Интерьер дома
За монолитным фасадом на самом деле находится не один дом, а два: первый из них задумывался Жолтовским для проживания, а второй — для приёмов. Все парадные помещения располагаются вдоль Спиридоновки, комнаты Тарасовых же идут вдоль Большого Патриаршего. Если вы думаете, что жилая часть оформлена скромнее, чем парадная — забудьте: Тарасов не шёл ни на какие уступки в роскоши, поэтому принимать гостей при желании можно было бы и в спальнях. Расположение помещений анфиладное — все комнаты взаимосвязаны друг с другом и нанизаны на одну ось. Дверные порталы инкрустированы яшмой и гранатом.
В оформлении интерьеров Жолтовский тоже решил положиться на труды итальянских мастеров древности. Помещения отличаются высокими потолками с глубокими кессонами, расписными плафонами и огромными фресками. Всё это великолепие украшают работы в стиле Пинтуриккьо, Тинторетто, Тициана и Джулио Романо — известных живописцев эпохи Возрождения. Чтобы расписать потолки, Жолтовский позвал театральных художников Нивинского и Лансере. Работать нужно было на сырой штукатурке. Особенно впечатляет работа, проделанная над приёмными залами — Малым и Большим.
В Малом сейчас находится читальный зал библиотеки. Потолок здесь расписан Лансере, а все фрески посвящены сценам из мифа о Персее — причём к каждому сюжету прилагается подпись на латыни. На верхней части стен находятся фризы с атлантами, которые держат потолок на своих плечах. Росписи в Большом зале не настолько драматичны и по большей части связаны с темой музыки: и на фресках, и на фризах можно увидеть муз и девушек с музыкальными инструментами.
Над парадной лестницей находится очередной кессонированный потолок — но на этот раз без отсылок к культуре Возрождения. По сравнению с убранством остальных помещений он даже минималистичен: на нём чередуются изображения дуба и орла в двух цветах, золотом и чёрном. Конечно, не просто так. Дуб — символ семьи Тарасовых, а орёл — символ власти. А на первом этаже можно найти восхитительную роспись сводов потолка от Нивинского — она сочетает имитацию мозаики и живопись.
Из общей картины сильно выбивается архитектурное решение тёплой залы, построенной на месте сквозного проезда во двор. Потолки здесь сводчатые, покрытые обычной штукатуркой, а не красками. Единственный элемент декора — колонны с ионическим ордером, которые поддерживают своды. Посередине помещения висит громоздкий чёрный фонарь — причем уличный — а об изначальном назначении комнаты напоминают тяжелые двустворчатые двери из дерева. Сейчас здесь находится библиотека Института, окна которой выходят во двор: там стоит каменный фонтан в виде чаши, которую несут три морских конька.
История
Изначально этот замок был построен в XIV в., когда аристократическая династия Висконти решила обзавестись резиденцией рядом с Миланом (на тот момент эта территория не входила в черту города). Несмотря на возведенные вокруг замка оборонительные сооружения, семья Висконти была атакована при свержении власти и была вынуждена покинуть свой дом. Сам замок был наполовину разрушен бунтующей толпой.
Через несколько лет существования новой республики к власти пришел Франческо Сфорца, военачальник и новый герцог Милана, который сделал Сфорцеско своей резиденцией, и при нем полуразрушенный замок был восстановлен. Вокруг Сфорцеско соорудили более надежную защиту, а также возвели башни. Стоит отметить, что герцог задумывался не только об оборонной способности замка, но и о его красоте, и мы до сих пор можем наблюдать оставшуюся с тех пор отделку фасадов, выполненную известным архитектором Аверумином.
Резиденцией герцогов замок стал лишь при сыне Франческо Сфорца — Галеаццо. Он расширил замок и привлек к внутренней отделке искусного архитектора Феррини
Галеаццо также уделял большое внимание интерьеру своей резиденции, поэтому при нем в замке появилась роскошная дорогая мебель, картины и другие предметы искусства. Основную часть всей этой красоты до сих пор можно увидеть, попав внутрь Кастелло Сфорцеско
Магдалина happiness
Брат Галеаццо, Людовико Сфорца, продолжил работать над благоустройством замка и пригласил Леонардо да Винчи для выполнения росписей. Некоторые фрагменты фресок великого художников удалось сохранить до нашего времени в весьма хорошем состоянии. Располагаются они в Зала делле Ассе. Сохранилась также и отдельные рукописи его литературных произведений.
В XVI в. во время Итальянских войн замок был покинут хозяевами и пришел в упадок. Сфорцеско продолжал подвергаться набегам во время Революционных войн и был значительно поврежден. Его реставрация была проведена лишь в 1833 г., и тогда замок приобрел множество романтических черт. Однако во время войн в середине XIX в. между итальянцами и австрийцами замок Сфорца снова был разграблен и пребывал в запустении до 1900 г. В этом году было проведено масштабное восстановление замка, и по сей день он существует в том виде, который он приобрел при реставрации.
Официальный аккаунт в Facebook
Архитектура
Жолтовский был большим поклонником итальянского зодчего Андреа Палладио — настолько большим, что решил полностью скопировать экстерьер и структуру одного из зданий мастера. В качестве примера для подражания он выбрал палаццо Тьене, дворец, построенный Палладио ещё в середине XVI века. Дом Тарасова полностью повторяет фасады своего итальянского близнеца за исключением одной маленькой детали — Жолтовский решил увеличить высоту первого этажа, чтобы конструкция воспринималась более устойчивой. Ну, и если Палладио работал с гранитом и мрамором, Жолтовский обошёлся обычным бетоном.
Массивные фасады особняка Тарасова на Спиридоновке строго симметричны и пропорциональны, облицовка первого этажа стилизована под рустику: в глаза сразу бросаются грубоватые «гранитные» камни, которые утяжеляют нижнюю секцию здания. Второй этаж украшен многочисленными пилястрами и как будто выложен мраморной плиткой.
За фасадами прячутся служебные здания, формирующие усадьбу, и уютный дворик с фонтаном. Раньше в него можно было попасть через широкий трёхарочный проезд, над которым располагалась открытая терраса с балюстрадой и верандой — по ней можно было пройти из одной части здания в другую. Из-за постоянных протечек террасу сделали крытой, а на месте проезда впоследствии обустроили тёплую залу с колоннами.
Техническое оснащение особняка значительно превосходило палаццо в Виченце: в доме работал грузовой лифт, а в подвале стояли нагревательные котлы, которые отапливали помещения и подавали горячую воду в прачечную.
Музеи замка Сфорца
В наше время Кастелло Сфорцеско — очень важное место с точки зрения культуры не только из-за своей исторической роли, но и потому, что сейчас здесь располагается несколько музеев. В первую очередь стоит упомянуть о великолепной картинной галерее замка, где выставлены работы знаменитых итальянских художников разных эпох
В Сфорцеско также находятся Археологический музей, Музей средневекового искусства (здесь представлены предметы быта и искусства XIII–XV веков) и Музей Воссоединения.
Особого внимания заслуживает незавершенная скульптура Пьета Ронданини, выполненная Микеланджело.
Среди других наиболее интересных экспонатов замка Сфорца — зал, посвященный творчеству Леонардо да Винчи, огромное собрание музыкальных инструментов, надгробие герцога Висконти. Отдельные залы также представляют огромный интерес для туристов: здесь можно осмотреть зал для игры в мяч и комнату из замка Роккабьянка. Фрески в этой комнате изображают героиню «Декамерона» Бокаччо — знаковый образ своего времени.
История особняка
В 1907 году Тарасов купил большой участок на углу Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка. Это место он выбрал не случайно: Спиридоновка была статусной улицей, на которой жил свет городской элиты. Первый архитектор, к которому обратился купец, предложил построить типичный для Москвы того времени особняк в классическом стиле. Тарасова этот проект не устроил — скорее всего, он не хотел отставать от своих коллег-магнатов, которые активно увлекались модерном. Рябушинский и Морозов, например, к 1907 году уже построили свои особняки, которые с тех пор стали великолепными памятниками нового стиля.
Тарасов обратился к архитектору Ивану Жолтовскому, который к тому моменту построил несколько частных резиденций в Московской и Тверской областях, а также в самой Москве. Жолтовский получил от купца карт-бланш — этой свободой он воспользовался для того, чтобы возвести в центре Москвы особняк в палладианском стиле.
Строительные работы начались в 1909 году и закончились в 1912-м. Тарасов так и не увидел дом построенным — он умер за год до окончания работ. Особняк перешёл по наследству его сыновьям, Георгию и Саркису, но и те не успели в нём обосноваться: московские власти потребовали с них огромный налог на наследство из-за богатства внутренней отделки. Тарасовы долгое время пытались оспорить решение чиновников, но тщетно — в итоге им всё равно пришлось выплатить полную сумму.
Вскоре после революцию семья Тарасовых эмигрировала во Францию, а особняк перешёл во владение властей. До 1937 года в доме размещался Верховный суд СССР, позже его сменило посольство Германии. После войны туда заехали послы Польши, а с 1979 года в здании находится Институт Африки РАН.
Как выглядел Палаццо Дукале
Во Дворец дожей можно было попасть через парадные ворота Порта делла Карта (в переводе – «Ворота бумаги»), сделанные в виде арки и декорированные готическими элементами. По одной из гипотез, название связано с писцами, которые оформляли здесь различные бумаги и документы.
По другой версии, своё название ворота получили благодаря хранящемуся в здании архиву. Над воротами была установлена скульптурная композиция, изображающая одного из венецианских правителей Франческо Фоскари, преклонившего колени перед крылатым львом св. Марка, над ними находилась статуя Фемиды.
Сразу за воротами был расположен двор, окружённый со всех сторон мраморными аркадами и украшенный восьмью античными статуями. Внутри двора архитекторы обустроили два сделанных из бронзы колодца, в которых плескалась самая чистая вода в городе.
Балкон
Обустроенный со стороны основного фасада балкон являлся трибуной, на которой правитель Республики появлялся перед венецианцами во время великих торжеств (интересно, что именно с этого балкона в середине XIX т. было объявлено об объединении Венеции с Италией).
Лестницы Палаццо Дукале
Здесь же во дворе находилась мраморная Лестница гигантов, наверху которой короновали дожей (назвали её так из-за установленных на ней двух больших скульптур Марса и Нептуна, символизирующие военную мощь Республики).
В парадные помещения палаццо вела «Золотая лестница», получившая своё название благодаря позолоченной лепнине. Подниматься по ней могли лишь очень важные гости, а также венецианцы из знатных семей, чьи имена были написаны в «Золотой книге», хранившейся в специальном помещении здесь же под лестницей. Интересно, что эту книгу венецианцы составили в XIV ст., записав в неё двести семей, имеющих право претендовать на важные должности.
Зал Большого Совета
В Зале Большого Совета патриции обговаривали государственные вопросы. Это помещение имеет длину 56 м, ширину – 25 м, а высоту – 5 м, и является самой крупной в мире комнатой, потолок которой не поддерживается ни одной опорой.
Также поражал декор этого помещения: на его стенах висели картины Тициана, Веронезе, Тинторетто, а на потолке – одно из самых больших полотен в мире – «Рай», работа, выполненная в 1590 г. Доменико и Якопо Тинторетто.
Зал выборов
Минуя Зал Большого Совета, патриции оказывались в Зале Судьбы (другое название – Зал Выборов). В этом помещении публично выбирали или осуждали чиновников, выносили приговоры (интересно, что никто не имел права зайти в помещение с оружием).
Совет десяти
В зал, предназначенный для Совета десяти, можно было попасть из Зала компаса, в котором находилась инквизиция (в этой же комнате осуждённые ожидали вердикт). Совет десяти состоял из дожа, десяти представителей Большого Совета и шести советников, и занимался преступлениями, направленными против Венецианской Республики.
На стенах этого зала находятся портреты почти всех правителей Венеции, кроме одного: там, где должно было находиться изображение Марино Фальеро, можно увидеть пустую раму с надписью: «Место для Марино Фальеро, которого казнили за измену».
Как добраться до замка Сфорца
Сфорца находится недалеко от центра Милана, в районе Порта Умберто, поэтому добраться сюда на общественном транспорте не составит труда. Рядом с замком находятся станции метро Cadorna — Cairoli (ветка М1) и Cadorna — Lanza (ветка М2). Здесь также находится остановка общественного транспорта Cadorna. До нее идут автобусы маршрутов 50, 57, 58, 61, 94, 164. Также до замка следуют трамваи под номерами 1, 2, 4, 12, 14.
Если вы хотите добраться до Костелло Сфорцеско с наибольшим комфортом, воспользуйтесь сервисами такси, например, «Uber» или «Yellow Taxi».
Замок Сфорца на google-панорамах:
Замок Сфорца на видео:
Дополнительная информация
Кастелло Сфорцеско открыт для посещения ежедневно. Исключение составляют 1 января, 1 мая и 25 декабря. Попасть сюда можно с 7:00 до 19:30, посещение территории крепости бесплатно.
Если вы хотите осмотреть не только территорию замка, но и музеи, располагающиеся в нем, вам нужно будет приобрести единый билет. Цена разового билета составляет 10 евро, билет действителен в течении одного дня и позволяет посетить все музеи и выставки замка. Для детей и льготных категорий здесь действует система скидок. Музеи Сфорцеско открыты со вторника по воскресенье, время работы — 9:00—17:30, последний вход до 17:00. Они закрыты для посещения по большим праздникам, например, в Рождество.
Замок Сфорца: экскурсии и туры
Тюрьма
В тюремные камеры, расположенные на самом последнем этаже, узники попадали по потайной лестнице. Эту часть палаццо обычно называли «Свинцовой кровлей» («Свинцами»): летом осуждённые мучились от жары, зимой – от холода. Дверные проёмы камер были до того низкие, что даже десятилетний ребёнок мог попасть внутрь, предварительно согнувшись.
Кроме этих камер, темница была также обустроена и в подземелье – здесь находилось девятнадцать подземных камер, прозванных «колодцами», так как нразмещались они ниже уровня моря, сквозь оконные зарешёченные отверстия проникал не только свет, но и во время дождя камеры заливала вода. Осуждённые, если не хотели целые дни проводить, стоя в воде, нередко были вынуждены сидеть на тюфяке.
Скверно обстояло дело и с едой: утром заключенным давали воду и кусок хлеба, при этом хлеб нужно было съесть практически сразу, иначе завтрак грозил стать добычей крыс.
Когда заключённых стало слишком много и для них стало не хватать места, возле Палаццо Дукале возвели тюрьму Карчери, по которой из дворца можно было попасть по Мосту Вздохов.
Побег Казановы
Интересно, что на протяжении многих столетий побег из тюрем дворца Дожа считался невозможным. Так, было до тех пор, пока в его застенках не оказался Джакомо Казанова (его обвинили в общении с духами, ереси, разврате и даже краже кошельков).
Поместили авантюриста в «Свинцах», где он провёл около года, разрабатывая детали побега. Для этого он умудрился даже в полу выдолбить дыру, через которую планировал спуститься в нижний зал. Ему не повезло: когда всё было готово, его перевели в соседнюю камеру. Интересно, что тюремщик, обнаружив дыру, об этом факте начальству не доложил, поскольку Казанова пригрозил обвинить его в соучастии.
Второй план побега оказался более удачным. Казанова вместе с соседом пробил дыру на крышу палаццо. После этого они вылезли наверх, затем через одно из окон очутились в комнате дворца и, минуя стражу, покинули Дворец дожей (именно такую историю этот авантюрист описал в своих воспоминаниях).
Внешний вид Кастелло Сфорцеско и Московского кремля
Российские туристы, посещая крепость Сфорца, сразу отмечают его внешнее сходство с Московским Кремлем. Основные похожие черты этих двух достопримечательностей — форма башен и череда зубцов на крепостных стенах. Причина этих сходств заключается в следующем: главную башню Сфорцеско проектировал Антонио Филарете. Этот архитектор одно время работал с другим известным итальянским мастером — Аристотелем Фиораванти. Именно Фиораванти был автором проекта Кремля в Москве.
Сама Центральная башня Сфорцеско по форме представляет собой четырехгранник 70 метров высотой. Она украшена барельефом, на котором изображен итальянский король Умберто I. Также на первом ярусе башни располагаются фрески с изображениями гербов и портрет святого Амвросия. На втором ярусе находятся часы, которые называют «Солнце правосудия», оставшиеся здесь еще со времен династии Висконти. В башне находятся главные ворота Кастелло Сфорцеско, через которые можно попасть во внутренний двор.
О месте Дворец Мудрости
Дворец Мудрости, несомненно, можно считать одним из самых сложных архитектурных построек Рима. То, что раньше было отдельными зданиями, известным архитекторам удалось объединить и тем самым создать огромный архитектурный комплекс, находящийся в самом центре Рима.Истрия создания
Первое здание на этом месте было построено ещё в 1244 году. Но, дворец в своем теперешнем виде появился, приблизительно, в серединеXVI века в эпоху Юлия II и Льва Х. Дворец Мудрости был одним из учебных зданий университета Рима. Недалеко от него находились и другие корпусы этого университета, которые со временем решили объединить в один комплекс. Так, начиная с середины XVI века, началась масштабная перепланировка практически целого квартала. Процесс этот оказался трудоемким и длительным, и закончился лишь к концу XVII века.Архитектура
В целом, дворец Мудрости – это огромная территория прямоугольной формы, с большим внутренним двором. Основная работа по строительству дворца была проделана во времена Папы Григория XIII. Именно он в 1577 году назначил архитектора Джакомо делла Порта для строительства самого дворца и его внутреннего двора. Позже во времена правления Папы Сикста V появился фасад в северной части дворца. А при Папе Урбане VIII построили часовню. Начиная с 1632 и по 1667 года, когда пост главного городского архитектора достался Франческо Борромини, было принято решение закончить северную часть дворца. Так в этой части появился огромный, прямоугольный зал, который разделен на три отсека и покрыт ребристыми сводами. Именно в этом зале долгое время находилась Александрийская библиотека, которая получила своё название в честь Папы Александра VII. Так как именно он поручил Борромини сделать это помещение. Наружные стены дворца имеют двойной ряд окон прямоугольной и овальной формы. Кирпич внутреннего двора уложен в виде ломаной линии. Можно здесь увидеть и геометрические полосы из травертина, которые показывают линию склона, связанные с двумя большими люками для отвода и стока дождевой воды.Туристу на заметку
Находясь во внутреннем дворе дворца, на фасаде здания можно увидеть фамильные гербы всех пап, которые приложили усилия для строительства дворца. Например, дракон – фамильный герб Папы Григория XIII, лев – Сикста V, дракон и орел – Павла V, горы и звезды – Александра VII, а пчелы являются гербом Папы Урбана VIII. На западной стороне фасада над центральным входом можно увидеть гравировку ‘INITIUM SAPIENTIAE TIMOR DOMINI’. Эта фраза взята из книги Притчей Ветхого Завета и именно она дала название дворцу, не смотря на то, что официально его назвали Studium Urbis. Что же касается внутреннего интерьера дворца Мудрости, то здесь стоит отметить аллегорические работы Климента Маиоли, необычные фрески, изображающие «Триумф религии». Именно они украшают центральное хранилище дворца.
С момента основания и до 1935 года дворец Мудрости был главным зданием Университета Рима. Сегодня же здесь находится государственный архив Италии diStato. Также есть здесь и библиотека, в которой часто проходят временные выставки. Окрестности
Скрытая во дворе дворца Мудрости крошечная церковь Сант Иво является шедевром римской архитектуры в стиле барокко. Встроенная Франческо Борромини между 1642 и 1660 годами на основе невероятно сложного геометрического плана, она сочетает попеременно выпуклые и вогнутые стены, что придает ей очень необычный вид. Сегодня ее считают главной «изюминкой» дворца Мудрости.
Время работы дворца Мудрости: Пн-Чт с 9-00 до 18-00;
Птс 9-00 до 17-00;
Сбс 9-00 до 13-00;
Воскресенье выходной.
Палаццо Дукале
Находится Дворец дожей в Венеции, на материковой части восточной Италии, на расстоянии 395 км от столицы Италии, Рима, по адресу: San Marco, 1, 30124 Venezia. На географической карте этот уникальный памятник архитектуры можно обнаружить по следующим координатам: 45° 26′ 0.8″ с. ш., 12° 20′ 25.48″ в. д.
На протяжении долгих веков Дворец дожей (Палаццо Дукале) являлся одним из основных зданий Венеции: здесь находились не только покои дожа, но и заседало правительство Венеции, Верховный Суд, Сенат, Министерство, был офис канцелярии, тайной полиции, инквизиции, а также находилось морское ведомство, юридические конторы и другие учреждения.
Современный вид Дворец дожей приобрел лишь в XV ст. В девятом веке на его месте была построена обыкновенная крепость. Через сто лет в результате восстания постройку сожгли и возвели новое фортификационное сооружение, которое также сгорело в 1106 году. А вот здание, построенное после этого пожара, крепостью уже не являлось и простояло, пока не обветшало – на его месте было решено возвести новую постройку, Дворец дожей.
Во времена постройки дворца в истории венецианской архитектуры как раз происходил переход от готики к более гармоничным формам эпохи Возрождения, когда зодчие начали отказываться от резких готических и стали отдавать предпочтение округлым архитектурным формам. Несмотря на легкий и светлый вид, фасад Палаццо имеет и мрачный момент: между девятой и десятой колоннами второго этажа (они отличались от других столбов более насыщенным красным оттенком) оглашали смертельные приговоры.
В итоге Дворец дожей получился массивным, по виду лёгким (немаловажную роль в этом сыграли ажурные арки палаццо) и перевёрнутым фундаментом вверх. Получилось это из-за формы фасада: на слабые с виду опоры была установлена огромных размеров сплошная стена, что придало зданию интересные композиционные контрасты.
Гавриил Тарасов
Гавриил Тарасов родился в семье Аслана Тарасова, крупного армянского купца из Армавира. Точная дата рождения и подробности его детства неизвестны, но мы знаем, что Гавриил начинал свой путь с торговли тканями в родном городе. У него было четыре брата, вместе с которыми Гавриил развивал дело, начатое их отцом в 1839 году. Аслан Тарасов торговал ватой на местном рынке; его сыновья к концу XIX века стали лидерами юга России по продаже текстиля, овчины и лошадей. Они успешно торговали не только в Армавире, но и в Симферополе, Екатеринодаре, Ставрополе и Астрахани.
Тарасов участвовал в управлении «Товарищества мануфактур братьев Тарасовых» и владел своим текстильным производством в Екатеринодаре. Вместе с братьями он основал Северо-Кавказский банк — через эту организацию Тарасовы потом финансировали строительство железной дороги Армавир-Туапсе. Как и вся его родня, купец распоряжался землями на Кавказе и недвижимостью по всему югу России.
В 1903 году, после начала беспорядков на Кавказе, Тарасовы перебрались в Москву и перенесли туда правительство своего «Товарищества». К этому времени они уже были одной из богатейших семей страны, но поначалу предпочитали это скрывать: жили на съёмных квартирах, не разглашали капиталы и путешествовали третьим классом. Длилось это недолго — вскоре после переезда братья вошли в первую купеческую гильдию.