который уже давно хотел себе такую диковинку.
Неизвестно, где великий самодержец поставил янтарные подарки, вспоминают о них только в 1743 г., уже во время царствования Елизаветы Петровны, при создании нового Зимнего дворца. Строительством руководил Бартоломео Растрелли — русский архитектор итальянского происхождения. Создавая из разрозненных деталей единый ансамбль, Растрелли поместил между тремя янтарными рамами зеркальные пилястры в рамках из позолоты. Потом, чуть позже, к коллекции присоединилась четвертая рама с императорской символикой — подарок императрице от прусского короля. Долгое время комната служила для аудиенции послов и знатных вельмож в столичной резиденции, пока ее не перенесли в Царское Село, причем для транспортировки потребовалось 18 повозок. В летней резиденции места оказалось больше — Растрелли заполнил свободное пространство флорентийскими картинами из агата и яшмы, изящными фигурками амуров и золоченной деревянной резьбой.

В 60-70 гг. 18 века комнату дополняет художественный паркет из цветных пород дерева и мозаичные картины. Такой она простоит еще 200 лет, вызывая восхищение у посетителей. Комнату множество раз реставрировали — янтарь разрушался из-за многочисленных перепадов температур.
В первую неделю Великой Отечественной Войны из Екатерининского дворца стали вывозить самые ценные экспонаты, но Янтарную комнату законсервировали прямо на месте — слишком много было хрупких предметов. 18 сентября 1941 г. Пушкин оккупировали немцы и комнату отвезли в Кёнигсберг. При наступлении Советов в 1944 г. большую часть упаковали и увезли неизвестно куда — шедевр пропал.

Версии, догадки, тайны

Вот уже 75 лет интригующая тема с поиском Янтарной комнаты поселилась в умах людей. Журналисты и писатели особенно разогрели эту тему. Янтарную комнату как бы находили уже десятки раз за последние 20 лет. Почему «как бы»? Всегда находились объекты, в которых могла быть укрыта Янтарная комната. Чего стоит одна история с Золотым поездом несколько лет назад в Польше. Сколько наделала шума эта тема, ну как, нашли золотой поезд? Самому смешно. А полигон «Ольга с 3» в Германии? Взбудоражили народ, люди даже жили в походных условиях, в надежде проникнуть в подземное сооружение, где лежит Янтарная комната. Ну, это дело такое, дилетантских методов здесь не может быть. А версий и предположений великое множество: Янтарная комната в Америке, у частных лиц, олигархов, её вывезли в Аргентину… Есть разные нелепые версии, и люди верят в них. Опубликованных книг о Янтарной комнате огромное множество — около 60. Это модная тема вот уже 75 лет. Ну что ж, попробуем поразмыслить?

Давайте по порядку разберём предмет поиска. Янтарная комната, — из чего она состоит, что будем искать и почему? Любой поиск начинается с архива, книги, в общем — «источника сведений».

Полный состав фрагментов Янтарной комнаты, похищенных нацистами во время Великой Отечественной войны:

Панели нижнего ряда:

  • 4 штуки — 1,02×1,31 м;
  • 2 штуки — 1,02×1,75 м;
  • 2 штуки — 1,02×1,60 м;
  • 2 штуки — 1,02×0,54 м.

Постаменты под пилястры:

  • 2 штуки — 3,67×1,74 м;
  • 4 штуки — 3,67×1,32 м;
  • 2 штуки — 3,67×1,60 м;
  • 2 штуки — 3,67×0,20 м;
  • 1 штука — 3,67×0,51 м;
  • 1 штука — 3,67×0,54 м.

Мозаичные заполнения между пилястрами на северной и южной стенах:

  • 2 штуки — 3,67×0,15 м;
  • 2 штуки — 3,67×0,19 м.

Угловые мозаичные заполнения:

2 штуки — 3,67×0,16 м.

Янтарный десюдепорт:

1 штука — 1,55×2,34 м.

Данные приведены по обмерам автора проекта воссоздания Екатерининского дворца архитектора А. А. Кедринского.

Вместе с янтарными панелями были похищены:

  • 24 пилястры в резных рамах, заполненных зеркалами и увенчанных золочеными скульптурными головками, размером 0,36×3,67 м.
  • Два скульптурных орнаментированных десюдепорта, размером 2,28×1,50 м.
  • Три двустворчатые двери с золоченой резной орнаментикой, размером 2,28×1,50 м.
  • Два зеркала в золоченых резных барочных рамах, размером 1,10×5,27 м.
  • Вся орнаментированная и скульптурная декоративная отделка верхнего яруса стен. Размеры по периметру 1,60×30 м.

Любопытные свидетельства. Состав элементов Янтарной комнаты, прибывшей в Кенигсберг в ноябре 1941 года, можно было бы узнать из дарственной книги, найденной 25 апреля 1945 года в одной из комнат первого этажа южной части Орденского замка Кенигсберга. Вот как об этом говорится в акте, составленном комиссией, в которую входили: профессор Д. Д. Иваненко, старший инструктор политотдела 50-й армии майор И. Д. Кролик и военный переводчик лейтенант В. И. Малахов: «…В одной из сравнительно сохранившихся комнат замка обнаружена дарственная книга художественного отдела замка-музея, содержащая инвентаризационную опись различных предметов, принадлежащих к собраниям музеев. На странице 141 под номером 200 от 5 декабря 1941 года в дарственную книгу занесена Янтарная комната из Царского Села, насчитывающая 143 предмета: зеркала, консольные столики (в составе Янтарной комнаты был всего один консольный столик). Стенные панели, а также три ящика с янтарем. Запись произведена чернилами. Кроме того, в книге имеется специальный вкладыш, отпечатанный на пишущей машинке и представляющий из себя акт на прием Янтарной комнаты от Государственного управления по делам музеев, также содержащий описание Янтарной комнаты. Подпись принявшего сделана чернилами и неразборчива. Другие следы похищенной немцами Янтарной комнаты из Царского Села установить не удалось. Подписи».

Такие сведения дают основания полагать, что Янтарная комната точно была в Кёнигсберге до марта — апреля 1945 года.

Мы примерно знаем некоторые эпизоды. Теперь зададим несколько главных вопросов:

  1. Кто проводил поиски?
  2. Когда искали?
  3. Почему ничего не нашли?
  4. Где может быть спрятана Янтарная комната?
  5. Кто мог знать о ней?

Разберемся во всем по порядку.

Агатовые комнаты

Еще одна страница нашей жизни открылась совсем недавно. Мы подписали государственный контракт на производственные работы по реставрации Агатовых комнат Холодных бань Царского Села. Это еще одна жемчужина Петербурга и Царского Села.

Они строились по типу итальянских терм. Прошлым летом во время тридцатиградусной жары в интерьере Агатовых комнат было прохладно.

Прекрасное место!

Наша задача – сохранить дух подлинности. Если Янтарная комната – это научная реконструкция, то Агатовые комнаты – это научная реставрация. И это другая задача: более ответственная, сложная, требующая совсем другого подхода.

У нас серьезная проблема с реставраторами. Но сегодня удалось собрать очень серьезную компанию реставраторов-профессионалов, которые еще есть в нашем городе. Это специалисты самых высших категорий, аттестованные при Министерстве культуры Российской Федерации. За спиной у этих людей – воссоздание и реставрация очень многих объектов нашего города.

За профессиональную подготовку специалистов, которые сегодня привлечены к этой работе, я не беспокоюсь. Единственное, что меня волнует – эти люди не очень молоды. Обидно, что за нашими спинами молодежь не очень сегодня рвется в профессию. Потому что для того, чтобы сегодня в реставрации зарабатывать какие-то деньги, необходимо что-то уметь и что-то знать.

Главный архитектор-реставратор Царского Села А.А. Кедринский и директор ООО «Царскосельская янтарная мастерская» Борис Игдалов

Проклятие Янтарной комнаты

Янтарная комната — это не только произведение искусства, но и весьма мистический объект. Понятно, что в деле ее загадочного исчезновения не обошлось без мистики. Так, существует легенда, что все, кто когда-либо пытался найти ее или пролить хоть немного света на то, где она находится, погибал при странных обстоятельствах. Возможно, ее корни лежат в загадочной гибели искусствоведа Роде, который сначала заявлял о потере памяти и выдвигал прямо противоположные версии о нахождении Янтарной комнаты, а однажды и вовсе был найден мертвым в своей квартире. Официальной версией смерти стало самоубийство, однако теперь уже никто никогда не скажет, правда ли Роде терял память или же сознательно пытался запутать поиски.

У поисков Янтарной комнаты есть и еще одна жертва — советский майор Иван Курица, который загадочно погиб в Кенигсберге, когда пытался расследовать обстоятельства таинственной пропажи. Он ехал на встречу с человеком, который должен был рассказать о том, где находится предмет поисков, но кто-то натянул на дороге проволоку, и майору отрезало голову. Позже заговорили и о смерти агента, с которым была назначена встреча.

Немец Георг Штайн искал утраченное достояние больше двух десятилетий. Время от времени он получал письма с угрозами и настоятельными просьбами не лезть в это дело и прекратить поиски. В конце 80-х у него в руках оказались сенсационные сведения по этому вопросу, которые он захотел обнародовать на специально для этого собранной пресс-конференции. Незадолго до этого он сообщил своему другу, что искать Янтарную комнату в Европе -пустая трата времени, так как она давно на территории США. Однако конференции не суждено было состояться — Штайн, как и многие из тех, кто приближался к разгадке слишком близко, погиб. Официальная версия гласит, что он совершил самоубийство, зарезав сам себя. Конечно, в это мало кто поверил.

В 1992 году СМИ сообщили о гибели российского военнослужащего Юрия Гусева. Говорилось, что он погиб в автомобильной аварии. Мистика состоит в том, что буквально за пару дней до своей смерти он в беседе с журналистами обмолвился, что знает, где находится Янтарная комната, но говорить этого не будет, так как опасается за свою жизнь.

Никто не знает, кто стоит за гибелью всех этих людей. Но совершенно ясно, что это не случайности и погибшие так или иначе владели информацией, которая могла бы пролить свет на одну их самых больших загадок XX века и Второй мировой войны.

Флорентийская мозаика

Так называемые мозаичные картины – это вечная живопись. На конец XVII-XVIII веков пришелся расцвет флорентийской мастерской Пьетро Дуре, в которой выполнялись такие работы. Там трудился художник Джузеппе Дзоки, ведущим камнерезом был Луи Сириус.

Основным заказчиком мастерской был венский двор, где и сегодня сконцентрировано самое крупное собрание подобных уникальных предметов. Они выполнялись из так называемых маремских кремниев, месторождение которых находилось там же.

Маремский кремень – это твердые, очень красивые, богатых пастельных тонов камни. Флорентийская мозаика, таким образом – это картина, выполненная из твердых пород камня с максимальным приближением к живописному оригиналу.

В России ничего подобного практически не делалось. На Петербургской гранильной фабрике были кое-какие потуги: русский камнерез Шустов стажировался в Италии и достиг определенных успехов в технике флорентийской мозаики. Сегодня в Государственном Эрмитаже стоят два шкафчика его работы. Есть какие-то декоративные столики с птичками и ягодками.

Но вообще в России эта культура не прижилась. Не наш промысел. В России в XIX веке широко использовалась техника так называемой «русской мозаики» – облицовка плоскостей малахитом, лазуритом, яшмой, другими материалами.

Я занимался флорентийской мозаикой во время восстановления Янтарной комнаты. Для того, чтобы приступить к этой работе, необходимо иметь очень богатую палитру материала. У художника есть краски, их много, и он может их смешивать. У нас такой возможности нет – мы должны попасть сразу, полутона должны быть найдены в камушках, которые лежат у тебя, как палитра, на столе. Узор, цвет, фактура, качество стыковки одного камушка к другому должно быть идеально, чтобы шва практически не существовало.

Подлиная мозаика из Янтарной комнаты

Янтарная комната в Пушкине: часы работы и стоимость

Янтарная комната расположена в Екатерининском дворце-музее «Царское село» в городе Пушкин. Её двери гостеприимно открыты с 10 часов для всех желающих. В пять часов вечера допуск посетителей прекращается. Те, кто успел войти, могут бродить по залам до 18:00, а ещё через 3 часа закрываются ворота парка.

Выходные дни: вторник, последний понедельник месяца.

Туристы обычно предпочитают организованные экскурсии. В них включён проезд туда и обратно, билеты в Екатерининский парк и дворец, плюс экскурсовод

В дороге он расскажет массу любопытных исторических фактов, а во дворце обратит внимание на каждую достопримечательность. Такие экскурсии выгодны тем, что индивидуалы могут посетить только 8 помещений, а группам доступен весь дворец

Самые дорогие экскурсии-променады по предварительным заявкам проводятся в вечернее время, с 18:00 до 20:00, когда обычные посетители покидают экспозицию. Эксклюзивный осмотр называется «Таинственный вечер во дворце». Маленькие группы (от 5 человек) без толчеи и суеты могут осмотреть королевские залы и покои, в том числе Янтарную комнату. Для таких гостей предусмотрен гид со специальной программой, включающей в себя малоизвестную информацию, а по завершении экскурсии для каждого участника подготовлен сюрприз.

Утраченное сокровище


Янтарная комната до войны

Молниеносное наступление гитлеровских войск, оккупация города Пушкин в сентябре 1941 года привели к масштабному разграблению Екатерининского дворца. В Германию вывозили всё, что представляло собой малейшую ценность. На музейные экспонаты, которые не успели эвакуировать, составлялась трофейная опись, всё тщательно упаковывалось и отправлялось по местам назначения, согласно приказам немецкого командования.

Янтарная комната была обнаружена и демонтирована. По личному распоряжению Гитлера этим занимались его доверенные офицеры-искусствоведы из команды «Кунсткомиссион», чтобы потом в целости и сохранности разместить её на территории Линца. Фюрер планировал сделать город, где провёл свои юные годы, культурной столицей фашистской Германии.

Присмотр и уход за бесценным сокровищем был поручен Альфреду Роде. Он был ведущим специалистом по янтарю. По высочайшему дозволению Адольфа Гитлера, до победы над русскими, было разрешено смонтировать и выставить драгоценный трофей для всеобщего обозрения. Экспозицию собрали в одном из залов Кёнигсбергского Королевского замка.

Наступление советских войск нарушило планы кровавого диктатора, но великое творение не сумели спасти и вернуть в родные пенаты. Достояние русского народа бесследно исчезло.


Янтарная комната после войны

Поиском музейных экспонатов, вывезенных фашистами, занималась специальная комиссия. Допросы подозреваемых и свидетелей породили множество версий о местонахождении Янтарной комнаты. Но ни одна из них не помогла пролить свет на тайну её загадочного исчезновения. Поиски и раскопки продолжаются до сих пор.

Надежды найти этот шедевр «живым» рассеивались с каждым годом всё больше и больше. Янтарь очень хрупкий камень. Ему нужны особые условия для сохранения целостности и солнечного блеска. В ненадлежащих условиях самоцвет тускнеет, трескается и разлагается.

Покупка билетов. Стоимость и льготы

В 2020 году билеты на посещение Екатерининского парка и дворца стали именными и действительны только при предъявлении документов, удостоверяющих личность. Чтобы избежать длинных очередей, которые вызывали много нареканий в предшествующие годы, в билетах на вход теперь указывается точное время.
Для тех, кто не успел войти в течение пятнадцати минут, билет считается просроченным и право на вход пропадает.

Приобрести билет можно в кассе музея у Лицейской арки. Туда поступают сведения о сеансах на текущий день, которые не распроданы онлайн. Остаточный принцип не гарантирует наличия свободных сеансов, так как в туристический сезон наплыв посетителей очень велик. Самое благоразумное, чтобы избежать разочарования, — приобрести электронные билеты заранее на официальном сайте царскосельского музея.

Стоимость билета зависит от варианта, который выберет посетитель:

  • для взрослых, граждан РФ — 700 руб.
  • для иностранцев — 1050 руб.
  • для пенсионеров РФ и Белоруссии, учащихся от 16 лет, студентам, курсантам, срочникам — 350 руб.
  • иностранные студенты — 530 руб.
  • дети до 16 лет (в т.ч. иностранцы) —
  • Оформление билета на бесплатное посещение возможно только при условии приобретения хотя бы одного Электронного билета за плату в одном заказе.
  • Максимальное количество билетов в одном заказе: 5 шт.
  • Вход во дворец осуществляется с момента начала сеанса и в течение последующих 15 минут.
  • В вестибюле дворца есть возможность получить под залог паспорта или денег аудиогида.

Руководством музея предусмотрен довольно обширный список льготников и даже бесплатное посещение исторического комплекса для некоторых категорий граждан. В первую очередь это дети, которым ещё не исполнилось 16 лет; многодетные семьи; герои СССР и России; лица, награждённые всеми орденами Славы; блокадники и узники фашистских лагерей; инвалиды первой группы в сопровождении одного человека и другие. С детальным списком можно ознакомиться при покупке билета через интернет на официальном сайте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дизайнерские решения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: