36 музеев со всего мира, которые впечатляют не только своими коллекциями, но и внешним видом

Фото московского музея современного искусства (82 фото)

Morgan Library & Museum

Сюда стоит попасть хотя бы для того, чтобы посмотреть роскошные интерьеры в стиле итальянского Ренессанса — именно с этого периода основатель библиотеки банкир Джон Пирпонт Морган начал собирать книги и рукописи. Сначала библиотека строилась для личного пользования неподалеку от его дома на Манхэттене, а в 1924 году была открыта для публики. Среди самых ценных предметов — рукописная библия, принадлежавшая Людовику Святому, новозаветные папирусы, гравюра Альбрехта Дюрера «Адам и Ева» и крупнейшее в США собрание фламандского живописца Ганса Мемлинга. В 2000-х здание было перестроено по проекту Ренцо Пьяно и сейчас здесь регулярно проходят временные выставки, на которых можно, например, увидеть то украшенные золотом и драгоценными камнями средневековые издания, то рисунки Мантеньи, Каналетто, Рембрандта и художников ХХ века.

Особняк

Здание рядом со старинным Высоко-Петровским монастырем было возведено в лучших традициях русского классицизма по проекту известного российского мастера архитектуры Матвея Казакова в конце XVIII века. Потом здесь располагалась усадьба, которой владел состоятельный промышленник и городской голова Москвы — Михаил Павлович Губин.

В 1880-е годы особняк отдали для учебного заведения. Примечательно, что учениками гимназии были будущие предприниматели и благотворители Бахрушины и известный российский поэт Василий Брюсов. С 1920-е годов в особняке находилось научно-медицинское учреждение, занимавшееся проблемами физиотерапии и развитием ортопедии.

Представительное здание хорошо отреставрировано. Его фасады декорированы стройными колонами с коринфскими портиками, а над окнами можно увидеть выразительные барельефы. Элементы старинного убранства – колоны и лепнина сохранились и внутри особняка.

New Museum

В Нью-Йорке немало площадок, где занимаются актуальными художественными практиками, но New Museum в этом смысле, пожалуй, превосходит всех. Во-первых, в музее, который был основан в 1977 году бывшим куратором Музея Уитни Марсией Такер, декларировался радикальный подход — каждые десять лет коллекция должна была полностью обновляться, и выставляться здесь могли только живущие художники. Этому плану так и не суждено было осуществиться, однако здесь по-прежнему дают дорогу молодым, что требует от руководства немалых усилий для привлечения средств на поддержку никому еще не известного искусства. Но именно здесь прошли первые выставки Уильяма Кентриджа и Пола Маккарти до того, как они приобрели широкую известность. Отдельного упоминания заслуживает и здание музея в районе Бауэри, спроектированное Кадзуо Сэдзимой и Рюэ Нисидзавой из бюро SANAA. Оно напоминает детскую пирамидку из поставленных друг на друга кубиков, которая словно мерцает и переливается, — такой эффект создается благодаря алюминиевой анодированной сетке, которой затянута постройка.

Коллекции музея

Музейные собрания разнообразных направлений культуры исчисляются более чем 12 000 экспонатами, созданными в 19-20 вв, со времени появления модернистской практики в культурной жизни России до сегодняшнего времени. Это полотна живописи, инсталляции из разнообразных материалов, фотографии и рисунки.

Авангард

Костяк экспозиций составляют классические работы российского авангарда начала 20 века. Многочисленные полотна в свое время куплены в картинных галереях Соединенных Штатов и Западной Европы, и привезены на территорию России. Среди них творения К. Малевича, Н. Гончаровой, М. Шагала, М. Ларионова, А. Лунтулова, В. Татлина, В. Кандинского, скульптурные композиции А. Архипенко и О. Цадкина.

В учреждении хранится уникальное собрание произведений художника-примитивиста из Грузии Нико Пиросмани, на которые приходят полюбоваться особенно искушенные ценители живописи. Именитый авангардист-примитивист вел нищенствующий способ жизни, и создавал работы с помощью самодельных красок на клеенчатой основе.

На сегодняшний день некогда простенькие пейзажи, портреты и жанровые сцены высоко оцениваются в мировом искусстве.

Нонконформисты

Музей современного искусства в Москве располагает широкой коллекцией работ живописцев-нонконформистов 60-80-х гг 20 в. В свое время авторы были «подпольными» и демонстрация их работ была запрещена, а сейчас они широко известны не только в России, а и во всем мире.

Среди них А. Зверев, И. Кабаков, В. Немухин, В. Комар, Л. Шварцман, К. Нагапетян, Д. Краснопевцев. Их простой, но изысканный язык оставляет сильный след от просмотра.

Современные художники

Работники музея не останавливаются на достигнутом, постоянно пополняя экспозицию. Актуальными на сегодняшний день являются работы Б. Орлова, Ф. Инфанте, В. Дубосарского, В. Пивоварова, Ю. Шабельникова, К. Звездочетова, А. Бартенева, О. Кулика, Д. Пирогова и других мастеров.

Многие посетители специально приходят в музей, чтобы посетить такие инсталляции, как комнату с мягким полом, зал с произведениями из стеклянных банок, комплексы, проявляющиеся только с подсвечиванием телефоном или фонариком.

The FLAG Art Foundation

Сооснователь инвестиционной компании MSD Capital, L.P. Гленн Фурман в 2008 году открыл в богемном районе Челси The FLAG Art Foundation — площадку, которая показывает самой широкой аудитории, что современное искусство может быть понятно абсолютно любому, даже самому неподготовленному зрителю. Для этого здесь показывают от четырех до шести выставок в год художников с мировым именем и начинающих. Здесь уже проходили масштабные проекты Роя Лихтенштейна, Чака Клоуза, Джеффа Кунса, арт-дуэта Элмгрина и Драгсета. Все программы FLAG — беседы с художниками, воркшопы и так далее — открыты и доступны для публики абсолютно бесплатно.

Neue Galerie

Частный музей был основан предпринимателем и филантропом Рональдом Лаудером в память о друге, арт-дилере Серже Сабарски, который разделял его увлечение немецким и австрийским искусством и дизайном 1890–1940-х годов.

Neue Galerie находится в уютном особнячке на пересечении 86-й улицы и 5-й авеню, в котором четко прослеживается вкус его организатора: на первом этаже находятся работы Густава Климта, Эгона Шиле и Оскара Кокошки, а на втором — Василия Кандинского, Пауля Клее, Эрнста Людвига Кирхнера и Отто Дикса.

Crème de la crème собрания — «Портрет Адели Блох-Бауэр I», или «Золотой Адели», 1907 года кисти Густава Климта, которую Лаудер приобрел для музея в 2006 году за $135 млн. История бытования этого полотна настолько примечательна, что по ее мотивам недавно был снят фильм «Женщина в золотом» с участием Хелен Миррен и Райана Рейнольдса. В этом музее, также входящем в Музейную милю, проводятся и временные выставки, посвященные немецкому экспрессионизму, отдельным участникам течения и их связи с мировым искусством.

Откройте для себя художественную эволюцию Японии в MOMAT, Национальном музее современного искусства, Токио.

Это не был бы глобальный список без упоминания MOMAT. Но прежде чем мы начнем копаться во всем прекрасном в архивах музея, стоит поговорить о современном искусстве в Японии. Разграничение современного искусства в Японии определить гораздо труднее, чем в Европе. Западные художественные школы действительно нашли свой путь в Японию: первая западная художественная школа открылась в 1876 году.Япония с головокружительной скоростью восприняла модернизацию, и переход на границу между традиционным японским мастерством и западным влиянием стал жесткой игрой. MOMAT демонстрирует шедевры, созданные японскими художниками в начале 20-го века, когда они путешествовали по этой сцене старой Японии и Японии, которая будет в будущем. На выставке MOMAT представлено около 13,000 20 произведений, включая картины, гравюры, скульптуры, фотографии, видео, а также произведения искусства из-за рубежа. Находясь там, обязательно посетите «Комнату с видом», где вид на городской пейзаж Токио считается настоящим произведением современного искусства. 

Solomon R. Guggenheim Museum

Музей стал продолжателем традиций Музея беспредметной живописи, первого в своем роде, который Соломон Гуггенхайм открыл в конце 1930-х в специально арендованной для этого квартире на Манхэттене. Там посетители могли увидеть картины Василия Кандинского и его последователей, в частности Рудольфа Бауэра и Отто Небеля, причем вскоре их было уже так много, что необходимость в строительстве отдельного здания стала очевидной.

Музей проектировал великий Фрэнк Ллойд Райт, и сейчас здание считается таким же полноправным представителем коллекции, как и находящиеся в ней шедевры. Архитектор нарушил все возможные правила организации музейного пространства, запустив движение посетителей сверху вниз по пандусу, с которого открывается вид на разноуровневые галереи и произведения искусства — например, работы Амадео Модильяни, Фернана Леже, Тео ван Дусбурга и Пауля Клее.

Сейчас Музей Гуггенхайма — это один из самых узнаваемых в искусстве брендов, объединяющий также музеи в Венеции и Бильбао.

Концепция музея

Музей собрал массу работ, датируемых 20-21 вв, так как хронологические границы периода современности в искусстве достаточно размыты. Организация выставочных экспозиций в точности подчинена авторских взглядов первого директора Зураба Церетели. Экспозиции демонстрируют главные этапы становления направления авангард, как русских мастеров, так и представителей других стран мира.

Из наиболее значимых произведений отмечаются: скульптурные композиции мэтра Сальвадора Дали, креативного А. Помодоро, статуи-конструкторы Армана, графика бессмертного Пабло Пикассо, Хуана Миро, инсталляционные композиции Юкинори Янага, полотна Франсуазы Жило а также Анри Руссо и т.д.

При попадании на музейную территорию возникают эмоции восхищения, а вот для понимания смысла представленных экспонатов необходимо заранее изучить программу, понять, что хотел донести создатель той или иной инсталляции, проанализировать соотношение идеи, и ее реализации.

История создания Московского музея современного искусства

Московский музей современного искусства достаточно молод: в 2019 году ему исполнилось всего 20 лет. Но основное здание, в котором он располагается, представляет ценность как историческую, так и культурную. Раньше это был главный дом усадьбы Михаила Павловича Губина, богатого и знатного уральского купца. Здание, которое считается памятником архитектуры, было возведено по проекту знаменитого зодчего Матвея Казакова ещё в 1793 году.

Тогда вся улица Петровка была пустынной дорогой, устремляющейся к самым стенам Кремля. Губин купил здесь участок и построил дом, предположительно переделав его из более старого здания, находившегося здесь. За усадьбой находились пруд и парк, но потом произошёл раздел территории, и большая её часть была продана, а дом отдан гимназии, в которой позднее учились поэт В. Брюсов, представители династии предпринимателей Бахрушиных и др.

Революция изменила жизнь усадьбы, превратив её в Институт физиотерапии и ортопедии, которой она и являлась весь советский период. Использование здания в качестве больничного учреждения сильно исказило его внешний вид: как наружная отделка, так и интерьер его состарились и обветшали. После капитальной реставрации особняк «пришёл в себя», приобретя росписи на потолках в стиле классицизма, которые может увидеть посетитель.

Но остались и элементы московской старины в виде оркестровой ниши, расположенной в бальном зале, или парадной лестницы и керамических древних печей. Внушительный особняк на Петровке на собственные средства приобрёл художник-монументалист, педагог, скульптор и живописец Зураб Константинович Церетели, который из больницы переделал его в музей современного искусства.

Музейный фонд постоянно пополнялся новыми работами художников, и сейчас ММоМА располагает одним из крупнейших собраний авторов отечественного искусства периода XX века. Открытие музея стало важнейшим событием в создании пространств для искусства в России. Сегодня в нём содержатся более 12 тысяч экспонатов, в числе которых картины, фотографии, инсталляции и скульптуры. Посещаемость музея составляет 72 тысячи человек в год.

Здесь проходят выставки, как временные, так и постоянные, а также осуществляются реставрационные работы, издательская и научная деятельность. У музея насчитывается пять площадок, расположенных в центре столицы. Второе его здание находится в Ермолаевском переулке, там в советское время проходили молодёжные выставки. Сейчас это выставочная площадка Московского музея современных искусств.

Новые пространства музея открылись на Тверском бульваре, 9 и Гоголевском бульваре, 10. Первая площадка служила мастерской директора музея, скульптора-монументалиста Зураба Церетели. В его доме на Тверском часто бывали представители творческой интеллигенции, чьи фамилии знают все: Чингиз Айтматов и Евгений Евтушенко, Василий Аксёнов и Таир Салахов, Эльдар Рязанов и Владимир Высоцкий…

Здание же на Гоголевском бульваре, также построенное по проекту известного зодчего Матвея Казакова, было возведено ещё в XVIII веке и являлось собственностью Цуриковых-Нарышкиных. Сейчас в двух его корпусах также проходят международные выставки, масштабные конференции, симпозиумы. В 2018 году ММоМА пополнился Музеем Вадима Сидура, экспозиции которого признаны как в России, так и за рубежом.

Большая Грузинская улица, 15 — место нахождения ещё одного отделения, принадлежащего Московскому музею современного искусства. В доме XIX века купца Василия Горбунова расположен музей Зураба Церетели. Здесь выставлены его коллекция работ монументальной скульптуры, композиции из витража и мозаики. Можно сказать, что со времени открытия ММоМА началась новая эра для русского музейного дела.

Museum of Arts and Design (MAD)

В отличие от Музея Купера-Хьюитта здесь собрана коллекция международного современного дизайна начиная с 1950-х годов. Собственно, тогда музей и был основан по инициативе Эйлин Осборн Уэбб, дочери коллекционера и филантропа. Все выставочные проекты MAD вдохновлены новаторскими идеями со всего света

Особое внимание здесь уделяют образованию — проводят семинары, теоретические и практические занятия для студентов и взрослых слушателей, а также семей

Как водится в традициях всех динамично развивающихся институций с расширяющимися коллекциями, этот музей менял названия и места нахождения, пока, наконец, почти десять лет назад не переехал в здание, спроектированное Брэдом Клоепфилом из Allied Works Architecture.

Courtesy Museum of Arts and Design

Полезная информация для туристов

Музей принимает гостей в любой день с 12:00 до 20:00, а в четверг с 13:00 до 21:00. Кассы прекращают продажу билетов за 45 минут до закрытия. По залам можно ходить самостоятельно или в составе экскурсионной группы.

Билет стоит 350 рублей. Льготники платят по 150 рублей (2018 г.). Детей до 7 лет пускают сюда бесплатно. За осмотр выставки скульптур денег не берут. Кроме того, если прийти в музей в третье воскресенье месяца, можно воспользоваться правом бесплатного посещения всех экспозиций.

Следует иметь в виду, что в залах разрешено фотографировать и снимать видео, но смотрители музея просят не использовать вспышку.

Дон Кихот, его конь Росинант и оруженосец Санчо Панса

Влияние дизайна на восприятие экспозиции

Попадая в музей, посетитель сразу настраивается на определённое восприятие экспозиции. Этому в первую очередь способствует дизайн интерьера. Именно он формирует первое впечатление от выставки, помогает лучше усвоить представленную информацию.

Дизайнерское оформление музейного пространства можно использовать следующим образом:

  1. Применение различных цветов позволяет даже небольшое помещение разделить на несколько зон, в каждой из которых будут размещены экспонаты на одну тему. Этот же приём можно использовать, чтобы представить как элементы одного целого разрозненные экспонаты, находящиеся в различных местах выставки, если нет возможности установить их рядом. Так можно и объединять предметы, и противопоставлять их друг другу.

  2. Различные цвета способны вызывать определённые ассоциации. Например, зелёный цвет ассоциируется с природой, синий – с морем или небом, красный – с огнём или войной, чёрный – с трагедией. Размещая экспонаты на фоне, выкрашенном в конкретный цвет, можно заранее подготовить посетителей, создать у них определённое настроение.

  3. Сформировать нужное впечатление можно и с помощью различных форм. Плавные, округлые объекты способствуют расслаблению и умиротворению, острые углы вызывают чувство страха и напряжённости.

Адреса и маршрут проезда к филиалам музея

ММоМА функционирует в главном корпусе и 4-х разных филиалах, расположившихся в культурном центре российской столицы:

  1. Основной корпус – г. Москва, ул. Петровка, 25, стр. 1, ранее дом купца Губина, возведенный по разработкам зодчего Матвея Казакова. Тут же работают кассы. В этом помещении сохранились уникальные детали интерьера: широкая парадная лестница, зал для балов с большой оркестровой ямой, печи из керамики, созданные в стиле классицизма. Тут же в корпусе располагается киоск с периодическими изданиями и кафетерий.
  2. Ермолаевский пер-к, стр. 16. Помещение выстроено по плану строителя Дмитрия Маркова в 1914 году в неоклассическом стиле. Во времена Союза помещение относилось к Московскому художественному союзу, который устраивал выставки произведений талантливой молодежи, и организовывало практическую работу творческих арт-мастерских. В виде музейного филиала строение открыло двери 3 декабря 2003 г, и на сегодняшний день оно причислено к объектам культурного наследия для потомков уровня федерации.
  3. Экспозиционное пространство на Тверском бульваре, стр.9. Филиал располагается в особняке купца Ивана Коровина, и был поставлен разработчиком И. Кондратенко в 1906 г. В 1914-1915 гг в одной из многочисленных квартир певицы Зинаиды Мамонтовой стала собираться молодежь, среди которой был замечен Б. Пастернак, В. Маяковский, В. Хлебников, и по словам Лилии Брик в этот период в этой квартире произошло «рождение футуризма». После советского разделения больших частных квартир в коммунальные, в одном из подвальных помещений располагалась мастерская мастера Зураба Церетели, а 7 февраля 2007 г в строении начала работу площадка ММоМА.
  4. Помещение Российской академии художеств, что находится на Гоголевском бульваре,10. Строение возведено в конце 18 в. Матвеем Казаковым. Сейчас это место организации конференций, симпозиумов, выставочных проектов.
  5. Большая Грузинская, стр. 15. До ноября 2009 года строение по этому адресу являлось музеем-мастерской Зураба Церетели, а после этой даты на ее базе был открыт один из филиалов ММоМА. Сейчас объект может похвастаться наличием более 250 произведений графики, скульптуры, эмали и живописи руки выдающегося мастера.

Дизайн внутреннего пространства музея

Дизайн музея играет в привлечении посетителей одну из ведущих ролей, поэтому проектированию дизайна музейного пространства уделяется всегда много времени и сил. Особенно же при создании музеев важен дизайн их внутреннего пространства, ведь именно в рамках этого пространства и осуществляется взаимодействие посетителей с экспозицией. Значение имеет каждая деталь.

Дизайн внутреннего пространства музея сегодня представляет собой не просто красивую схему расположения экспонатов или же привлекательный декор музейных помещений. Это целый комплекс сложнейших расчетов и чертежей, учитывающих множество нюансов и особенностей, характерных для конкретной местности, конкретного здания, конкретного музейного направления.

В целом, на разработку дизайна внутреннего пространства музея оказывает влияние очень много факторов. Так, например, в этом вопросе играет роль и профильное направление деятельности музея, и технические особенности здания, выделенного под музей, и личное видение заказчика облика будущего музея.

Очевидно, что дизайн интерьера школьного музея и, скажем, дизайн интерьера музея современного искусства будут кардинально отличаться между собой. Ведь если в первом случае основной функцией музея выступает образовательная, то во втором случае первоочередной задачей деятельности музея является развлечение посетителей. Точно так же отличаться между собой будут дизайн-проекты интерьера музея истории и, к примеру, корпоративного музея и т. д.

Однако даже при большом количестве различий между музеями разных типов общие правила в создании их дизайна интерьера все же есть. Так, в первую очередь дизайн музейных помещений разного назначения должен отвечать требованиям безопасности экспонатов, ведь во время экспозиции все предметы, выставленные на обозрение широкой публике, могут быть повреждены или украдены.

Также дизайн музейных помещений должен отвечать и требованиям защиты экспонатов от вредных внешних факторов: ультрафиолетового излучения, повышенной влажности или, наоборот, повышенной сухости воздуха, чрезмерной жары или холода

Соблюдение подобных требований особенно важно для старинных экспонатов, которые очень чувствительны даже к малейшим изменениям оптимальной для их содержания среды.. Еще дизайн интерьера музея должен обеспечивать наилучшие условия для обозрения экспонатов

Это значит, что в дизайне интерьера музейных помещений должно быть очень тщательно продумано расположение каждого экспоната, его освещение. Должны быть продуманы маршруты посетителей по экспозиционным залам для наибольшего удобства осмотра экспозиций.

Еще дизайн интерьера музея должен обеспечивать наилучшие условия для обозрения экспонатов. Это значит, что в дизайне интерьера музейных помещений должно быть очень тщательно продумано расположение каждого экспоната, его освещение. Должны быть продуманы маршруты посетителей по экспозиционным залам для наибольшего удобства осмотра экспозиций.

Важно отметить, что хотя в дизайне внутреннего пространства музеев главная роль отводится экспозиционным помещениям, про оформление вспомогательных и служебных помещений в музеях также нельзя забывать. В частности, немаловажное значение имеет дизайн входной зоны музея и зон отдыха, дизайн служебных кабинетов и др

Дизайн интерьера всех помещений музея требует не одного месяца кропотливой работы специалистов разного профиля, чтобы итоговый результат отвечал и всем необходимым нормам музейного проектирования, и современным тенденциям в сфере дизайна музеев. Поэтому взять на себя задачу создания дизайна внутреннего пространства музеев должны профессионалы в этой сфере. В Мастерской музейных проектов Александра Антонца вы найдете таких профессионалов: уже много лет мы работаем с музеями самых разных профилей и направлений и собрали в свою копилку опыта немало интересных проектов. Ознакомиться с работами Мастерской вы можете здесь.

Издательская деятельность

Со времени открытия в музее было издано более двухсот книг, посвященных истории и тенденциям современного искусства. Это каталоги временных выставок, отдельные книги о коллекциях музея, а также монографии известных художников.

Более 15 лет музей издает интересный познавательный журнал «ДИ», название которого расшифровывается, как «Диалог искусств».

Он рассказывает об актуальных проблемах и лидерах мирового художественного искусства. В периодическом издании можно прочесть эссе, заметки, репортажи с выставок и другие материалы, интересные почитателям живописи, графики и скульптуры. В главном здании работает книжный магазин, где торгуют книгами и красочными журналами на разных языках.

Памятник Владимиру Высоцкому, во дворе музея, автор — Зураб Церетели

Дизайн экспозиции и формирование личности

Правильное, продуманное оформление интерьера не только выполняет эстетическую функцию, но и воспитывает зрителя. Современный дизайн с использованием различных мультимедийных технологий привлекает людей разного возраста, в том числе молодёжь и подростков, позволяя им не только интересно провести время, но и приобщиться к культуре, узнать что-то новое и полезное для себя. На сегодняшний день именно музеи взяли на себя функцию развития интеллекта человека, пополнения его багажа знаний.

Посещение музеев обеспечивает:

  1. Получение знаний в самых разных сферах, таких как история, литература, искусство, национальная культура, промышленные технологии, развитие различных отраслей и многое другое.

  2. Вырабатывание гражданской позиции, мировоззрения человека за счёт сравнения и анализа исторического опыта.

  3. Формирование чувства прекрасного, идеального образа красивого человека и отношений между людьми.

  4. Постижение духовно-нравственных устоев, морали, правил поведения в обществе.

  5. Патриотическое воспитание, методами которого является не только рассказ о прошлом, но и возможность погрузиться в ту эпоху, почувствовать собственную причастность к описываемым событиям.

Museum of the Moving Image

Пока во всем мире думают, как лучше выставлять и хранить разнообразные фильмы и видеоинсталляции, в Америке уже работает Музей движущегося изображения, специализирующийся на кино, телевидении и компьютерных играх. Он расположен на территории бывшей студии «Кауфман-Астория», где были созданы ранние фильмы братьев Маркс, авторов черно-белых комедий, в которых то кто-то падает, то кому-то заезжают тортом в лицо. В коллекции музея сто тридцать тысяч артефактов, более тысячи из них — кадры из известных фильмов и оборудование, которым они были сняты, а также наброски, костюмы, варианты грима, постеры, представленные в постоянной экспозиции «Позади экрана». Кроме того, здесь работает кинозал, где демонстрируются новинки кинопроката.

Деятельность музея

Культурное заведение осуществляет обширную культурологическую деятельность, ежемесячно принимая до 70 000 человек.

Выставки

Каждый год ММоМА проводит свыше 80 000 разнообразных проектов: межнациональные симпозиумы и фестивали, выставки. При этом экспонируются работы, как новаторов, так и известных художников.

Основная цель музейной работы – популяризация искусства нового времени, стремление сделать его всегда новым и интересным, легкодоступным каждому желающему.

Образовательные мероприятия

Программа образования музея состоит таких составляющих:

  • Школа обучения искусству современности «Свободные мастерские». Создана с целью активизации творческого потенциала молодежи, и привлечения начинающих одаренных авторов в этапы создания произведений. Курс учебы в школе для культуроведов и живописцев-любителей – 2 года, и за это время слушатели могут ознакомиться с лекциями, и проявить собственное видение в помещениях мастерских. Помимо этого, юных мастеров учат разбираться в инновациях художественного рынка и новомодных технологиях визуальных направлений искусства.
  • «Фантазия» — детская художественная школа.
  • Лекторий, созданный для обсуждения кризисов и вызовов культуры современности, творческих собраний, мастер-классов и спецкурсов.
  • Экскурсионные маршруты в целях познания и образования для всех возрастных категорий по всевозможным стационарным и мобильным проектам и выставкам.

Научные исследования

В рамках функционирования музейных корпусов действует стационарная лаборатория научно-исследовательского типа. Деятельность основывается на исследовании постоянно действующей коллекции. Она считается одним из самых мощных центров изучения произведений русского искусства.

Исследования культурологов направлены на решение таких задач:

  • оценка стратиграфических живописных систем;
  • проведение хронологического оценивания нижней границы периода создания экспоната;
  • определение набора технологических приемов и материалов, соотносящегося к периоду создания предмета искусства.

Применяемые научными деятелями лаборатории технологии помогают путем экспериментов определить разнообразные составляющие элементы живописных полотен.

Например:

  • натуральные красители современного типа и «древние»;
  • давние органические вяжущие, синтезированные на базе натурального материала;
  • полимеры натурального и химического происхождения;
  • строение волокон составляющих базу полотен: бумаги, холстов, дерева, оргалита, картона.

Кроме изучения и систематизации знаний о существующей стационарной составляющей, музей принимает участие в совместных проектах с ГМИИ им. Пушкина, Третьяковской галереей и прочими организациями.

Издательская деятельность

Музей современного искусства в Москве фундаментально занимается научно-просветительской деятельностью в виде издательства каталогов, приуроченных выставкам, а также монографий наиболее именитых русских и иностранных живописцев современности. На сегодняшний день было издано свыше 200 томов.

С начала 2003 г в ММоМА издает личный журнал под названием «ДИ» («Диалог искусств»), ставший приемником издания «Декоративное искусство СССР». Журнал посвящен кризисам международного художественного становления. В номерах размещаются эссе, описания экспозиций, детальные обзоры самых неординарных инноваций в современном мире художественной культуры.

В стенах музея работает букинистическая лавка, предлагающая разнообразную актуальную литературу о декоре, новых стилях архитектурных сооружений, модных веяниях, изобразительном искусстве различных временных периодов, а также интересную тематическую на наиболее распространенных языках мира.

Гостей с постоянным выставочным комплексом знакомит специально созданный крупноформатный альбом именитого эксперта В.С. Турчина.

Frick Collection

Предприниматель Генри Клэй Фрик (1849–1919) собрал одну из самых выдающихся коллекций старых мастеров в мире, в которой без преувеличения есть практически всё, в том числе работы Беллини, Рафаэля, Рембрандта, Вермеера и Гойи. Помимо живописи, в неоклассическом особняке на 5-й авеню представлена обширная коллекция декоративно-прикладного искусства и европейской скульптуры. Этот музей стоит посетить хотя бы потому, что произведения из его собрания можно увидеть только здесь, поскольку они не выдаются для временных проектов. А специальные выставки, концерты и образовательные программы содействуют полному погружению в атмосферу расцвета европейского искусства. Кроме того, музей и сегодня активно приобретает шедевры живописи: например, фантастическую Данаю, осыпаемую золотым дождем, кисти Орацио Джентилески, институция приобрела в 2016 году за $30,5 млн.

Whitney Museum of American Art

Основательница музея, богатая наследница Гертруда Вандербильт Уитни увлеклась искусством после того, как в самом начале ХХ века съездила в Европу. Она даже начала брать уроки ваяния, причем не у кого-нибудь, а самого Огюста Родена, и даже стала довольно успешным скульптором, чьи работы установлены в США и Европе. Но больше всего она прославилась как меценат, помогающий художникам. Собственно, музей, которому Глория передала семьсот работ из своей коллекции, вырос из выставочного зала для начинающих американских авторов. С тех пор собрание увеличилось в десятки раз — сейчас здесь хранится и показывается более двадцати трех тысяч произведений искусства трех тысяч американских художников. Среди них как безусловные звезды, например Марк Ротко, Александр Колдер, Синди Шерман и Марина Абрамович, так и те, кто еще доказывает право на упоминание в истории искусств.

Не так давно Музей Уитни переехал в новое здание, спроектированное Ренцо Пьяно в районе Митпэкинг на Манхэттене, а прежнее занял Музей Метрополитен.

Помимо временных выставок, раз в два года здесь проходит Биеннале Уитни, на которой можно увидеть самое прогрессивное американское искусство.

Gagosian Gallery

Волей-неволей критики сравнивают двух столпов галерейного бизнеса — Лео Кастелли и Ларри Гагосяна, влияние которых на современный арт-процесс сложно переоценить. Последний называл первого учителем и говорил, что многое понял потому, что просто наблюдал за работой Кастелли. Некоторые известные имена, например Уорхол и Твомбли, у галерей совпадают. Но галерея Гагосяна представляет интересы десятков художников, в том числе известных и до сих пор работающих — Аниша Капура, Джеффа Кунса и других, активно участвуя в мировых выставках и ярмарках. Сейчас у Гагосяна восемнадцать представительств в США, Европе и Азии и репутация арт-дилера №1 в мире. Были у него планы и на Москву, которым, впрочем, не суждено было осуществиться из-за мирового кризиса 2008 года — в его разгар на «Красном Октябре» как раз проходил вернисаж с участием многих знаменитых художников из галерейного пула и звезд мирового шоу-бизнеса.

Cooper Hewitt Museum

Музей Купера-Хьюитта — одна из девятнадцати институций, организованных под крылом Смитсоновского института. Он специализируется не только на современном, но и историческом дизайне, что вполне объяснимо, учитывая его основание еще в 1890-х годах по подобию Музея декоративного искусства в Париже. За прошедшие годы он стал больше, чем просто учебным музеем для будущих дизайнеров и декораторов.

Среди главных экспонатов в коллекции из нескольких сотен предметов — кресло Авраама Линкольна, предметы из Фонтенбло и даже советский агитфарфор. Еще был роллс-ройс группы The Beatles, но музей решил продать его и выручил более $2 млн на развитие.

Музей дизайна неоднократно переезжал и не так давно открылся после реновации в особняке предпринимателя и филантропа Эндрю Карнеги на 5-й авеню. Теперь он оснащен всевозможными мультимедийными новшествами, в том числе волшебной ручкой, с помощью которой можно сделать свою подборку экспонатов и узнать про них решительно всё, а также иммерсивной комнатой, на стены которой можно «наклеить» любые обои из музейного собрания. Здесь также проводятся временные выставки, которые могут быть связаны с конкретным предметом мебели, направлением в дизайне или же персоной.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дизайнерские решения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: