Особенности стиля
Георгианский стиль в интерьере
Направление в дизайне получило название в честь короля Великобритании Георга I. Во времена его правления на пике популярности был стиль рококо, но спокойные и сдержанные классические интерьеры все еще оставались актуальны – так и зародился смешанный георгианский стиль.
Отличительные черты:
- большие и объемные окна;
- строгая симметрия и пропорции;
- практичность и удобство;
- светлые и нейтральные оттенки;
- позолоченный декор.
Лучше всего георгианский стиль смотрится в просторном помещении, так как при его оформлении используется много элементов, которые в небольшой комнате будут выглядеть громоздко.
Раннегеоргианский стиль (1714—1727)
Годы правления короля Георга I следовали за царствованием королевы Анны Стюарт, времени «величайшего уровня вкуса», основанного на усвоении британской архитектурой классицистических традиций «континентального искусства», прежде всего палладианства. Cам король мало интересовался Англией, его более заботили германские владения, он даже не владел английским языком. Политикой, в том числе и в области искусства, занимался его первый министр, финансист, меценат и крупнейший в Англии коллекционер живописи, хранившейся в Хоутон-холле (Норфолк, Восточная Англия), Роберт Уолпол, отец писателя, родоначальника «готического романа» и также коллекционера Хораса Уолпола. Значительную роль в воспитании художественных вкусов того времени играли теоретические труды графа Э. К. Шефтсбери, поклонника античности и классического итальянского искусства.
Но более всего, в особенности для развития английской архитектуры, имела значение деятельность лорда Бёрлингтона, прозванного «графом-архитектором»: мецената, издателя, археолога-любителя и архитектора. В 1714—1715 годах Бёрлингтон был в Италии, там он познакомился с У. Кентом, вместе с которым занимался изучением творчества знаменитого вичентистского архитектора Андреа Палладио. Позднее изучал работы первого последователя Палладио на севере Европы — Иниго Джонса. В Англии Бёрлингтон стал пропагандировать палладианскую архитектуру и при его поддержке, возможно, и по его инициативе архитектор Колин Кэмпбелл предпринял издание трёхтомной энциклопедии «Британский Витрувий, или Британский архитектор» (Vitruvius Britannicus, or the British Architect..)
Трактат был опубликован в 3-х томах в 1715—1725 годах (последующие издания: 1767, 1771) и имел важное значение в истории европейской архитектуры. Три тома были изданы по подписке, среди подписчиков были члены королевской семьи, многие меценаты, архитекторы и их заказчики
В сущности, это был развёрнутый иллюстрированный каталог построек английского классицизма, включающий проекты лорда Бёрлингтона, сэра Кристофера Рена, самого Кэмпбелла, Николаса Хоуксмура, Уильяма Кента, Иниго Джонса и других архитекторов-палладианцев.
В 1732 году Бёрлингтон опубликовал в Лондоне альбом чертежей и выполненных Палладио обмеров построек под названием «Римские термы». Бёрлингтон поддерживал творчество Колина Кэмпбелла, Джеймса Гиббса, Уильяма Кента, И. Вэра, Джона Вуда, Джона Ванбру, Роджера Морриса.
После кончины выдающегося архитектора, сэра Кристофера Рена в 1723 году его ученик Николас Хоуксмур заканчивал возведение зданий Королевского морского Госпиталя в Гринвиче, выдающегося произведения английского классицизма с элементами барокко времени правления Стюартов. В оформлении интерьеров и мебели раннегеоргианского стиля ещё долго ощущались влияния неоготики и специфичного английского барокко. Сказывался консерватизм мироощущения британской аристократии.
Стиль Тюдоров (1500-1600)
Деревенский средневековый английский дом из сказок. Стиль оказался стоек, несмотря на ордерную архитектуру итальянцев, которая повсеместно проникла в Британию.
Особенности английского стиля Тюдоров – брутальный вид. Очень высокие фронтоны на главном фасаде, часто разных размеров. Огромная труба, рядом с входной дверью на главном фасаде или сбоку. Арочный вход. Маленькие слуховые окна. Иногда имитация соломенной крыши. В новых вариантах строений делают большие эркеры на фасадах.
Черты стиля Тюдоров
- Очень высокие фронтоны
- Крутая крыша, часто с ломаным краем.
- Выделенная труба, часто на главном фасаде
- Окна с мелкой расстекловкой
- Ассиметричный план и общий вид
- Мелкие слуховые окна
- Основной вход часто выложен
Георгианским стилем в архитектуре принято называть строительные элементы и формы, существовавшие с начала 18-го по тридцатые годы 19-го века. Этот период совпадает с эпохой, названной Георгианской по именам первых четырех британских монархов династии Ганновера, которых от I до IV звали Георгами. Их поочередное правление длилось с августа 1714 по июнь 1830 года.
В Соединенных Штатах термин «георгианский дом» обычно используется для описания всех зданий того периода, независимо от стиля. как правило, ограничена постройками с типичными для того времени характеристиками. Георгианское направление в Соединенных Штатах с конца 19-го века возрождается как неоколониальная архитектура. В начале 20-го века стиль вновь появляется в Великобритании под названием неогеоргианского.
Примечания
- Власов В. Г. Георгианский стиль // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. III, 2005. — С. 96
- The Elements of Style. — London: RIBL, 1991. — P. 72, 170—203
- Pevsner N., Honour H., Fleming J. Lexikon der Weltarchitektur. — München: Prestel, 1966. — S. 253
- Власов В. Г. Георгианский стиль. — С. 96—97
- Barnard T. C., Clark J. Lord Burlington: architecture, art and life. — London, 1995. — P. 297
- Власов В. Г. Георгианский стиль. — С. 97—98
- The Elements of Style. An Encyclopedia of domestic architectural detail. — London, 1991. — Pp. 136—139
- Watkin D. English Architecture. A concise History. — London: Thames and Hudson, 1979. — Pp. 131—138
- The Elements of Style. An Encyclopedia of domestic architectural detail. — London, 1991. — Pp. 204
Литература
- Kammerlohr «Epochen der Kunst», Bd.4 Oldenbourg Schlbuchverlag GmbH, München/Wien 1997. ISBN 3-486-87524-8.
- Fletcher, Banister and Fletcher, Banister, A History of Architecture, 1901 edn., Batsford
- Esher, Lionel, The Glory of the English House, 1991, Barrie and Jenkins, ISBN 0712636137
- Jenkins, Simon (1999), England’s Thousand Best Churches, 1999, Allen Lane, ISBN 0-7139-9281-6
- Jenkins, Simon (2003), England’s Thousand Best Houses, 2003, Allen Lane, ISBN 0-7139-9596-3
- Musson, Jeremy, How to Read a Country House, 2005, Ebury Press, ISBN 009190076X
- Pevsner, Nikolaus. The Englishness of English Art, Penguin, 1964 edn.
- Sir John Summerson, Georgian London (1945), 1988 revised edition, Barrie & Jenkins, ISBN 0712620958.
Современные черты стиля
Георгианский стиль можно полностью воплотить в любую эпоху, он и сейчас считается основой для интерьера загородного дома. Изысканный декор присущ раннему становлению георгианского стиля, а классическое, более традиционное направление появилось уже позднее.
Георгианский стиль великолепно вписывается в интерьер большой гостиной, подходит он и для холлов или спальных комнат.
Соблюсти его в интерьере несложно, главное придерживаться основных правил.
•Стены комнат необходимо разделить на три горизонтальных секции. Использовать можно недорогие полиуретановые или виниловые карнизы, панели легко при помощи красок и лаков выкрасить под дерево.•Обои в георгианском стиле не так дорого стоят по сравнению с прежними временами и потому купить их можно в любой момент. Дом будет выглядеть в соответствии с георгианской эпохой, если по периметру наклеить бордюр из позолоченной ленты.•Самостоятельно созданный узор на стенах из лент, бордюров и тканей поможет воссоздать георгианский стиль.
- На пол можно положить линолеум или винил с рисунком под мрамор. На кухне используют плитку, выложенную в шахматном порядке.
- Комнаты не нуждаются в огромном скоплении мебели. В магазинах часто продаются недорогие предметы мебели, имитирующие георгианскую эпоху. В интерьере можно использовать кресло с подлокотником, плетеный стул с подушкой, закрепленной с использованием бантиков.
- Мебель желательно расставлять вдоль стен.
- На окна выбирают фестончатые или рулонные шторы, широко используется ламбрекен.
- Светильники можно выбрать сходные со стилем георгианской эпохи, то есть в форме свечей.
- В интерьере необходимы зеркала, силуэты в черных рамках, декоративные панно из гипса. Предметы декора нужно размещать симметрично.
Цветовая гамма обычно тусклая: гороховый, серый, зеленый, коричневатые тона соответствуют раннему направлению. В более позднем периоде георгианский стиль стал оживляться голубыми и розовыми красками, позолотой для оформления декоративных вещей.
https://youtube.com/watch?v=6QUaox1WJqw
Фотогалерея
Жилые здания
В экстерьере загородных домов Англии преобладали модификации архитектурного направления Палладио (позднее Возрождение). Здания нередко размещались среди великолепных ландшафтов. Большие усадебные дома были в основном широкими и казались несколько приземистыми и более впечатляюще смотрелись издали. В масштабных величественных постройках выделялась самая высокая центральная часть с более низкими боковыми строениями.
Крыша без орнамента, исключая балюстраду и верхнюю часть фронтона, обычно была невысокой, однако в более пышных и дорогих зданиях возводились купола. Колонны, как и пилястры, нередко завершались фронтоном в неогреческом стиле и считались популярными элементами как внешнего, так и наружного декора в архитектуре частных домов георгианского стиля. Штукатурный геометрический или растительный орнамент не содержал человеческих фигур. Однако в роскошных зданиях применялась скульптура наподобие статуй позднего Возрождения. Как в жилых, так и домах другого назначения, окна размещались в ритмичном порядке и были большого размера. Их не просто было открыть, и к 1670-м годам были разработаны специальные оконные створки, которые стали очень распространенными.
Викторианские фасады с кирпичом
Кирпич был популярным выбором облицовки в ранней викторианской архитектуре – часто из местных кирпичных заводов. Могочисленные кирпичные цвета часто использовались для формирования декоративных узоров.
Эта терраса в Южном Мельбурне отличается декоративной кирпичной работой, популярной в архитектуре в середине викторианской архитектуры, где для большей части дизайна использовался красный или коричневый кирпич, а для создания декоративных узоров и определения углов и окон использовался более светлый кирпич.
В то время как викторианские террасы и домики рабочих являются обычно простыми, отдельно стоящие здания также являются стандартом этого архитектурного периода, и часто являются ошеломляющими особняками, такими как кирпичная красавица в Кобурге.
Период расцвета
Направления, которые привели к преуспеванию георгианского стиля в архитектуре и стали его составными частями, относятся к нескольким категориям. Это и конфигурации, подобные временам позднего Возрождения в духе с классическими формами и пропорциями. Также элементы готики и даже китайского стиля шинуазри (эквивалент европейского рококо), которым был увлечен весь англоязычный свет.
С середины 1760 годов диапазон неоклассицизма заметно расширился и стал наиболее модным. Начиная примерно с 1750 года, георгианское зодчество дополнилось неоклассической архитектурой, ориентированной на древнегреческие образцы. Но поскольку это направление возросло в популярности после 1800 года, оно выделилось в самостоятельный стиль. Ведущие примеры в так называемом «греческом вкусе» — проекты Уильяма Уилкинса и Роберта Смирке.
Известные британские зодчие того периода — Роберт Адам, Джеймс Гиббс, сэр Уильям Чемберс, Джеймс Уайат, Джордж Танц-младший, Генри Холланд. Джон Нэш был одним из самых плодовитых архитекторов поздней Григорианской эпохи, известной как стиль Регентства, соответствующий периоду правления Георга IV. Нэш отвечал за проектирование больших лондонских районов.
Ярчайшими образцами американской колониальной архитектуры в Георгианскую эпоху можно назвать Дартмутский колледж, Гарвардский университет, колледж Уильяма и Мэри.
Особенности
В архитектуре георгианский стиль заметно варьируется, но отличается строгой симметрией, сбалансированностью и классическими пропорциями, в которых применялось математическое соотношение высоты к ширине. Это соответствие касалось размеров фасадов, окон, дверей и было основано на античной архитектуре Греции и Рима, возрожденной в эпоху Ренессанса. Внешний отделочный орнамент обычно находился также в пределах классической традиции, но применялся довольно сдержанно, а иногда и полностью отсутствовал. Еще одна из особенностей георгианской архитектуры — равномерная повторяемость. Это особенно заметно в расположении одинаковых окон и в каменной, ровно расшитой кладке, которая подчеркивала ощущение равновесия и симметрии.
С середины 18-го века элементы и особенности георгианского стиля были обозначены архитектурными терминами, которые стали неотъемлемой частью обучения каждого зодчего, дизайнера, строителя, плотника, каменщика и штукатура от Эдинбурга (Шотландия) до Мэриленда (восток США).
Материалы
В Британии практически всегда использовался камень или кирпич, который часто покрывался штукатуркой. Крыши были, в основном, покрыты глиняной черепицей до тех пор, пока 1-й барон Пенрин, Ричард Пеннант, не расширил с 1760-х годов в Уэльсе сланцевую промышленность, после чего к концу века шиферная кровля стала обычным материалом.
В Америке и других колониях самой распространенной была древесина, поскольку представлялась наиболее доступной и наименее затратной по сравнению с другими материалами. Даже колонны делались из бревен, обработанных на крупногабаритных токарных станках. Камень и кирпич использовался в крупных городах или там, где его можно было получить на месте.
Дома в колониальном стиле — фото
Колониальная архитектура – поначалу грубая копия типичных построек Европы, со временем развилась, достигла расцвета. И если для первых колонизаторов важнее всего была надёжность жилища, его рационализм, то позже появилась и эстетика, шик. Колониальные дома заиграли новыми красками: на фасадах засияли лазурь, охра, киноварь, ярь-медянка. Постройки стали разнообразней и, благодаря обилию земли, шире, вольготней, чем в Европе.
***
Колониальный стиль не превратился в отжившую своё теорию. К нему обращают взор и сегодня. На пике популярности – эклектика, а колониальный экстерьер, соединивший, как концы разводного моста, культуры Востока и Запада, прекрасно с ней соседствует. Колониальная архитектура – удачная, пластичная форма, которую можно наполнить самым неожиданным, оригинальным содержанием.
4
2
голоса
Рейтинг статьи
Иные сооружения георгианской эпохи
Самыми удивительно грандиозными сохранившимися интерьерами того периода являются дома Апсли, творение Роберта Адама, перестроенное в имперском масштабе для герцога Веллингтона между 1819 и 1830 годами. Апсли также является последним неизмененным уцелевшим из великих лондонских таунхаусов, незаменимым для любой георгианской семьи, претендующей на власть или общественное лидерство. С 1811 года люди с меньшим достатком могли вместо этого выбрать дом на одной из новых террас Риджентс-парка с дворцовым видом. На самом деле это обычные кирпичные дома за эффектными оштукатуренными фасадами, спроектированные Нэшем.
От Уэйкфилда до Уэймута террасы и площади более скромных, но восхитительных таунхаусов являются одними из самых важных архитектурных наследий георгианского периода. Во многих из тех же городов также сохранились внушительные общественные здания того периода, что отражало растущий коммерческий успех и гражданскую гордость. Возникли ратуши, театры, концертные залы, биржи и торговые центры, процветали фешенебельные курорты и курорты, такие как Бат и Брайтон.
Палладианство не было новым для Британии, поскольку его отстаивал Иниго Джонс (1573-1652) в предыдущем столетии. Его влияние можно увидеть в его работах в Королевском доме в Гринвиче, Банкетном доме в Уайтхолле и Королевской часовне в Сент-Джеймс в Лондоне. Однако из-за потрясений Гражданской войны и Междуцарствия этот стиль так и не прижился полностью.
Новое поколение архитекторов начало сознательно возрождать видение Палладио, чему способствовал первый полный перевод на английский язык его «Четырех книг об архитектуре» 1716 года. Ричард Бойль, 3-й граф Берлингтон (1694–1753), вместе со своим протеже Уильям Кентом (1685-1748) отстаивал новый стиль, спроектировав среди других зданий знаменитую виллу с центральной планировкой Chiswick House. Как и во многих палладианских зданиях, простой внешний вид Чизвика разительно контрастирует с его богато украшенными интерьерами, многие детали которых были взяты из древнеримских зданий или проектов (например, камины и потолки) Иниго Джонса. Другие известные палладианские здания включают Холкхэм-холл в Норфолке и аббатство Вобурн в Бедфордшире. Основными сторонниками палладианского стиля были Колен Кэмпбелл (1676–1729), чья влиятельная публикация Vitruvius Britannicus (1715–1725) помогла продвижению стиля, Генри Флиткрофт (1697–1769) и Мэтью Бреттингем (1699–1769).
Единого георгианского стиля в интерьере фактически не существовало. Более ранний классицизм к 1760-м годам уступил место «французскому и женоподобному» рококо или шинуазри, или тому и другому вместе взятому. К началу 19 века строгий классицизм уже не преобладал. Налицо большое разнообразие стилей, от строго простого греческого возрождения, примером которого являются Белсей-холл в Нортумберленде и The Grange в Нортингтоне, Хэмпшир, до индийско-китайско-египетского Брайтонского павильона.
Принципы оформления интерьера
Георгианский стиль считался и до сих пор считается золотым веком и расцветом декоративного и мебельного производства. В отделке широко применялся мрамор, окна украшались резными ставнями, потолки – лепниной, стены дома закрывали деревянной обшивкой. Английская практичность не означала, что георгианский стиль должен быть исключительно утилитарным.
Стены
Отделке стен в георгианском интерьере уделяли очень много внимания. Пространство стены в классическом варианте подразделялось на три секции. Первая включала в себя цоколь, состоящий из плинтуса, панели и рейки, обшивалась эта секция деревянными панелями.
Примерно на 75 см высоты от пола начиналась вторая срединная секция, третья секция включала в себя фриз и карниз. Дом в срединной части стен обычно обшивали тканью или дорогими обоями, исключая столовую и кухню.
Полы
Типичный дом в георгианскую эпоху обязательно имел полы из досок или паркета, натертого воском. Уют жилищу придавали английские или восточные ковры.
Альтернативным вариантом считалось и нанесение лака или краски на деревянные доски. На кухне, в ванной, прихожих использовались терракотовые плитки.
Обстановка
Георгианский дом обязательно должен иметь ансамбль из мебели, где все отдельные предметы сочетались бы по обивке или основному материалу. В интерьере широко использовались бархат, шелк, дамаск, мебельный гобелен и ситец.
На рисунки тканей влияли восточные мотивы, а французская имитация тканей из Индии (туаль-де-жуи) помогала воспроизвести дом в китайском стиле. Популярно и модно считалось использовать вышитые материалы.
Аксессуары и освещение
Кроме огня в камине, дом освещался и десятками свечей. Их ставили в канделябры, фонари, подсвечники, бра, оформленные по классическому дизайну или в стиле рококо.
Непременными аксессуарами считались зеркала и картины, помещенные в позолоченные рамки, использовались для декора китайская посуда из фарфора и веера. Дом украшался изделиями из серебра, узоры наносились на двери и стены.
История стиля
Георгианский период начался с правления Георга I (1714 – 1727 гг.) и длился еще сто лет. Начало этого периода характеризуется модой на стиль рококо с ассиметричными линиями, завитками и гирляндами. Путешественники по разным странам привезли в Англию новомодные течения, одним из которых являлся классицизм, широко применяемый и в архитектуре, и в интерьере.
Смешение двух разных по характеру стилей – рококо и классицизма – привело к неожиданным, но весьма положительным результатам. Симметрия и прямые линии классического стиля сдерживали буйство интерьера в стиле рококо, а последний в свою очередь дарил одухотворенность и свободу.
Появившийся георгианский стиль частично впитал в себя и китайскую готику. На изменение устоявшейся моды свое влияние оказали и распространение новейших материалов, и развитие ремесел. Дом и его убранство все чаще стали оформляться с использованием древесины красных пород, изящными изделиями из стекла были заменены тяжелые и объемные украшения.
Георгианский дом стал воплощением практичности, особое внимание уделялось каминам и окнам. Камины обязательно должны были поддерживать тепло в промозглые дни, а окна — пропускать достаточно света
Церкви
Британские англиканские церкви строились в расчете обеспечить наилучший обзор и слышимость во время проповеди, поэтому главный (часто он же и единственный) неф с боковыми проходами стал короче и шире, нежели в более ранних храмах. В пригородах Англии внешний характер храмов часто сохранял привычный вид готической постройки с башней, колокольней или шпилем, ритмично расположенными вдоль нефа большими окнами, габаритным западным фронтоном, где находилась одна или несколько дверей, но все же присутствовал классический орнамент. Там, где имелось достаточно средств, со стороны западного фасада пристраивался классический портик с колоннами, заканчивающимися фронтоном. Эти принципы и конфигурации повторялись также и в британских колониях. Неконформистские церкви Англии выглядели более скромно — обычно в них не возводились башни или колокольни.
Образец георгианского храма — церковь святого Мартина в Лондоне (1720), в которой Джеймс Гиббс возвел над классическим фасадом башню с большим шпилем. Такая конфигурация поначалу потрясла общественность, но в итоге стала общепринятой и широко копировалась как в Англии, так и в колониях. Подобным примером стала церковь Св. Андрея города Ченнаи в Индии.
Завершающий период
Неоклассика георгианского направления оставалась популярной даже после 1840 года. В соперничестве между архитектурными стилями начала Викторианской эпохи она противостояла неоготике. В Канаде тори-колонисты приняли георгианское зодчество, как один из признаков их преданности Великобритании, потому стиль преобладал в стране до середины 19 века. Сразу после обретения Соединенными Штатами независимости по стране распространился федеральный стиль, который по существу представлял собой аналог построек времен регентства. Георгианская архитектура возрождалась неоднократно, например, в начале 20 века и 1950-х годах. А некоторые видные и Великобритании работают в этом направлении для частных резиденций и сегодня.
Зародился стиль в 17 веке, в эпоху правления короля Георга I, Великобритания. Георгианский стиль характеризуют сочетание симметрии и пропорций, утонченность и изысканность. Он не имеет ярко выраженной индивидуальности, но является гармоничной комбинацией нескольких других направлений; в нем можно узнать мотивы , а также вкрапления французской и китайской культур.
Городские особняки в георгианском стиле
Классическая георгианская постройка – дом, одиноко стоящий в собственном благоустроенном парке. Это также период, когда были сделаны первые шаги к последовательному подходу к городскому планированию.
Особенности зданий:
- Некоторые ранние георгианские особняки (например, Саттон-Скарсдейл-холл, Дербишир) продолжали принимать монументальный стиль барокко, популяризированный в поздний период Стюартов. Но вскоре более чистые архитектурные имитации классических римских и греческих оригиналов, отфильтрованные через проекты венецианского архитектора 16-го века Андреа Палладио и оригинального Витрувия Британика (1715–1725) шотландского архитектора Колена Кэмпбелла, опередили всех.
- Лидировали ультрамодные виллы на окраинах георгианского Лондона. Компактный дом на Мраморном холме (начатый в 1724 году) стал образцом не только для многих английских особняков, но и для плантационных домов в американских колониях.
- Дом Чизвик с куполом и колоннадой, спроектированный архитектором графом Берлингтоном в 1729 году, является гораздо более чисто палладианским храмом в римском стиле для коллекции произведений искусства, для демонстрации которого он был построен.
Большинству сооружений данной эпохи присуща изящность. Деор и размеры здания напрямую зависли от социального статуса жильцов. Георгианских стиль в архитектуре стал эталоном для многих стран того времени.
Городские особняки в георгианском стиле
Георгианская эпоха достойна особого восхищения. Рядовые скромные дома и огромные особняки – все обладает ощущением целостности. Тщательно продуманные ансамбли городских домов, располагались вокруг площадей. Сооружения архитектора Иниго Джонса стали первыми проектами коммерческого жилья, которое в последующем продавалось или сдавалось в аренду. Так называемые доходные дома возводились в четыре-пять этажей, с фасадами, выходящими на большие улицы или на площади.
На цокольном этаже обычно располагались прачечные и кухни. Первый этаж был отдан под столовую и парадные комнаты. На втором этаже в бальных залах проводили приемы, третий этаж предназначался для больших спален, детские же спальни находились на четвертом этаже. Пятый этаж был отдан под комнаты слугам, живущих в доме. Одна из черт доходных домов – присутствие задних лестниц, позволяющие слугам перемещаться по всем этажам минуя парадные помещения.
На улицах поменьше возводились дома для среднего класса. Совсем маленькие домики, расположенные в узеньких улочках предназначались для ремесленников, слуг и разнорабочих. Так же там находились конюшни и каретные дворы.
Замечание 2
Всем домам, построенным в георгианском стиле, была присуща изящность, отличались они лишь отделкой и стилем, которые зависели от социального статуса жильцов. Данный архитектурный стиль и в настоящее время является образцовым.
Оформление дома в георгианском стиле
Стены
В классическом варианте отделки, стены визуально делились на три секции, где нижняя секция (цоколь, от 50 до 100 см от пола), обшивалась деревянными панелями. Средняя часть, часто, драпировалась тканью (шелк, дамаст), и верхняя часть отделывалась потолочным фризом.
Сейчас, стены можно полностью оклеить подходящими стилю обоями, а для разделения стен на секции, использовать деревянные или полиуретановые молдинги, под потолок — карнизы.
Цветовая палитра
В георгианских интерьерах, широко использовались такие цвета, как светло-зеленый, серый, бежевый или серовато-белый, а также светло-коричневый, блекло-розовый и серо-зеленый. Панели окрашивали в темные тона или под дерево, имитируя рисунок ценных пород древесины.Краски, тогда, изготавливали на основе свинца и применяли внутри дома для украшения, а снаружи для защиты. Сейчас, все краски стоят почти одинаково, а в эпоху Георга I более яркий оттенок мог стоить в три раза дороже, чем блеклый! Поэтому яркие краски использовались очень экономно. Хотя со временем стали все чаще использовать насыщенный-желтый, голубой и розовый. В больших и презентабельных залах в изобилии использовалась позолота.
Пол
Типичный пол, в духе Георгианской эпохи — деревянные доски, полированные воском или паркет. Часто, на полы стелили добротный восточный или английский ковер. Что касается кухни и в ванной, то более уместным считалось использовать мраморные или терракотовые плиты. Сегодня, пол можно оформить качественным линолеумом с геометрическим рисунком под мрамор или ламинатом. На кухне хорошо будет смотреться пол, выложенный керамическими плитами, как вариант в шахматном порядке, или полностью светлый (бежевый).
Мебель
В георгианском стиле, вся мебель в помещении составляет своеобразный ансамбль, все предметы сочетются по стилю и материалу обивки. В качестве обивки популярны были: бархат, парча, дамаст, шелк, ситец и гобелен. Сейчас, можно найти и купить мебель того периода, но стоить она будет недешево
Стоит обратить внимание на аналоги… Не стоит заставлять комнату мебелью, гергианский стиль довольно практичен, свободного пространства должно быть достаточно. Обычно, мебель расставлялась вдоль стен, и на середину комнаты её выдвигали только при случае
Характерной особенностью стиля также является наличие в гостиной камина с изысканной отделкой мрамором, в духе . Без него не получится создать нужную атмосферу домашнего тепла и уюта. Возле камина всегда расположено мягкое, удобное кресло с высокими подлокотниками и пуфик, куда приятно сложить уставшие ноги после трудового дня.
Детали и декор
Среди декора обязательно должны присутствовать свечи, в канделябрах или подсвечниках, зеркала и картины в позолоченных рамах и изделия из серебра. А также для полноты картины стоит добавить набор китайской фарфоровой посуды. Весь декор следует располагать симметрично — это важный аспект, подчеркивающий стилевую принадлежность.
Георгианский стиль фото
Замечание 1
Одним из основных стилей архитектуры XVIII века, занимающим ведущую позицию в англоязычных странах являлся георгианский стиль.
XVIII век в Англии ознаменовался промышленным прогрессом, крайне необходимо было скорейшее возведение функциональных сооружений. Украшать здания не было времени, да и не требовалось. Вследствие вышеперечисленного, а также после неудачной попытки введения в английскую архитектуру стиля барокко, славящимся своей пышностью и грандиозностью, и зародился георгианский стиль.
Рисунок 1. Пример дома георгианской эпохи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основным направлением георгианского стиля было «палладинство» — следы влияния римских и греческих архитектурных традиций. Изначально идея принадлежит итальянскому архитектору Андреа Палладио (1508-1580), для которой характерны учет перспективы, симметрия, классические храмовые формы Древней Греции и Рима.
Характерные черты георгианского стиля:
- симметрия. Присутствует как в отдельных элементах, так и в архитектурном ансамбле;
- очень скромный декор, либо его полное отсутствие. Направление диктовали особенности того времени;
- кирпичная кладка. Особенность, присущая всем английским особнякам;
- акцент всего строения — яркая цветовая гамма оконных и дверных проемов, а также украшение резьбой или портиками;
- скатные крыши, присутствие фронтонов;
- прямые углы, строгая геометрия здания.
Иные сооружения георгианской эпохи
Именно в данную эпоху появились клубы для джентльменов, где последние могли встречаться в непринужденной обстановке для бесед и просто отдыха. Кроме того, на первых этажах домов, которые принадлежали определенному владельцу, могли располагаться магазины: залы с полками и продаваемым товаром закрывали огромные окна с красивыми вывесками. Хозяин дома жил в том же доме, над магазином.
Театр был представлен в виде закрытого помещения, в котором были построены балконы для зрителей.
Представители георгианства:
- Иниго Джонс,
- Колин Кэмпбелл,
- Ричард Бейль,
- лорд Бёрлингтон,
- Уильям Кент,
- Томас Арчер,
- Джакомо Леони,
- Джон Соун,
- Джон Нэш,
- Джон Вуд Старший,
- Уильям Уильямс,
- Роберт Смайрк,
- Роберт и Джеймс Адам.
Лорд Бёрлингтон
, он же Ричард Бойль, 3-й граф Бёрлингтон, 4-й граф Корк («граф-архитектор») (1694-1753) – английский аристократ и меценат, яркий последователь и представитель палладианства. Его вилла в Чизике и Египетский зал для ассамблей в Йорке – первые палладинские здания, которые были сооружены по проектам графа. В лондонском особняке «графа-архитектора» Бёрлингтон-хаус на Пикадилли впоследствии расположились резиденции научных обществ Великобритании, Королевская академия художеств. Творчество графа Бёрлингтона легло в основу формирования архитектуры классицизма.
Рисунок 2. Загородный дом в георгианском стиле. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Уильям Кент
(1684-1748) – английский садовод и архитектор, тесно сотрудничавший с английским ландшафтным архитектором Ланселотом Брауном и графом Бёрлингтоном. В своем творчестве занимался планировкой садов, зданий, мебели. В конце творческого пути и жизни перестроил одну из улиц в центральной части Лондона – Уайтхолл. Стремился объединить воедино отдельные формы, художественные стили и природные ландшафты.
Джон Соун
(1753 -1837) – представитель классицизма, английский архитектор. Чистота линий, простота форм, пропорции, детализация, грамотность в использовании света – отличительные особенности творчества. Самая известная работа – здание банка Англии в Сити. Став известным архитектором, благодаря реконструкции банка, Соун проектировал и перестраивал загородные дома для поместного дворянства. Реставрировал Оксфорд и Кембридж, занимался возведением картинной галереи в Дулвиче.
Роберт и Джеймс Адам
(1728-1792) – тандем умов двух братьев, где Роберт создавал проекты, а Адам с успехом их реализовывал. Проектирование, дизайн интерьеров, строительство – все этапы проходились успешно. Каждое творение выполнено в неповторимом, свойственном для их стиле. Элементы рококо в паладинском стиле прославили братьев не только в Англии, но и в Америке. Очень много проектов было посвящено реконструкции существующих зданий, но так и остались на бумаге.
Некоторые проекты особняков Лондона, например дом лорда Дерби, расположенный на Гросвенор-Сквер, а также дом на Портман-Сквер задуманы таким образом, что сложная планировка размещалась в малом пространстве.
Для современников братья считались мастерами, умело воплотившими их представления об одновременном сочетании функциональности и комфорта, что являлось отличительной чертой английской архитектуры того времени.
Замечание 3
Георгианский стиль стал прочной основой для федерального и федералистского архитектурных стилей Америки и Европы, на смену которому пришла эпоха Регенства и регентский стиль.
Георгианский стиль — это направление архитектуры, зародившееся в XVII-м и широко распространившееся в XVIII-м веке в Великобритании и других англоязычных странах. Проекты домов в георгианском стиле разрабатываются с использованием приёмов традиционной английской архитектуры :
- Симметричность;
- Лаконичность отделки фасадов;
- Применение кирпича и камня в качестве главных строительных материалов;
- Скатная конструкция крыши с устройством фронтонов над входами;
- Большие и богато оформленные окна и входная дверь.
Георгианский стиль используют не только в архитектуре, но и при оформлении интерьера. Во внутреннем оформлении он сочетает в себе несколько направлений: готику, рококо и даже черты французского и китайского стилей. Главные особенности — разделение площади стены на три части по высоте, каждая из которых оформляется по-своему. А также преобладание светло-зеленых, светло-коричневых, серых цветов отделочных материалов.