История гатчинского дворца и экскурсия по залам и другим помещениям

Гатчинский дворец-музей: уникальные экспонаты и факты, фото, интересные факты, история, экскурсии и другая полезная информация

Предыстория

Когда-то здесь находилось село Хотчино, но уже с XVII века существует «мыза Гатчина». Екатерина II жалует это имение своему любимцу Григорию Орлову в 1765 году. В это время, через три года после дворцового переворота, возведшего на трон Екатерину, Орлов – второй человек в государстве. Он ворочает огромными деньгами и затевает в имении грандиозное строительство собственного дворца.

Орлов нанимает итальянского архитектора Антонио Ринальди. Это архитектор, любимый двором – до этого он много строил в Ораниенбауме, потом будет строить павильоны Царского села. Строится дворец неспешно – с 1766 по 1781 год. Получившееся здание напоминает скорее рыцарский замок, чем загородную дачу: трёхэтажное главное здание с двумя башнями и примыкающие к нему два квадратных флигеля, тоже похожие на маленькие замки, с башенками и внутренними двориками. Облицовка была сделана из местного камня, который добывался неподалеку в селе Парицы.

Орлов прожил здесь всего два года. От его времен, кроме самого дворца, сохранилось несколько парковых построек – например, павильон Орла и колонна Орла, украшенные геральдическим Орлом. При нем же поставлен Чесменский обелиск, в память о великой победе русского флота в Чесменской бухте в 1770 году. После его смерти имение переходит к наследнику престола Павлу Петровичу.

История Гатчинского дворца

История Гатчины уходит своими корнями в XIII век. Этим временем датируются самые ранние археологические находки. К 1499 году относится первое письменное свидетельство в Новгородской писцовой книге о «селе Хотчино над озерком Хотчиным». По итогам Столбовского мирного договора 1617 года эти земли были переданы Швеции и вернулись вновь к России в августе 1702 года, в ходе Северной войны.

Дворец графа Орлова

В 1765 году императрица Екатерина II подарила эти земли своему фавориту, графу Григорию Орлову (1734-1783). В 1766 году на берегу красивого озера по проекту архитектора Антонио Ринальди начинается строительство дворца. К 1781 году был возведен трехэтажный центральный корпус, который соединялся двухъярусными полуциркульными галереями с одноэтажными служебными постройками, выстроенными в форме прямоугольников с внутренними дворами. Так возникли два «каре» — Кухонное и Конюшенное, впоследствии переименованное в Арсенальное.

Дворец украшали десять граненых башен. Узкие вестибюли завершали полуциркульные своды. К берегу Серебряного озера вел подземный ход. Все это придавало дворцу вид средневекового английского замка. Фасады и коридоры первого этажа были облицованы разнообразными гатчинскими известняками.

Гатчина при Павле

После смерти графа Орлова в 1783 году, Гатчина становится резиденцией будущего императора Павла. В 1890-е годы архитектор Винченцо Бренна перестраивает Гатчинский дворец. Он оставил прежнюю композицию здания, боковые каре надстроил до уровня галерей, которые сделал закрытыми. На плацу перед дворцом был прорыт ров с четырьмя мостами, установлены решетки и пушки. Все это усилило сходство дворца с европейским замком.

В 1799 году главным архитектором Гатчины был назначен Андреян Дмитриевич Захаров, закончивший работы Бренны. После убийства императора Павла в 1801 году Гатчина перешла вдовствующей императрице Марии Федоровне. В 1809-1811 годах архитектор Андрей Никифирович Воронихин произвел во дворце небольшие изменения.

Гатчинский дворец при Николае I и Александре III

Затем Гатчина становится одной из резиденций императора Николая I. В 1845-1856 годах под руководством архитектора Романа Ивановича Кузьмина были произведены существенные переделки: заново отстроены боковые каре, надстроены на один этаж боковые башни корпуса, наружные фасады облицованы парицкой и ротковской плиткой. В угловой башне Кухонного каре была возведена новая церковь, в Арсенальном каре оборудованы апартаменты для владельцев Гатчины. Комнаты XVIII века были отреставрированы, в центральном корпусе устроена новая парадная лестница. 1 августа 1851 года возле стены была установлена статуя Павла Первого работы И.Витали.

Император Александр III подолгу жил в Гатчине, за что его даже прозвали «гатчинским затворником». При нем во дворце появились новейшие технические усовершенствования: проведены электричество и телефон, заменены водопровод и канализация, калориферное отопление пришло на смену печному.

Гатчина после революции

После революции Гатчина была преобразована в музей, который открыл свои двери 19 мая 1918 года. В центральном корпусе и галереях экспонировались парадные и жилые комнаты конца XVIII века. В Арсенальном каре был организован музей дворцового убранства и быта второй половины XIX века. В помещениях, не умеющих историко-культурной ценности, устраивались временные выставки. До войны Гатчина была крупнейшим среди пригородов Ленинграда музеем.

Большой урон Гатчинскому дворцу был нанесен в годы Великой отечественной войны. Немцы быстро продвигались к Ленинграду, поэтому музейным работникам удалось спасти лишь основные коллекции и архив музея. 9 сентября 1941 года сотрудники музея были эвакуированы. До января 1944 года Гатчина была оккупирована немцами. Большому дворцу был нанесен серьезный урон. При их отступлении дворец был заминирован и сожжен.

После войны были проведены необходимые работы, в 50-е годы во дворце располагалось Военно-Морское училище Министерства обороны СССР, а затем — ВНИИ «Электронстандарт». Только в 1960-е годы началась реставрация. Большим подспорьем являлась большая коллекция акварелей 1870-х годов с видами парадных и жилых интерьеров. 9 мая 1985 года были открыты первые восстановленные залы дворца.

Перестройка Николая I

В сороковые годы XIX века за перестройку дворца взялся император Николай I — сын Павла I. Главным строителем он назначил Романа Ивановича Кузьмина. В планах императора была перестройка обоих каре. В них появились подвалы, а стены первых и вторых этажей были увеличены. В итоге они стали высотой с главный корпус, который пришлось достраивать четвертым этажом.

Под руководством Кузьмина была выполнена реставрация внутренней отделки основного корпуса и оформлен полотнами с видами Павловка и Гатчины верхний ярус. Вокруг дворца была возведена бастионная стена. В 1851 году Николай I установил перед Гатчинским дворцом памятник Павлу I.

В 1917 году дворцу присвоен статус музея, а его директором стал граф Валентин Платонович Зубов, искусствовед и доктор философии. Благодаря его стараниям Гатчинский дворец стали называть «Вторым Эрмитажем».

Во время Великой Отечественной войны здание было сожжено, а затем взорвано. Многие ценные экспонаты были уничтожены, остальные украдены немецкими войсками. На одной из стен, которая сохранилась со времен военных действий, была оставлена надпись:»Здесь были мы. Сюда мы больше не вернемся. Если придет Иван, все будет пусто.»

В послевоенные годы в восстановленном здании находилось военно-морское училище, а потом ВНИИ «Электростандарт». И только в 1985 году дворцу был возвращён статус музея и состоялось его официальное открытие. Возрождением дворца занимался архитектор Михаил Михайлович Плотников, который восстановил не один памятник архитектуры в пригородах Петербурга.

Сегодня в состав музея-заповедника также входит Приоратский дворец и два парка: Дворцовый и Сильвия. Приоратский дворец построен в стиле средневековых католических зданий и отличается отсутствием симметрии. Его архитектором выступил Николай Александрович Львов.

Дворцовый парк поражает своей красотой и размахом. На его территории расположены несколько садов. Среди них Английский, Голландские и Ботанические сады, Водный и Лесной лабиринты и Остров любви.

Также в состав музея-заповедника входит парк Сильвия. Он построен по подобию парка с таким же названием, который находится во французской усадьбе Шантийи. Архитектором гатчинского «леса», именно так переводится Сильвия, стал Винченцо Бренна.

Тайны Строгановского двореца

На углу невского проспекта и мойки у полицейского моста находится большой роскошный дворец в стиле барокко работы знаменитого архитектора Бартоломео Франческо Растрелли. это был единственный раз, когда обер архитектор императорского двора взялся за заказ не для императрицы.

Строгановский дворец называли дворцом русскихМедичи, масонов и гастрономов(Вид с набережной реки Мойки)

Огромное здание Строгановского дворца, занимающее целый квартал на Невском проспекте, построено всего за шесть недель. Это подтверждено документами. Его заказчиком стал барон Сергей Григорьевич Строганов. Выстроенный дом находился во владении рода вплоть до 1918 г. и прославился не толь ко на весь Санкт-Петербург, но и далеко за его пределами. Род Строгановых ведет свое начало от богатых граждан Великого Новгорода. Перебравшись на реку Вычегду, они занялись добычей соли — по тем временам ценнейшего продукта, приносящего большую прибыль. В XVI в. царь Иван Грозный пожаловал Анике Строганову прикамские земли.

Строгановский дворец. 1750–1754

В дальнейшем его сыновья построили здесь несколько крепостей (острожков) и развернули соляное дело. Унаследовав от отца предприимчивость, братья завели торговые склады во многих городах русского Севера и в центральных районах страны, отправляли своих людей в далекую Среднюю Азию, вели торг с заморскими странами и Сибирью. Кроме того, они тратили немалые средства на постройку храмов, покупку редких книг, организацию художественных промыслов и иконописных мастерских.

Архитектора не ограничивали ни в чем:ни в расходах, ни в материалах, ни в фантазии

Воспитанником Александра Строганова был талантливый строитель Казанского собора Андрей Воронихин. На постройке храма трудился без устали и сам граф, несмотря на свое слабое уже здоровье. Поговаривали, что знатный вельможа немногими днями переживет освящение собора. Александр Строганов твердо верил в свое предопределение и после окончания первой службы подошел к митрополиту под благословение, проговорив: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, с миром». И точно, граф скончался 15 сентября 1811 г., ровно через двенадцать дней после обозначенного события.

Тайны дворца

Известно, что Александр Строганов был видным масоном и основателем одного из самых радикальных масонских союзов — Великого востока Франции. В его дворце собирались члены петербургской ложи вольных каменщиков, поэтому здесь было немало тайных символов. Так, чередование парадных залов, личных покоев, коридоров и прочих помещений здания обозначало ритуальный тайный путь, который должен пройти каждый настоящий масон. В убранстве дворца и его декоративных элементах присутствовало множество масонских знаков и разнообразных эмблем духовного восхождения.

Портрет Александра Сергеевича Строганова.Александр Григорьевич Варнек.1814

Считалось, что в Физическом (Египетском) кабинете дворца находился алтарь масонского святилища. Как известно, Египет играл важную роль в символике масонства, ведь по легенде первые каменщики участвовали еще в постройке пирамид. Отсюда и скульптурные изображения сфинксов при входе в здание.

Большой зал Строгановского дворца

Замок из Средневековья

Большой Гатчинский дворец уникален в своем роде. Внешне напоминая средневековый замок, он на самом деле должен был воспроизводить итальянскую виллу. Архитектор Антонио Ринальди не учел того, какое впечатление будет создавать английский сад, окружающий здание. Он придавал гатчинской резиденции налет рыцарской романтики. Усилили эффект и каменная облицовка стен, и башни, которые для русского глаза, привыкшего к светлым тонам и пышному убранству барокко, казались мрачными.

Интересно, что дворец также планировали обнести рвом. Волей-неволей напрашивается сравнение с Михайловским замком в Петербурге, знаменитой крепостью Павла I. Замок на воде уж очень напоминает средневековый: тут вам и ров, и настоящие подъемные мосты. Такое сходство двух резиденций Павла I неслучайно. На одном из планов перестройки Гатчинского дворца, датируемом 1783 годом, изображен проект нового дворца, замыкающего площадь перед главным зданием. Идею в жизнь так и не воплотили, но чертежи послужили основой для создания Михайловского замка.

Залы Гатчинского дворца

Главный элемент убранства залов Гатчинского дворца – большие живописные полотна. Для этого архитектор определил место, разделив площадь стен тонкими профилированными тягами.

Мраморная столовая

Мраморная столовая площадью 110 квадратных метров использовалась для парадных обедов. Стены украшают живописные полотна. Главное украшение зала – колонны каррарского мрамора с капителями.

Установленные на невысокие пьедесталы, они поддерживают карнизы, богато украшенные лепниной. Стволы колонн декорированы валиками. Пышная отделка перекрытия, полотнища дверей, паркет геометрического рисунка выглядят торжественно и строго.

Гипсовые барельефы на стенах изображают сцены из мифов о греческом боге виноделия Дионисе. Лепной потолок украшен двумя живописными плафонами. Изящно смотрятся предметы декоративной бронзы: часы и подсвечник, мраморный камин, украшенный зеркалом в бронзовой золоченой оправе.

Тронная Павла I

Торжественный и нарядный зал площадью 50 квадратных метров. Украшают зал французские гобелены и декоративные ковры из Индии. Над камином – гобелен богини плодородия Цереры.

Паркет из ценных пород дерева. В центре паркетного покрытия переплетенные венки, окруженные фигурной сеткой из ромбов. Резное золоченое тронное кресло – работа придворного мастера Мейера.

Довершает убранство зала бронзовый стол с круглой доской из яшмы и деревянные белые торшеры. На потолке – лепнина с одноглавыми орлами, венками, гирляндами с обильной позолотой.

Малиновая гостиная

В Малиновой гостиной гобелены и мебель вишневого цвета. Украшает зал люстра из слоновой кости с бронзой и декоративные вазы, украшенные фигурками детей, гирляндами цветов, листьев, гроздьями винограда. Обитая малиновым бархатом резная мебель доставлена во дворец из Франции.

Двери гостиной украшены живописными панно на мифологические сюжеты. Полотнища дверей сверкают золоченым резным орнаментом. Карниз декорирован лепными деталями. Паркет расписан букетами и венками.

Парадная опочивальня

Парадная опочивальня площадью 72 квадратных метра. Каждая стена имеет оригинальную отделку, построенную на сочетании белого и голубого цветов, изысканно оттененных позолотой. Голубой лионский шелк, вытканный серебром медальонами, букетами цветов украшает стены. Размещенные напротив друг друга зеркала создают видимость бесконечного пространства.

Резная кровать огромных размеров с балдахином над ней соседствует с синими фарфоровыми вазами в золоченой бронзе и сочетается с декором дверных полотен. В алькове – потайная дверь на темную винтовую лестницу, ведущую в покои императора.

Белый зал

Белый зал площадью 250 квадратных метров – для многолюдных торжественных церемоний. Лепные украшения стен, мраморные барельефы, арочные оконные проемы, двери из ценных пород дерева с мраморными наличниками украшают зал. Статуи в египетских одеяниях и жрецы с жертвенным подносом, выполненные из черного мрамора, смотрятся необычно и грациозно.

Туалетная комната

Туалетная комната дворца украшена лепниной. Стены серо-голубого цвета с изображением венков, зверей и птиц. Простенки оживлены гирляндами. Над дверями – панно со спящими мраморными амурами. Паркет украшает виртуозный рисунок растительного характера.

Аванзал

Аванзал – приемная для гостей, ожидавших Высочайшего выхода, открывает анфиладу парадных помещений. Зал площадью 55 квадратных метров при Павле I служил для смены караула, охраняющего внутренние покои дворца.

Стены украшает лепной декор: шлемы римских воинов, знамена и щиты. Над мраморным камином с лазуритом – портрет императора Павла I. Вдоль стен расставлены стулья красного дерева.

Подземный ход

Подземный ход длиной 130 метров ведет в грот и выходит на берег Серебряного озера. Стены хода отделаны известняком. Это один из многих ходов подземелья, образующих ходов. В подвалах хранили пищу и вино.

Тайны Двореца Бобринских

Район Коломны, несмотря на близость к центру города, всегда сохранял провинциальные черты. удивительно, но в нескольких сотнях метров от классической сенатской площади зимнего дворца и главного собора российской империи находилась истинно русская усадьба с большим подворьем и садом.

В XIX в. дворец Бобринских был одним из самыхзнаменитых центров светской и культурной жизниПетербурга

Усадьба строилась в конце XVIII в. по проекту итальянского архитектора Луиджи Руска для человека, появление на свет которого было окружено романтикой, тайнами, и недомолвками. Это был незаконнорожденный сын Екатерины II и ее фаворита Григория Орлова — граф Алексей Бобринский. Екатерине удавалось до последнего мига скрывать беременность, так как, по уверениям императрицы, между ней и мужем не было интимных отношений. Однако сами роды скрыть во дворце было трудно. Тогда камердинер Екатерины, преданный ей Василий.

Алексей Григорьевич Бобринский. На портретевидно сходство с матерью Екатериной Великой

По легенде Екатерина то ли в саду, то ли в самом дворце Бобринских спрятала несметные сокровища для своего внебрачного чада. Говорят, что покинувшие Россию после Октябрьского переворота наследники Алексея хотели указать большевикам тайное место в обмен на половину найденного, но те от казались. Современные обитатели дворца утверждают, что клад тщательно охраняется: время от времени здесь видят призрак монаха в черном капюшоне, который вышагивает по темным вечерним коридорам. Шкурин, поджег свой дом на окраине столицы. Пётр III, который любил пожары и не про пускал ни одного, ускакал туда. За это время Екатерина родила сына, которого вынесли из дворца, завернутого в бобровую шубу. Отсюда, по легенде, он и получил фамилию Бобринский.

Екатерина II в виде Законодательницы в храме богиниПравосудия. Дмитрий Григорьевич Левицкий.Начало 1780-х

Дареное не дарят

Строительство дворца началось в 1766 году, но дело шло очень медленно. К 1768 году замок едва был доведен до карниза, в 1770—1772 гг. велись работы по внешней отделке. И лишь в 1781-м замок был готов окончательно: об этом свидетельствует доска, которая до середины XX века висела в центральном корпусе здания.

Чертежи фасадов Гатчинского дворца, 1781 год. (Pinterest)

Счастливый владелец нового дворца граф Григорий Григорьевич Орлов не поскупился на внутреннее убранство: он покупал мебель, картины и украшения, которые прекрасно демонстрировали состоятельность императорского фаворита. Правда, описи имущества графа не сохранились. Но в 1783 году Орлов скончался, и Екатерина II выкупила собственный подарок у братьев своего бывшего помощника и передарила сыну Павлу. Наследник престола в то время был ограничен в средствах, и реорганизацией Гатчины занялся только после того, как достроил резиденцию в Павловске.

Подземный ход и потайные двери

Взявшись за дело, Павел I изменил все на свой лад. Сам городок стал больше напоминать военное поселение, да и дворец подвергся некоторым изменениям. Структура постройки осталась та же: центральное здание соединяется двумя полукруглыми галереями с прямоугольными каре, кухонным и конюшенным. Каре несли на себе вспомогательную функцию — в них располагались хозяйственные помещения (конюшенное позже переименовали в арсенальное). Парадные залы расположили в центральной части дворца.

Отличительная особенность Гатчинского дворца — секретный подземный ход, дополненный множеством потайных дверей, коридоров и комнат, благодаря которым можно было незаметно покинуть замок или просто быстро переместиться из одной части дворца в другую. При Павле вместо луга перед дворцом раскинулся плац-парад, который обнесли бастионной стенкой. Внутренние интерьеры дворца приспособили к нуждам придворного церемониала.

Подземный ход Гатчинского дворца. (Pinterest)

Павел I, которому в 1851 году установили памятник перед дворцом, использовал гатчинскую резиденцию для своей излюбленной «игры в солдатики»: до восшествия на престол у наследника был небольшой отряд, который он и тренировал здесь по прусскому образцу. После смерти Павла I в 1801 году Большой дворец в Гатчине больше не переходил в частные руки, а передавался по наследству членам императорской семьи.

Наибольшую роль в политической жизни страны Гатчина играла при Александре III. Император не жаловал Петербург, и большую часть года проводил в загородной резиденции, лишь изредка возвращаясь в столицу. Кстати, именно поэтому первая междугородняя телефонная линия в стране была в 1882 году проведена от Гатчины до Петербурга.

Приоратский дворец

В Гатчине расположен еще один знаменитый замок Павла I — так называемый Приоратский дворец. Построен он был в 1799 году по приказу самого императора. В России подобных дворцов больше нет: стены созданы по особой технологии землебита, который представляет собой спрессованный суглинок, пропитанный известняковым раствором. Внешне дворец напоминает средневековый католический монастырь.

Интересна и сама история создания Приората. Как известно, Павел I, которого часто называют последним рыцарем Европы, был тесно связан с Мальтийским орденом. Во время Французской революции потерявший значительную часть имущества орден обратился за помощью к русскому императору, который повелел создать в России «Великое Приорство» Мальтийского ордена. Именно для приора ордена принца Конде Павел I задумал построить летнюю резиденцию неподалеку от собственной.

Тайны Мраморного двореца

На берегу невы, напротив петропавловской крепости, стоит роскошный дворец, при строительстве которого использовали тридцать два вида мрамора. так любил этот материал и виртуозно умел использовать его в своих работах только один архитектор — Антонио Ринальди.

Мраморный дворец

Царский подарок

Великолепный Мраморный дворец был прощальным подарком Екатерины Великой своему бывшему фавориту Григорию Орлову. По легенде, проект дворца принадлежал самой императрице. Увидев его, Антонио Ринальди будто бы так расхваливал Екатерину, что та предложила ему построить здание, раз оно так хорошо. Однако пожить в подаренных царской рукой покоях Григорию Орлову не пришлось. Строили дворец долго, и граф умер в то время, когда шли отделочные работы.

Бриллиант «Орлов» в царском скипетре —прощальный подарок графа ОрловаЕкатерине Великой

Отставленный царский любимец также преподнес бывшей возлюбленной подарок — огромный алмаз «Орлов», который стал украшением императорского скипетра. В Мраморном дворце есть потайной ход, который ведет из кабинета в молельную. Говорят, что он был соединен подземным коридором с Зимним дворцом и другими великокняжескими резиденциями на Дворцовой набережной. Ходила легенда, что этот ход появился после покушения на Александра II. По слухам, там же была проложена ветка царского метро. Правда это или нет — неизвестно.

Портрет графа ГригорияГригорьевича Орлова. XVIII в.

Дворец поэта

Екатерина выкупила у наследников дворец в казну, а перед смертью подарила его своему внуку — великому князю Константину Павловичу, брату двух будущих императоров — Александра I и Николая I. Константин отрекся от престола в пользу старшего брата Николая, и Мраморный дворец стал домом для еще двух великих князей — Константина Николаевича и его сына Константина Константиновича. Последний был поэтом, творившим под псевдонимом К. Р. (Константин Романов). На его стихи написано несколько романсов, самый известный из которых — «Растворил я окно…». Кроме того, Константин Константинович покровительствовал молодому крестьянскому поэту Ефиму Придворову, прославившемуся впоследствии под псевдонимом Демьян Бедный.

В советское время в Мраморном дворценаходился музей В. И. Ленина: тут принималив пионеры лучших учеников

Генерал Александр Редигер так писал о Константине Константиновиче Романове: «Это была личность особенно светлая и симпатичная. Чрезвычайно умный, очень начитанный, добрый, деликатный и благовоспитанный, великий князь производил на всех, имевших с ним дело, чарующее впечатление. <…>. Везде его чрезвычайно любили за доброту и привет ливость. Он до тонкости знал все внешние обязанности строевого начальника и любил всю парадную сторону гвардейской службы, любил офицеров и нижних чинов, но сам остался в душе поэтом, смотревшим на все крайне благодушно, но не способным проводить настойчиво какие-либо требования, а тем более карать»

Архитектура Гатчинского дворца

Гатчинский дворец – архитектурно-дворцовый ансамбль, сочетающий черты классицизма в интерьерах с элементами средневековых замков во внешнем облике.

Комплекс включает:

  • Главный корпус с пятигранными башнями по сторонам.
  • Две полукруглые галереи.
  • Два прямоугольных здания с восьмигранными башенками по углам.

Здание расположено на холме, северный фасад обращен к Белому озеру и Дворцовому парку, южный – на плац внутреннего двора. Первый этаж главного здания и галерей отделан простыми пилястрами. Окна украшают рельефные наличники.

На втором этаже богатые пилястры и колонны. Третий этаж – с простейшими наличниками на окнах.

Северный фасад открывается постепенно при обходе и выглядит скромно. Центр фасада украшает балкон с ажурной решеткой. К аркам входных дверей ведет широкая гранитная лестница, имеющая всходы с трех сторон.

Изогнутые галереи изящно соединяют трехэтажный корпус с боковыми зданиями. Внешние углы, сглажены восьмигранными башнями, что подчеркивает сходство дворца со средневековым замком.

Залы и интерьеры Большого Гатчинского дворца

Каждая комната, расположенная в Большом Гатчинском дворце, по-своему уникальна, включает в себя смешение нескольких стилей, элементов и деталей декорации и материалов разных эпох. Галереи и парадные залы, опочивальни и тронные залы, столовые и рабочие кабинеты абсолютно не похожи друг на друга и поражают посетителей изысканностью и уникальностью дизайнерских решений.

Аванзал

Аванзал стал первым из вереницы парадных помещений. Главная его изюминка ‒ коллекция огромных полотен живописцев. Уникальные наборные двери вместе с паркетом, украшенным рисунком из двух листьев пальмы, были воссозданы по эскизам, разработанным великим зодчим Ринальди. Стены зала украшены красивейшей лепниной, которая отображает лавровые венки, знамена, щиты и шлемы римских легионеров.

Белый зал

Белый зал дворца ‒ самый большой торжественный зал, в котором устраивались празднества и проводились торжественные церемонии. Стены украшены пилястрами Коринфского ордена. Симметричные высокие арки, огромнейшие окна, которые служили дверями на балкон, красивейшая лепнина из цветочных гирлянд и венков, уникальные античные барельефы из мрамора придают залу торжественность и монументальность.

Белый зал Большого Гатчинского дворца

Мраморная столовая

Мраморная столовая выполнена в классическом стиле. Торжественный зал разделен на буфет и столовую. Буфетная зона выделена низкими перилами из мрамора с резными балясинами. Вдоль стен установлены каннелированные мраморные колонны с античным орнаментом. Здесь много предметов, выполненных из бронзы: канделябры, часы, зеркальные рамы. Пол выложен паркетом из красного дерева и ореха в причудливых и замысловатых сочетаниях.

Тронная комната

Тронная императора, в которой проводились аудиенции и торжественные приемы, представляет собой квадратное помещение с выходом на балкон. Стены украшены уникальными французскими гобеленами, которые удивительно импонируют паркетному полу, изготовленному из ценных сортов дерева. Венцом всего этого великолепия стал красивейший императорский трон, покрытый позолотой.

Парадная опочивальня

Парадная опочивальня великой императрицы выполнена в голубом цвете. Стены обтянуты натуральным шелком от мастеров из Лиона, пронизанным серебряными нитями. Альков отделен маленькой балюстрадой, сразу за ней стоит широкая позолоченная кровать, укрытая балдахином. На стенах расположены мраморные пилястры, которые расписаны в стиле гротеск. Огромные зеркала создают ощущение бесконечного пространства.

Галереи дворца

Оружейная галерея соединяет Центральную часть с Кухонным каре. Стены ее отделаны натуральным деревом ценных пород. На них расположилась уникальная коллекция воинского оружия от прославленных мастеров. Каждый экспонат этой коллекции стал не только оружейным шедевром, но и уникальным предметом искусства, поскольку все стволы и рукояти украшены драгоценными камнями, слоновой костью и перламутром.

Чесменская галерея украшена в честь победы русских моряков в Чесменском сражении. Здесь даже динамичный узор паркета отражает славу русских моряков. Интересны для посетителей символическая фигура орла и множество лепных знамен. Китайская галерея практически целиком отделана отполированным дубом. Окна украшены разноцветными витражами. Здесь находится коллекция китайского фарфора, другие изделия и мебель.

Готическая галерея расположена в Арсенальном каре и существенно отличается от других залов дворца. Уникальный интерьер с его удлиненными пропорциями, многообразием готических сводов, разноцветными витражами, установленными в оконных пролетах, и дубовыми узорными панелями удивительно точно повторяет старинный интерьер и внутреннее убранство сооружений, которые возводились в средние века.

Откуда сбежал Керенский?

Необычная судьба ждала Большой дворец в Гатчине в XX веке. В дни Октябрьской революции здесь столкнулись казачьи части и красногвардейские отряды. 27 октября 1917 года во дворец прибыл сам Керенский. Вскоре перед замком провели митинг, после чего революционные войска заняли дворец, а Керенский сбежал. По одной из версий, именно из Гатчины, а не из Зимнего дворца бывший председатель Временного правительства сбежал в женском платье. Об этом свидетельствуют строчки из его мемуаров: «Я ушел из Дворца за 10 минут до того, как предатели ворвались в мои комнаты. Я ушел, не зная еще за минуту, что пойду. Пошел нелепо переодетый под носом у врагов и предателей. Я еще шел по улицам Гатчины, когда началось преследование».

Так сейчас выглядит Гатчинский дворец. (Pinterest)

В 1918-м в Большом дворце был открыт музей. К 1926 году значительную часть мебели и украшений вывезли из дворца для последующей продажи. Во время Великой Отечественной войны также удалось спасти только небольшую часть интерьеров: многое просто не успели эвакуировать. Так что сейчас представленные в музее интерьеры почти полностью неоригинальны. После войны воссоздавать дворец не планировали: слишком дорого обходилось восстановление. Но реставрация замка все-таки началась и продолжается до сих пор.

Чесменская галерея и другие галереи дворца

Настало время ознакомиться с интерьерами галерей, соединяющих Центральный корпус дворца с Кухонным каре и Арсенальным каре. Кстати говоря подробный план Гатчинского дворца с описанием помещений и интерьеров есть все на том же официальном сайте музея вот по этой ссылке.

Стоит отметить, что в основном все открытые для показа интерьеры, комнаты и экспозиции расположены на втором и третьем этажах дворца и находятся в Центральном корпусе. Поэтому отложим Центральный корпус на сладкое и осмотрим галереи дворца.

В галереи второго этажа, примыкающей к Кухонному каре расположилась выставка оружия Гатчинского дворца. Стены галереи реставрированы не до конца.

Рядом расположена так называемая Чесменская галерея дворца. В настоящее время в полном своем великолепии галерею можно наблюдать только на выставленной здесь же фотографии. Сама же галерея не отреставрирована и находится в таком состоянии, в каком прибывала с 1944 года. Чесменская галерея была одним из самых красивых залов Гатчинского дворца, а свое название получила в честь трех полотен, украшавших зал. Картины были написаны художником Якобом Филиппом Хаккертом на тему Чесменского боя.

О былой роскоши Чесменской галереи сейчас можно судить только по остаткам лепнины на стенах.

С другой стороны Центрального корпуса симметрично Чесменской располагается Греческая галерея. Греческой галерея называется потому, что в ее оформлении были использованы только греческие мотивы, картины, рельефы, скульптуры, все складывается в единый ансамбль.

Галереи первого этажа заняты бытовыми помещениями музея, а третий этаж есть только у Центрального корпуса, поэтому осмотр галерей Гатчинского дворца можно считать состоявшимся.

Что посмотреть туристам

Монументальная постройка в стиле классицизма стоит на самой высокой точке холма, неподалеку от живописного Серебряного озера. Дворец похож на строгий средневековый замок, и этим он отличается от всех дворцовых построек, которые сохранились в пригородах северной столицы. Аскетичные фасады облицованы разновидностью травертина – серым пудотским известняком.

Территория дворца открыта со вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00. Гости входят в здание со стороны плаца. Самостоятельный осмотр парадных залов и старого подземного хода стоит 450 рублей (2021).

Тронная Павла I Гатчинского дворца

В Гатчинском дворце проводится много интересных экскурсий. Туристы могут пройти с гидом по личным комнатам Романовых и побывать в резиденции Великого магистра Мальтийского ордена. Экскурсии стоят 1000 рублей для взрослых, 500 рублей для учащихся и пенсионеров (2021).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дизайнерские решения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: