3815,псевдоготика в архитектуре россии и европы

Храм Пресвятого Сердца Иисуса

(Фрунзе, 157а)

Дата постройки: 1906 годАрхитектор: проект — Фома Богданович, надзор за строительными работами — Александр Щербачев

Квинтэссенция готического стиля в архитектуре Самары и — вкупе с модерновым особняком Курлиной и конструктивистским Домом радио — один из самых «открыточных» видов города. Строительство костела началось в 1902 году и обошлось в 80 000 рублей.

«Готика, точнее увлечение готикой, развивается как самостоятельное архитектурное течение в русле общих стилевых поисков, характерных для рубежа XIX—XX веков.

Главный вход — это ряд стрельчатых арок, расположенных одна за другой и утопленных в кирпичную стену <…> Над входом возвышается белая витая колонна с капителью. Подобно пружине, она усиливает устремленность вверх, подчеркивает ось симметрии.

Фасад фланкирован стройными, высокими башнями. Они неотъемлемы от образа готического собора. <…> Для готики чуждо застывшее спокойствие. Ее стиль — взлет ввысь, вертикали. Развитие по горизонтали сведено к минимуму. Граненые пилястры башенок завершаются остроконечными шлемами».

В январе 1930 года в костеле был открыт Польско-немецкий клуб. А самым длительным его «арендатором» в советский период был краеведческий музей, размещавшийся здесь с 1941 по 1991 годы, после чего храм был возвращен верующим.

Не лишним будет заглянуть и во двор костела. Там вы обнаружите двухэтажную каплицу — католический молельный дом, построенный еще в 1887 году. В ней до постройки костела проводились службы, а на втором этаже жил священник.

История появления

Определение 1

Готика – период развития центрально-европейской архитектуры в эпоху Средневековья (с начала XI века по начало XVI века).

Впервые термин «готика» был применен европейцами эпохи Возрождения как синоним «варварства». Таким образом люди характеризовали средневековое искусство, не следовавшее античным особенностям и традициям.

Готический архитектурный стиль появился во Франции, откуда распространился в Западную, Центральную и Восточную Европу. Готическая архитектура процветала в странах, где первенствовала католическая церковь.

Главными архитектурными сооружениями эпохи Средневековья стали величественные религиозные сооружения (готические соборы). На тот момент они являлись центром духовной и культурной жизни средневековых городов. Здесь проходили торжественные литургии, будничные богослужения, отмечались всенародные празднества и даже устраивались представления.

Рисунок 1. Царская резиденция в Царицыно. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готическая архитектура – единственная в своем роде, где прижились необыкновенные системы форм. Была принята новая организация внутреннего пространства сооружений. В предшествующем романском стиле преобладали массивные стены, полукруглые арки и маленькие оконные проемы, для готики же характерны высокие, тонкие и узкие башни, заостренные арки и богато украшенные фасады с резными деталями, такими, как:

  • вимперги;
  • архивольты;
  • тимпаны.

Все элементы готической архитектуры были призваны подчеркнуть «вертикальность» сооружения. В культовой архитектуре часто применялись каркасные конструкции, стрельчатые завершения оконных и дверных проемов. Стилистика и прочие элементы соборов имели символичное значение, которое было связано со знаками креста, Иисуса и Богоматери, эти детали подчеркивали принадлежность соборов христианской религии.

Таким образом, основные формы готического здания приобретали характерную вертикальность, расчлененность, остроконечность и динамичность. Подчеркнутая вертикальность стремится придать соборам устремленность к небу. Следует отметить, что архитектура периода Позднего Средневековья особенно разнообразна, поскольку каждая страна создавала свой особенный облик религиозного сооружения.

Готика и мавританский стиль

Годы существования стилей в России:
∼ конец XVIII века — 1910-е годы (готика),
∼ середина XIX века  — 1910-е годы (мавританский стиль).

В Самаре эти два стиля задействовали прежде всего при строительстве культовых сооружений. Количество особняков и доходных домов сравнительно невелико, и оттого каждый из них становится только ценнее. Стоит отметить, что мавританский стиль нашел широкое применение в архитектуре загородных дач самарских купцов. Однако многочисленные реконструкции, произведенные в советский период, зачастую не оставляют от него и следа, а некоторые постройки и вовсе не сохранились.

Примечание: при подготовке материала использованы книги Вагана Каркарьяна «Модерн в архитектуре Самары» и «Самара-Куйбышев-Самара, или Три портрета одного города». Взятые оттуда отрывки выделены курсивом.

Готические сооружения в европейских странах

Готическая архитектура в странах Европы формировалась по-разному, с учётом национальных особенностей архитектурных школ. Но, несмотря на определённые отличия, целостность стиля осталась не нарушенной.

Особенности Английской и Французской готики

Готическую архитектуру Франции, как родины этого стиля, можно причислить к классике произведений искусства средних веков.

Неоспорима роль первого храма Сен Дени, объединившего все значимые атрибуты готики и заложившего основы развития художественного направления

Элементы готики широко использовались и в светской городской застройке. Главные площади городов обязательно украшала ратуша с богатым декором и башенной надстройкой.

Здание ратуши в Сен-Кантене, заложенное в 1351 году

Основное строительство в Англии велось на территориях крупных аббатств. Города и сёла обходились зданиями церковных приходов, где доминантой была одна осевая башня западного фасада.

Кентерберийский собор, заложенный в 1274 году, уже имел некоторые отличия от классики французской готики

Храмы возводились на открытой местности и сохраняли большие площади.

Готика Англии характеризуется растянутыми фасадами и сравнительно небольшими башнями западной стороны

Готика в Германии и Чехии

Новаторский стиль пришел в Германию к концу XIII столетия и так же встретил сильную приверженность к романовской и византийской стилистике. Первыми готическими сооружениями немецких земель считают кирху Либфрауэн в Трире и церковь Святой Елизаветы в Марбурге.

Либфрауэнкирхе, церковь Пресвятой Девы Марии, заложенная в 1230 году

Северо-восточные земли Германии были бедны природным камнем, и строительство зданий осуществлялось с помощью кирпича. Мастерство специалистов кирпичной кладки создало новую ветвь в европейской готике.

Украшение северной Германии — ратуша в Тангермюнде, построена в 1430 году

Примерно в то же время изыски готического зодчества настигли Чехию. Масштабные строительные площадки развернулись в центре Праги. И по сей день, средневековые здания являются главной визиткой столицы.

Создание Карлова моста на Влтаве (1357—1378 г.г.) с его въездной башней стало доминирующим мотивом Пражской архитектуры

Эпохальным достижением Чешской готики является построение Вацлавского зала в Старом дворцовом комплексе Пражских королей.

В помещении огромных размеров проводились не только королевские приёмы, но и конные рыцарские турниры

Испанские и итальянские готические здания

Для Итальянского государства готический стиль оказался инородным телом. Зодчие Италии наполняли фасады готическими элементами – остроконечными шипами, окнами-розами, башнями, но всё это скорее дробило общую целостность зданий.

Миланский собор (1386 год) с множеством вертикальных линий, башенных надстроек, украшений из мрамора

Пожалуй, только в Венеции восприняли ажурную конструктивность сооружений, что позволило раздвинуть фасады, в соединении с радужным разноцветьем.

Венецианский Дворец Дожей на площади святого Марка. Построен в 1309—1340 годах

В Испанию готика пришла со всеми конструктивными решениями, но захватила только культовые постройки. В светском строительстве остались сильны мавританские мотивы.

Церковные храмы Кастилии наиболее точно следуют французской классикеКафедральный собор в Бургосе, заложен в 1221 году

Готика в других европейских странах

Искусство готики утверждалось и в других европейских странах. Характерный пример восточной готики – замковый комплекс в Мальборке, заложенный в конце XII века.

Дворцовый «Зал Капитула»

Для Польши вообще характерно широкое разнообразие сводчатых конструкций. Местные мастера достигли в этом вопросе полного совершенства.

Венгерская готика сохранилась плохо. Здания были порушены и разграблены во времена турецких завоеваний, либо подверглись капитальной перестройке.

Будапештский костел святого Матьяша – хорошо сохранившееся готическое сооружение

Прибалтийское зодчество подверглось значительному влиянию немецких рыцарских орденов.

Домский собор – крупнейшее готическое сооружение XII века в ЛатвииБудапештский костел святого Матьяша – хорошо сохранившееся готическое сооружение

Обустройства собора Нотр-Дам

Каркас собора соединен множеством тонких столбов с помощью арки. Внутри стены протягиваются высоко и смыкаются незаметно для невооруженного взгляда. Продолговатые окна покрыты цветным витражным стеклом. В зале царит полумрак. Лучи, которые все же проходят через стекла, освещают сотни скульптур из серебра, воска, мрамора. В них замерли обычные люди, короли, служители церкви в разнообразных позах.

Вместо стен церкви как будто бы просто поместили каркас из десятков столбов. Между ними размещаются цветные картины.

В соборе пять нефов. Третий из них гораздо больше, чем другие. Его высота достигает тридцати пяти метров.

Если измерять в современных мерках, то в таком соборе можно без проблем поместить двенадцатиэтажный жилой дом.

Два последних нефа пересекаются и зрительно образуют между собой крест. Он символизирует жизнь и страдания Иисуса Христа.

На постройку собора шли деньги из общественной казны. Парижане копили их, жертвовали после каждой воскресной службы.

Собор сильно пострадал в новое время. Так, первоначальные витражи можно увидеть только на западном и южном фасаде. Скульптуры видны в хоре, на фасадах здания.

Неоготика и современность

Интерес к готическому стилю в архитектуре возродился в конце 18 века и ознаменовался появлением нового направления — неоготики, характерного, например, для студенческих городков солидных учебных заведений. Появились и светские постройки, например, здание городского совета в Мюнхене или Берлине.

Готический интерьерный дизайн домов знатных европейцев оформился к концу 19 века, когда появилась мода на пышный и одновременно мрачный декор в стиле рыцарского замка. Сегодня его трудно назвать универсальным: для оформления стандартной гостиной он малопригоден, но хорошо смотрится в просторном помещении загородной усадьбы. Для воплощения современного готического стиля не обойтись без определенной стилизации и следующих элементов:

Просторной комнаты с высокими потолками и большими окнами.


Готическая спальняИсточник i.pinimg.com

  • Использования натуральных материалов: дерева, камня, металла.
  • Характерной палитры: иссиня-черного, золотистого, коричневого, фиолетового, изумрудного, темно-синего, насыщенного красного и серебристого цвета.


Интерьер с каминомИсточник roomester.ru

  • Чтобы интерьер не получился чересчур мрачным, палитру разбавляют светлыми красками, как вариант — смешивают с другими стилями.
  • Мебели со средневековым шармом: тяжелой, резной, с коваными деталями, украшенной позолотой и росписью. Гармонично будет выглядеть обивка из роскошных тканей, бархата или парчи темных оттенков.


Светлая готикаИсточник kstudiosdesign.files.wordpress.com

  • Аксессуаров. Детали — важная часть средневекового антуража. Не стоит забывать про витражи, тематические гобелены, бронзовые подсвечники. Атмосферной деталью выглядит потертый кожаный сундук.
  • Освещения. Завершающим штрихом станет кованая люстра с лампами в форме свечи на ветру, которую дополнят подходящие светильники и бра.


Кухня-столоваяИсточник roomester.ru

Видео описание

Об идеях дизайна в духе средневекового замка в следующем видео:

Фото современных домов в готическом стиле


Небольшой современный домИсточник upload.wikimedia.org


Загородный домикИсточник stroimnovyidom.ru


Французская готика в современных домахИсточник proekt-sam.ru


Черный готический домИсточник i.pinimg.com


Смешение современного и готического стиляИсточник mir-s3-cdn-cf.behance.net


Небольшой современный дом в неоготикеИсточник i.pinimg.com


Готический дом в заснеженном садуИсточник i02.fotocdn.net


Деревянный дом в черном цветеИсточник i.pinimg.com


Современная готика в ЧехииИсточник cdn.jhmrad.com


Дом с эркерамиИсточник silka.com.ua


Маленький дачный домикИсточник stroimnovyidom.ru


Готический особняк с террасойИсточник smarthomemaking.com


Загородный дом из кирпичаИсточник cdn.jhmrad.com


Двухэтажное строение с мансардойИсточник i.pinimg.com


Восточная готикаИсточник i.pinimg.com

Лютеранская церковь святого Георга

(Куйбышева, 115-117)

Дата постройки: 1865 годАрхитектор: проект инженера Николая Еремеева, он был переработан архитекторами из Санкт-Петербурга

Изначально здание кирхи строилось для католической общины города. Главным «зачинщиком» в этом деле был самарский купец Егор Аннаев. Когда к 1864 году храм уже был почти готов, в католической Польше, входившей в то время в состав Российской империи, произошло восстание. В итоге с согласия Егора Аннаева здание было передано лютеранской общине города.

«Это основная доминанта главной улицы. Без этой вертикали, колокольни кирхи перспектива улицы оказалась бы безнадежно однообразной».

Здание кирхи было освещено 26 сентября 1865 года. Спустя 12 лет оно было практически уничтожено грандиозным пожаром. На восстановление кирхи ушло 6 лет. Но нет худа без добра, тогда же она обзавелась боковыми флигелями.

Как и костел, кирха была закрыта в январе 1930 года. Однако список «арендаторов» у нее был куда больше. Начиная от «Союза воинствующих безбожников» 1930-х годов, заканчивая мастерской скульпторов-монументалистов. В первом списке памятников истории и культуры 1966 года она проходил как «Мастерская Союза художников. Готика».

21 декабря 1991 года в кирхе, несмотря на то, что еще не закончились реставрационно-ремонтные работы и не работало отопление, после 60-летнего перерыва было проведено первое рождественское богослужение.

Неоготика

Неоготика — дань средневековой архитектуре с вкраплениями других стилей. В этой части узнаем, чем она отличается от оригинальной готики.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки


Автор урока
Дмитрий Беззубцев
Историк архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»

1. Дом Тернера, Ливерпуль, Великобритания, 19 век
2. Королевский судный двор, Лондон, Великобритания, 19 век
3. Фридрихсвердерская церковь, Берлин, Германия, 19 век
4. Новая ратуша, Мюнхен, Германия, 19 век
5. Вотивкирхе, Вена, Австрия, 19 века

Поговорим о неоготике. Начнем с того, что это такое и как ее узнать.

Неоготика возникла на фоне интереса к Средневековью. Для Англии, Германии и Франции это обращение к национальной истории. А в других странах — чистая игра в стиль, как, например, в России и США, где никакой готики не было.

Как узнать неоготику

«Лишние» детали. На первый взгляд все выдержано в готике, но есть элементы других стилей: ренессансный купол, классицистический фасад, украшения в стиле барокко.

Расположение. Если здание находится не в старом городе, а на окраине — это указывает на неоготику: в Средние века здесь вообще мог быть пустырь. Еще один признак — симметричная регулярная площадь перед зданием. Готические соборы ставили как придется, между домиков.

Большие масштабы светских зданий. В средние века грандиозных размеров могли быть только соборы.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Вестминстерский дворец, Лондон, Великобритания, 19 век

2. Сверху: фасад Вестминстерского дворца; снизу: капелла Генриха VII в Вестминстерском аббатстве, Лондон, Великобритания, 16 век

3. Биг-Бен, Лондон, Великобритания, 19 век

4. Королевская капелла в Дрё, Франция, 19 век

5. «Черный дом», Сегед, Венгрия, 19 век

Чаще всего неоготика играла в стиль, а не пыталась полностью воспроизвести готические конструкции.

Вот несколько примеров

Вестминстерский дворец. Когда в 1834 году старое здание сгорело, новое решили построить в неоготическом стиле — рядом как раз находится Вестминстерское аббатство. За основу взяли британскую перпендикулярную готику с маленькими горизонтальными ярусами.

Получилось близко к оригиналу: много башенок, готическая тонкая ажурная резьба, на фасаде видны детали каркаса и контрфорсы. Но план показывает, что контрфорсы декоративные. Да и сам масштаб постройки говорит о том, что перед нами новодел.

Биг-Бэн. Знаменитая башня с часами — одна из трех в Вестминстерском дворце. На первый взгляд выглядит готично: ребристая, тонкая, вертикальная. Но ровные прямоугольные башни, да еще и не утончающиеся, а расширяющиеся кверху, в готике не делали.

Королевская капелла в Дре. Здесь на классицизм нанизали готические детали: есть купол и симметричный план, а по кругу — готические башенки. В готике такого не увидишь.

«Черный дом» в Венгрии. Готика особняка в городке Сегед декоративная: стрельчатые окна дорисованы над обычными прямоугольными, сбоку башенка, наверху ступенчатый фасад. При этом сам дом совершенно обычный, прямоугольный в плане.

Собор Св. Патрика, Нью-Йорк, США, 19 век

Иногда архитекторы настолько проникались готикой, что им самим хотелось сделать все «по-настоящему». В этом случае с виду по зданию не всегда скажешь, что оно построено в 19 веке.

Вот яркий пример

Собор Св. Патрика в Нью-Йорке. Создатели постарались: фасад, конструкция, детали, интерьер — все выглядит по-средневековому. На неоготику указывает только тот факт, что собор находится в США.

Примеры

Лютеранская церковь святого Михаила

Один из самых характерных примеров стиля — церковь святого Михаила (1876) на Васильевском острове. И конструкция, и детали выполнены в псевдоготике — это стрельчатые окна, пинакли, витражи и готическая роза. Несколько лет назад здание было отреставрировано.

Средний проспект В.О., 18

Церковь Петра и Павла

Православная церковь Петра и Павлова в Парголово была построена в 1840 году. В советское время здание было сильно перестроено и только несколько лет назад первоначальный исторический облик был возвращён. В частности, восстановлен металлический шпиль, башни-пинакли и декор. В архитектурный ансамбль входит и склеп с выразительным чугунным декором.

Шуваловский парк, 41

Храм Святейшего Сердца Иисуса

Строительство католической церкви началось ещё в 1905 году, но растянулся на несколько лет из-за недостатка финансирования. Полноценная реализация проекта так никогда и не была закончена: не были завершены башни, шпили и стрельчатые окна, из-за чего храм напоминает готический лишь отдалённо. В 2019 году началась полноценная реконструкция здания, предполагающая осуществление первоначального проекта.

Бабушкина, 57

Доходный дом Еремеевой

В оформлении доходного дома Еремеевой на 5-линии (1905) активно используются псевдоготические башни и шпили. В похожем стиле выполнен и второй дом, принадлежавший семье, находящийся на Большом проспекте.

5-я линия Васильевского острова, 46

Приют имени Клейгельса

Приют имени Клейгельса (1903) с церковью святого Николая был построен для отставных полицейских чинов. На месте бывшей парадной, выходящей на улицу Зои Космодемьянской, сейчас окно, а церковь при приюте была перестроена.

Зои Космодемьянской, 27

Дом Еремеевой на Большом проспекте

Доходный дом Еремеевой на Большом проспекте (1905) построен в стиле модерн, но с готическими элементами. К ним относится угловая остроконечная башня, характерное оформление окон и другой внешний декор.

Большой пр. ВО, 82

Дача Месмахера

Дача Георга Месмахера (1879) в Шуваловском парке является редким примером деревянной неоготики. Долгое время здание никак не использовалось, но детали внешнего и внутреннего декора были сохранены.

Шуваловский парк, 13

Чесменская церковь

Церковь Рождества Иоанна Предтечи (1780) — самый яркий пример псевдоготики в Петербурге. Она была заложена при Екатерине II в честь победы в Чесменском бою и раньше составляла единый ансамбль с Чесменским дворцом. Фасад богато украшен барельефами, а купола — ажурными шпилями.

Ленсовета ул., 12

Чесменский дворец

Проект дворца (1777, 1836) был вдохновлен европейскими готическими замками. Его конструкция представляет собой треугольник, в середине которого находился парадный зал, а каждая вершина украшено круглой башней. После перестройки дворца не сохранились готические ворота и часовни, составляющие единый архитектурный ансамбль с дворцом.

Гастелло ул., 15

Церковь Иоанна Предтечи

Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи на Каменном острове была построена в 1778 году — что делает её одним из самых ранних представителей псевдоготики в городе. Готика здесь прослеживается и в формах фасада и сводах. В отличие от других неоготических зданий, её декор минималистичен, а кирпичный фасад не оштукатурен. После разграбления церкви в советское время внутреннее убранство сохранилось лишь частично.

Каменноостровский пр., 83

Готический дом в Новознаменке

В Готическом доме (1839) усадьбы Новознаменка первоначально располагалась библиотека, а затем больница для душевнобольных. Несмотря на то, что здание пострадало во время Великой отечественной войны, изначальный облик был практически полностью восстановлен.

Чекистов, 13

Евангелическая женская больница

Неоготическая больница (1871), где в готических деталях выдержаны стрельчатые окна, двери и другие детали интерьера. Архитектурный комплекс раньше включал и лютеранскую церковь, но она была перестроена в один из корпусов.

Лиговский, 2-4

Доходный дом «Помещик»

Величественный дом сельскохозяйственного товарищества «Помещик» (1912 г) на Измайловском проспекте обычно относят к модерну, но из-за обилия готических элементов отчасти можно отнести и к неоготике. Особенно выделяется характерная готическая башня, которую прежде украшал высокий шпиль.

Измайловский пр., 16А

Отделка в стиле готика

Историческая стилизация предполагает использование натуральных материалов. Для готического стиля главные из них – дерево (прежде всего, благородные породы тёмных оттенков), камень, мрамор, стекло (прозрачное и цветное), металл.

Если используются их искусственные имитации (к примеру, искусственный камень), они должны быть очень качественными. Откровенному пластику в готическом стиле не место.

Стены

Чаще всего стены гостиной или спальни в готическом стиле бывают однотонными. Для отделки могут использоваться краска или венецианская штукатурка. Хорошо подходят стилю поверхности с эффектом состаривания.

В небольшой комнате стены лучше окрасить в светлый цвет – бежевый, молочный или светло-серый. Просторный готический зал может быть отделан и в благородных насыщенных тонах.

При оформлении городской квартиры можно разбавить основную однотонную отделку, отделав фрагмент стены деревянными панелями или мозаичной композицией. Дерево хорошо гармонирует с мебелью в готическом стиле.

В обустройстве просторных помещений в частных домах, где каноны стиля (витражные окна, обилие стрельчатых арок, сложная конфигурация потолка) соблюдаются строго, такой ход обычно не применяется. Можно украсить часть стены росписью.

Пол

Для отделки пола подходят натуральные материалы – различные породы дерева и камень. Ламинат использовать не следует, тогда как паркетная доска будет вполне хорошим выбором. Натуральный камень можно заменить керамогранитом с имитацией его поверхности.

Потолок

Привычные выбеленные или натяжные потолки с готическим стилем не вяжутся, однако при оформлении квартиры покрашенный в белый цвет потолок вполне допустим. Можно также подчеркнуть естественную фактуру бетона.

При оформлении коттеджей широко используются кессоны и деревянные балки, создающие дополнительный рельеф. Иногда в некоторых участках организуются дополнительные своды, не несущие функциональной нагрузки и играющие строго декоративную роль. Возможна отделка потолка лепными украшениями, росписью или каменной кладкой.

Освещение

Традиционная люстра для интерьера в готическом стиле – кованая металлическая, массивных габаритов. Она может иметь ажурные детали или быть выполненной в более строгом стиле.

Исторически в такие люстры вставлялись свечи, и сейчас есть возможность заказать конструкцию с их имитацией. К потолку люстра подвешивается на цепи.

Дополнительное освещение может создаваться канделябрами со свечами, настенными и настольными светильниками в форме факелов или животных в стиле средневековых миниатюр.

Хорошо, если осветительные приборы имеют кованые детали. Возможно и использование лаконичных светильников в виде шара.

Приборы «сугубо современного» дизайна лучше не использовать. Светильники хорошо размещать в местах комнаты, отведённых для письма и чтения.

В современной стилизации готики также распространён приём, основанный на применении ложных окон в виде готических роз. За такими конструкциями могут быть спрятаны лампы и иные элементы освещения.

Конструктивные и художественные элементы готического стиля:


контрфорс
вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую
часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору,
связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей
стены путём принятия на себя горизонтального усилия распора от
сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной,
ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к
основанию;


аркбутан
наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора
от сводов на опорный столб (контрфорс), расположенный за пределами
основного объёма здания;


пинакль
декоративная копьевидная башенка, часто увенчиваемая остроконечным
фиалом. Пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на
уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен.
Конструктивной функцией пинакля является пригруз опоры аркбутана,
чтобы предотвратить её сдвиг. Для данной цели пинакли нередко
утяжеляли свинцом;


нервюры
(фр. nervure — жилка, прожилка) — выступающее ребро каркасного
крестового свода.
Наличие нервюр в совокупности с системой контрфорсов и аркбутанов
позволяет облегчить свод, уменьшить его вертикальное давление и
боковой распор и расширить оконные проёмы. Нервюрный свод также
называют веерным. Система нервюр образует каркас, облегчающий кладку
свода.


Готические своды Сен-Шапель — часовни-реликварии на территории
бывшего Королевского дворца на острове Сите в Париже:

Своды
готического собора:


масверк
— готический декоративний каркасный орнамент, все элементы которого
построены при помощи циркуля. Состоит из стилизованных трилистников
либо четырёхлистников, кругов и их фрагментов. Выполняется глубоким
рельефом на деревянных либо каменных конструкциях.


Вимперг — (нем. Vimperg)
– высокий остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и
оконные проемы готических зданий. Поле вимперга украшалось ажурной
или рельефной резьбой; по краям вимперг обрамлялся каменными
пластическими деталями и увенчивался крестоцветом (флероном).



Трифорий
  —
невысокая декоративная галерея в средневековых соборах Западной
Европы
,
расположенная в толще стены над арками, отделяющими боковые нефы
 от
среднего.


__________________________________________________________________________________________

Родиной
готической архитектуры является Франция. Крёстным отцом готического
стиля считается влиятельный и могущественный аббат Сугерий, который
в 1135-44 гг. перестроил в новом стиле базилику аббатства Сен-Дени.
Сугерий писал, что высокий, залитый светом храм призван
символизировать безбрежный свет, исходящий от Бога. Вскоре вслед за
Сен-Дени новый стиль был применён при возведении собора Парижской
Богоматери (заложен в 1163) и Ланского собора (заложен в 1165).

Базилика
аббатства Сен-Дени в Париже:

Собор
Парижской Богоматери в Париже:

В каждой
европейской стране готика имела свои особенности, но в целом можно
выделить три периода развития этого стиля, характерные для всех:

Неоготика, как ренессанс готической архитектуры

Возвышенная готика в зодчестве совершенно исчезла к середине XV столетия, уступив место материальному Возрождению, воссоздававшему культуру античности. Неоготическая архитектура неожиданно полыхнула на острове Великобритания в середине XVIII века и перекинулась на Европейский и Американский континенты.

Знаменитым образцом неоготики является Лондонское здание Британского парламента

Средневековая Россия, находившаяся под сильным влиянием Византийской культуры, практически не знала готических приемов в архитектуре.

И всё же, некоторые веяния европейского стиля проскальзывают в стеновых и башенных строениях Московского Кремля

Особо яркие проявления неоготической стилистики заметны в здании Царской резиденции под Москвой – самого крупного псевдоготического комплекса Европы.

Редчайший памятник Российской неоготики содержит классические приемы русского зодчества наряду с типовыми атрибутами готического направления

На Американском континенте неоготика причудливо переплелась с технологическим прогрессом.

Знаменитый Бруклинский мост Нью-Йорка построен на арочных устоях в виде стрельчатых окон готических соборов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дизайнерские решения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: