Дефектолог – кто это и чем занимается?
Дефектология – это отрасль специальной (коррекционной) педагогики, которая тесно связана с несколькими другими науками: педагогикой, медициной, психологией, социологией. Дефектология изучает нормы и особенности развития детей с психическими и физическими расстройствами здоровья, методы и способы их воспитания и обучения.
Дефектолог может заниматься научной работой (то есть, проводить исследования, изучать нормы развития, разрабатывать новые коррекционные приемы) или быть практикующим специалистом, работая непосредственно с проблемными детьми.
Не все понимают, чем дефектолог отличается от логопеда. Дефектолог работает с малышами, имеющими дисфункции речи, задержку развития, заболевания нервной системы, а логопед совершенствует речевые навыки у здоровых ребятишек.
Дефектология подразделяется на несколько направлений:
-
коррекционная логопедия (исправительная работа с детьми, которые страдают речевыми нарушениями);
-
сурдопедагогика (коррекция проблем, возникающих из-за патологии слуховых функций);
-
тифлопедагогика (изучает и исправляет расстройства развития у слепых или слабовидящих людей);
-
олигофренопедагогика (методы работы с пациентами, имеющими задержку умственного развития);
-
ортопедагогика (занятия с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата).
Именно эти направления и определяют конкретную деятельность и специальность педагога-дефектолога. Но разделение это весьма условно, поскольку зачастую дефектологи сталкиваются со всеми этими видами нарушений.
Помимо коррекционной работы, дефектолог занимается еще и адаптацией пациентов в обществе, а также реабилитацией людей, перенесших серьезные заболевания или травмы.
В чем заключается работа дефектолога?
Что же конкретно входит в обязанности дефектолога?
Специалист должен выполнять следующие функции:
-
проводить обследование пациентов, чтобы оценить уровень их развития и способностей, определить общее состояние и выявить дефекты;
-
работать с медкартами, консультироваться с нейропсихологами, неврологами, логопедами, медиками, чтобы иметь представление об общей картине здоровья пациентов;
-
подбирать воспитательные и обучающие методы для составления программы коррекции с учетом индивидуальных особенностей подопечных;
-
выполнять коррекционную работу с проблемными детьми, обучать их индивидуально или в группах, согласно плану;
-
систематически фиксировать результаты своей работы, чтобы при необходимости оперативно вносить изменения в программу;
-
проводить разъясняющие беседы с родителями и педагогами;
-
подбирать мероприятия для развития способностей и талантов детей;
-
помогать подопечным в выборе будущей профессии;
-
способствовать социальной адаптации пациентов;
-
вести необходимую документацию.
Из перечисления обязанностей видно, что профессия дефектолога непростая, хоть и очень интересная и полезная.
Преимущества и недостатки профессии
Даже если вы считаете общение с детьми и помощь им своим призванием, следует изучить плюсы и минусы работы, чтобы более ясно понимать, подходит ли она вам, справитесь ли вы, станет ли профессия любимой.
К преимуществам относятся:
важность и востребованность профессии;
возможность помочь детям, подросткам и людям, которые перенесли травмы, заболевания и имеют проблемы с речью;
карьерные перспективы;
получение знаний, которые полезны в повседневной жизни;
возможность совмещения рабочих обязанностей с ведением научной деятельности;
соцпакет и достойная заработная плата;
допустимость ведения частной практики для приобретения опыта и увеличения своего дохода.
Недостатки профессии дефектолога – это:
-
высокая нагрузка на психику из-за большой ответственности за здоровье пациентов;
-
сложности в общении с проблемными детьми и их родителями;
-
возможное отсутствие результатов в некоторых непростых случаях;
-
небольшая зарплата при работе в бюджетных учреждениях;
-
множество обязанностей.
Публикация «Фотоотчет „Мой помощник — кабинет, Оснащение кабинета учителя-дефектолога“» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» июнь 2022
Итак, коллеги, спешу поделиться кое-чем из того, чем укомплектован мой кабинет. Надеюсь, найдёте для себя что-нибудь полезное.
Кубики!
Самые разные. Мы знаем, что они — не только для конструирования. Мощнейшее пособие для развития коммуникации, социализации, понимания символов, процессов всех видов мышления в целом, понимание сенсорных эталонов. И для диагностики, да.
Ещё вот такие кубики — на количество и счёт. Не только с шестью точками, как видите. Тут кубик «один и много», кубики с цифрами и точками, только с цифрами, кубики +1, -1 и так далее. Кубики с цветными гранями и геометрическими фигурами. Разной величины и фактуры. Дети игры с кубиками очень любят, они вносят в игру элемент предвосхищения — сколько выпадет?
Мячики!
Не только для развития моторики. Развитие тактильной системы восприятия, стереогноз, ориентация в схеме тела и пространстве и так далее.
И к слову о сенсорных эталонах и развитии мышления: геометрические фигуры. Неокрашенное дерево, а значит, нет отвлечения на цвет, есть только форма и ассоциации с ней. И окрашенные нам также необходимы.
Следующие игры — не менее многофункциональные. Яркие цвета как зрительный стимул только расширяют возможности развития мышления. Например, когда надо вычленить основание (основания) для группировки, абстрагируясь от цвета.
Про величину. На самом деле — и не только
И программирование действия, и удержание инструкции, и произвольное внимание, ориентация в пространстве, сенсорика и так далее
Раздаточный материал. Предмет вечного поиска и собирательства. Где только мы его не берём!
А вот и полоски-помощники. Это и визуальный тренажёр для развития зрительных функций фиксации и прослеживания за движением руки, предмета, и органайзер, и не только. У всех есть?
Визуально-ритмические ряды можно выкладывать из всего, выполняя и удерживая программу. Например:
А теперь — помогаторы, многофункционалы, как и всё здесь. Их задача — учить продолжать деятельность в течение определённого времени, опираясь на внешние стимулы. И не только.
Пособия особенные. Первое: геометрик.
Прозрачные, разновеликие, для самых разных целей и задач. Очень крутой набор. Рекомендую.
Второе: лампа настольная. Иметь всем. Если есть дети с нарушением зрения — иметь обязательно! Включать при работе за столом!
Третье: игра «Найди такой же по звучанию».
Это же не только про слуховое восприятие, это и про мышление!
К сожалению, допустимый объём статьи исчерпан. Но основное показала
Важно, чтобы пособия нравились не только детям, но и нам. Согласны, коллеги? Будем трудиться с удовольствием!
Презентация на тему: » Организация пространства в кабинете учителя-дефектолога Моисеенко Людмила Александровна учитель-дефектолог МБОУ «Тасеевская СОШ 2»» — Транскрипт:
1
Организация пространства в кабинете учителя-дефектолога Моисеенко Людмила Александровна учитель-дефектолог МБОУ «Тасеевская СОШ2»
2
Кабинет учителя-дефектолога состоит из нескольких помещений функционального назначения: для проведения диагностической работы; для проведения коррекционно- развивающей работы; для проведения консультативной работы.
3
Организация пространства Рабочие зоны кабинета делятся в соответствии с видами работ с учащимися на: — учебную зону; — двигательную зону; — игровую зону.
4
Место проведения занятий: содержит парты и стулья в соответствии с численностью в группах, классную доску, рабочий стол учителя-дефектолога, учебные пособия, демонстративный и раздаточный материал. Учебная зона
5
Обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство, оснащенное ковровым покрытием для проведения подвижных упражнений и игр. Зона может использоваться для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за партой и упражнений на ковре, мягком диванчике. Двигательная зона
6
Для обеспечения двигательной активности проводится авторское познавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей»
7
Применение авторской разработки познавательно- двигательной спартакиады «Ловкий грамотей» другими специалистами Ссылки: internat.ucoz.com/publ/uchebnyj_process/logopedija_psikhol ogija_socialnaja_pedagogika/logopedicheskaja_spartakiada/ internat.ucoz.com/publ/uchebnyj_process/logopedija_psikhol ogija_socialnaja_pedagogika/logopedicheskaja_spartakiada/
8
Игровая зона
9
В соответствии с направлениями работы учителя-дефектолога выделяют: Диагностическую зону; Коррекционно-развивающую зону; Консультативную зону.
10
Диагностическая зона Содержит тесты, компьютерные диски для диагностики, наборы методик для обследования, диагностические альбомы.
11
Коррекционно-развивающая зона Дидактический стол содержит коррекционные игры и пособия
12
Консультативная зона Это информативное поле для родителей: информационный стенд, библиотечный фонд, сайт, публикации и рабочее место для проведения консультаций с родителями.
13
Педагогическая мастерская как эффективная форма работы с родителями
14
Информационный стенд для родителей Почтовый ящик для предложений родителей; Обновляющиеся задания; Обновляющаяся фотогалерея.
15
Информационно-просветительская работа на моем сайте
16
Мои публикации
17
Методическая зона пособия, программы и документация специалиста
18
Организация среды – это специальное оборудование зон, направленное на компенсацию состояния учащихся. В соответствии с особенностями учащихся, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога и направлениями коррекционной работы специалиста с этими учащимися следует выделить следующие развивающие среды.
19
Материал для развития слуховой функции «Покорми куколку» –пособие для развития фонематического слуха
20
«Звуковая карусель» и «Звуковое дерево»- пособия для звукового анализа
21
Развитие речевого дыхания в игре «Заведи моторчик» и «Воздушные полоски»
22
Материал для развития зрительной функции, тактильно- кинестетического восприятия
23
Материалы для развития общей моторики футбол, роликовая доска, блоки с картинками. Фитбол, роликовая доска, картонные блоки с картинками или словами противоположного значения (в соответствии с возрастом), дорожка «Носок, стопа, пяточка».
24
Материалы для развития мелкой моторики «Дружная семейка» служит для тренировки умения застегивать пуговицы, замки, ремешки.
25
Развитие речевой функции в театральной деятельности театр пальчиковый; театр перчаточный; театр плоскостной на липучках.
26
Дидактическая ширма – «Волшебный карманчик»
27
Список использованных источников: Статья «Методические требования к кабинету учителя- дефектолога» cle&id=62
Какими качествами должен обладать дефектолог?
Чтобы быть успешным и востребованным специалистом, нужны не только знания и опыт, но и наличие определенных черт характера и личностные особенности.
Дефектологом могут работать коммуникабельные, терпеливые и доброжелательные люди, которые искренне любят детей и хотят с ними заниматься
Очень важно не только поставить верный диагноз и назначить эффективное лечение, но и увидеть в ребенке полноценную личность, со своим характером и способностями, уважать его мировоззрения и чувства. Только в случае возникновения взаимного доверия маленькому человеку действительно можно будет помочь.
Обязательными качествами будут также ответственность и дисциплинированность, без них невозможно грамотно спланировать коррекционную программу, четко зафиксировать все результаты и выстроить долгосрочные отношения с пациентами и их родителями.
Еще один важный навык для дефектолога – суметь отделить личную жизнь от работы. Через специалиста проходит огромное количество проблемных клиентов, общаться приходится с людьми разных характеров, ежедневно сталкиваясь с непростыми ситуациями. Если глубоко погружаться в каждую историю болезни – неизбежен нервный срыв.
Что должен знать и уметь профессиональный дефектолог?
Существует перечень основных знаний, без которых дефектологу не обойтись в своей работе. Специалист должен знать:
-
психологию;
-
социологию;
-
анатомию;
-
конфликтологию;
-
неврологию;
-
педагогику;
-
патологии в развитии;
-
диагностические и коррекционные методы дефектологии;
-
методики взаимодействия с детьми и их родителями.
Кроме того, дефектолог проводит анализ медицинского обследования, ориентируясь на заключения врачей, психологов и учителей, поэтому важно будет владеть базовыми знаниями в медицине.
Также специалист должен стремиться постоянно повышать свой квалификационный уровень, изучая современные методы воспитания и коррекции, способы помощи детям с особенностями развития в адаптации, техники консультирования родителей и педагогов.