Родство и ритм
Психологи утверждают, что человеческий мозг стремится воспринимать образы целостно. Поэтому нам комфортнее находится в гармоничных интерьерах, элементы которых объединены между собой за счет фактуры, цвета, формы или повторяющегося узора. Нам подсознательно нравятся повторяющиеся элементы, позволяющие сформировать целостную картину.
То, что называют «ритмом», в интерьере появляется за счет многократного повторения родственных или идентичных элементов. Примером могут послужить потолочные балки, колонны, арочные проёмы, одинаковые светильники или обеденные стулья. Интересный дизайнерский приём — сломать ритм, например: среди идентичных стульев может затесаться один контрастный по цвету или фактуре.
Элементы гармонии
Удачное композиционное решение интерьера предполагает гармоничное объединение всех предметов посредством подбора цветов, форм и фактур. С их помощью обстановка становится сбалансированной и эстетичной.
Основы дизайна: композиция в интерьере
Нюансы в композиции интерьера
Их еще называют акцентами, благодаря которым комната становится живее, предметы фактурными, и появляется визуальный пространственный объем.
Наиболее красноречиво нюансы проявляются в фактурах, противопоставленных друг другу:
Зеркало на фоне матовой стены. Гладкая обивка дивана в сочетании с меховым покрывалом. Узор на однотонном фоне. Использование более насыщенного цвета в малом количестве.
Следует помнить, что нюанс, по сути, должен использоваться аккуратно, лишь в паре объектов — перебор же крайне не желателен.
Основы дизайна: композиция в интерьере
Контраст
Четкое и ясное отличие фактур и цветов часто используется при построении гармоничной композиции. Так, узорчатые ткани могут сочетаться с однотонными, грубая отделка стен — с гладкими фасадами, а обилие декоративных элементов с одной стороны — быть противопоставлено минимализму с другой.
Основы дизайна: композиция в интерьере
Похожие элементы
Третий прием гармоничного построения композиции базируется на использовании однотипных, похожих по фактуре, форме и цвету предметах.
Так, в основе может лежать квадрат, прямоугольник или круг, и все объекты, наполняющие пространство — стремиться к его форме, плавно переходя от одного оттенка одного цвета к другому.
Основы дизайна: композиция в интерьере
Не пренебрегая основными правилами создания композиции возможно построить больше, нежели среднестатистический жилой интерьер. Поэтому мы полны надежд, что данный текст окажется полезен вам в будущих свершениях и поможет расставить приоритеты. Удачи!
Контрасты и акценты
Предметы в интерьере можно «подружить» не только за счёт «родства», но и с помощью контрастности. Контраст цветов и/или фактур — одно из главных выразительных средств современного дизайна. Гладкая матовая поверхность по соседству с грубой бетонной стеной или брутальной кирпичной кладкой, активный принт на акцентной стене на контрасте с минималистичной отделкой, контрастные цветовые акценты на нейтральном фоне — вариантов множество.
Здесь главное — не перестараться, если контрастов слишком много, взгляд перестанет их детализировать и превратит в одно расплывчатое пятно.
3 вдохновляющих интерьера из кино
Хорошее кино — это пир для глаз и полное погружение в атмосферу. Интерьеры в таких фильмах — не просто «вкусные» кадры, они отражают характеры персонажей, воссоздают уникальные приметы страны и эпохи и позволяют в полной мере раскрыться режиссерскому замыслу. Мы собрали 3 запоминающихся интерьера из мира кино. Смотрим, вдохновляемся, берем на вооружение. Даже с одинаковым набором ингредиентов можно приготовить разные блюда, в зависимости от того в какой последовательности и пропорциях их использовать. Чтобы у интерьера получился «сбалансированный вкус», доверьте построение композиции практикующему дизайнеру.
#Декор #Мебель
Основы композиции в дизайне интерьера
Обстановка комнаты, если она верно спланирована, не может быть хаотичной, и все предметы и объекты, фактуры и текстуры, используемые в ней, обязательно взаимодействуют друг с другом.
Центр композиции
Попадая в помещение, ваш взгляд должен невольно устремляться к некоему объекту, который может выделяться из всей обстановки необычным цветом, крупным размером, формой или рельефом, — это и есть композиционный центр. По смыслу можно догадаться, что он, как правило, располагается в середине комнаты, что вовсе не принципиально, и пристенное или угловое его расположение также возможно.
Дополняющие элементы обстановки в удачной композиции всегда расположены вокруг ее центра равномерно.
Композиционным центром комнаты может быть кровать, камин, окно, ковер или декоративная перегородка, которая, в совокупности с остальными предметами интерьера, и образует единую композицию.
Как внести в обстановку динамику?
Обращайтесь к вертикальным линиям
Несколько параллельных вертикальных прямых линий уже способны придать интерьеру некоторое движение. А заодно и приподнять зрительно потолок. При этом необязательно выбирать обои с вертикальными полосами или рисовать линии на стенах (хотя это весьма эффектный вариант), можно обратиться и к другим способам:
- контрастные гардины по бокам от окна + карниз, поднятый на максимальную высоту;
- вертикальный настенный декор (например, коллаж из нескольких фотографий или постеров, размещенных в линию друг над другом);
- акцентное выделение несущих колонн, выступающих из стен;
- полуперегородка с вертикальным рисунком;
- бра, дающие отсвет вверх и вниз;
- узкие и высокие картины, постеры, зеркала.
Instagram @dorine_the_home_factory
bemz.com
Instagram @kate_decorates
К горизонтальным линиям
Горизонтальные линии для придания интерьеру динамики используются чуть реже, но к ним тоже можно обращаться. Особенно в случае, если хочется визуально опустить потолок (тогда линии располагают по стене) или зрительно несколько раздвинуть стены узкого помещения (в этом случае линии пройдут по полу или потолку).
Instagram @allaboutpaint
Unsplash
Instagram @zidesigninteriors
Instagram @jewelmarlowe
Пользуйтесь асимметрией
Асимметрия, хоть и является самостоятельным композиционным приемом, также вносит в обстановку динамичные нотки, заставляя взгляд «попрыгать».
Elle Decoration
Alvhem
Проводите диагонали
В этом помогут:
- диагональная расстановка мебели;
- укладка напольного покрытия по диагонали;
- стены, выкрашенные по диагонали;
- ковры и дорожки с соответствующим рисунком.
Instagram @evolutiondesignmtl
Instagram @kutuzovatvorit
Instagram @youngfolkstore
Оставляйте достаточно воздуха
Наличие в помещении свободного места, воздуха — обязательное условие для оформления динамичного интерьера. Чем загроможденнее пространство, чем теснее расставлены предметы мебели, — тем статичнее выходит обстановка.
Stadshem
Выбирайте геометрию
Четкие геометрические формы — еще один способ сделать интерьер более динамичным.
Instagram @zhenya_zhdanova
Bjurfors
ДекорированиеМодная геометрия: как использовать в интерьере актуальный тренд
Не бойтесь контрастов
Контрастные сочетания и акценты (в разумных количествах) оживят вашу обстановку и тоже сыграют на руку динамике. Кстати, контрасты бывают не только цветовыми, но и, к примеру, по форме, размеру, твердости-мягкости и т.д.
Alvhem
bemz.com
Alvhem
Цветовые нюансы в различных комнатах
Прихожая
Коридор – это комната, как правило, без естественных источников света и с ограниченной площадью, поэтому она должна быть в светлых или пастельных оттенках. Контрастный дизайн такого интерьера – совсем нежелательный вариант. Здесь лучше применять белый, бежевый, песочный или персиковый: те, которые не имеют к явному холоду никакого отношения.
Дизайн интерьера прихожей в античном стиле в сложных светлых красках
Гостиная
Зал обычно – самая большая комната в доме или квартире. Поэтому здесь выбор нюансов цвета гораздо шире, если не сказать, что всеобъемлющий. Его можно оформлять и в строгих, и в ярких, и в очень насыщенных тонах, но без крайнего фанатизма, если, опять же, это не специальный дизайнерский проект. Гостиная бывает с ахроматическими комбинациями, благоприятными для многих классических стилей, а также с контрастными сочетаниями, основанными на сравнительно резких переходах.
Совет! Если очень нравятся кислотные цвета, такие как ярко-лимонный, насыщенный лаймовый или едкий апельсиновый, тогда их можно предложить воспроизвести в единичном виде вообще без поддержки: в качестве расцветки неординарного дивана и кресла. Пусть будет экзотическое пятно с нестандартным характером.
Дизайн интерьера гостиной в необыкновенном георгианском стиле в бело-коричневых тонах
Кухня
Каких только оттенков кухонь не существует: и кричащих, и ахроматических, и пастельных. Разнообразие художественных проектов в современном мире диктует свои правила
Сложно сказать, какие нюансные сочетания цветов будут самыми уместными для этого помещения, ведь здесь самое важное – не назначение комнаты, а ее индивидуальные характеристики: размер, изолированность от гостиной, спальни и пр. На кухне можно поэкспериментировать
Дизайн интерьера современной кухни в стиле белый минимализм грамотно подчеркнут яркой розовой столешницей
Спальня
Так как эта зона, в первую очередь, не для активной фазы жизни, а для пассивной, то будет лучше подбирать не слишком контрастные цвета в интерьере. Практичнее всего оформлять спальню в спокойной гамме без кричащих элементов
Уместны будут как холодные, таки теплые колеры, просто нужно взять во внимание такие детали как: сторона света, климатические условия и размерность
Обратите внимание! В спальнях на северную и северо-западную сторону уместнее использовать теплую гамму, а в обращенных на южную или юго-восточную – холодную палитру. Дизайн интерьера спальни с фресками в серо-пастельных тонах тонко продуман художниками-оформителями
Дизайн интерьера спальни с фресками в серо-пастельных тонах тонко продуман художниками-оформителями
Детская
Все знают, что маленьким детям нужно развиваться. Потому для них будет хорошим вариантом наполнить помещение яркими цветами, но не слишком едкими, чтобы малыши не переутомлялись. Можно сделать нюансную композицию из салатовых, голубых, розовых цветах. Взрослым ребятишкам, наоборот, нужно сосредотачиваться на образовательной деятельности, для них хорошим вариантом станет комбинация в комнате с коричневым, бежевым, кремовым или молочным.
Дизайн интерьера детской спальни для подрастающей девочки выполнен в пастельных тонах
Законы равновесия
Наполнение комнаты, или ее обстановка, в свою очередь создает впечатление о целостности образа, его красоте, функциональности и визуальном комфорте. Следовательно, объекты вокруг композиционного центра могут располагаться по законам симметрии или ассимерии.
Симметрия
Равномерное распределение предметов схожего размера и формы вокруг композиционного центра называется симметричным. Особенных сложностей использование симметричной композиции не вызовет, особенно, в горизонтальной плоскости. То есть, если в гостиной возведен камин, то вокруг него должны располагаться предметы на одинаковом расстоянии, например: два торшера по бокам, два дивана перед ним, два кресла напротив, одинаковые или похожие по габаритам и форме.
В спальне, у кровати в центре, поставьте одинаковый комплект с обеих ее сторон, состоящий из прикроватного столика, лампы, зеркала, а изножье дополните мини-диваном, банкеткой, сундуком. Симметрию композиции дополнят, к примеру, пара стеллажей (комодов, кресел), установленных напротив кровати, на одинаковом расстоянии друг от друга.
Симметрия в вертикальной плоскости заключается в том, чтобы зрительно уравновесить верхнюю и нижнюю часть комнаты. Например, если комната высокая, а мебель массивная, можно подвесить крупную люстру, и «утяжелить» потолок лепниной, при этом, стены не должны пустовать, — украсить их стоит декором на уровне глаз, тогда вертикальная композиция будет сохранена.
Ассиметрия
Ее нельзя назвать антиподом симметричного расположения, скорее, еще одним, интересным приемом создания композиции. Ассиметрия, также, — это не дисгармония, как кажется некоторым, а сложный и неоднозначный способ оформления пространства
Тем не менее, для нее, как и для симметрии, важно равновесие визуальной нагрузки предметов в обстановке интерьера
К примеру, когда основные предметы установлены на 2/3 площади помещения, третья его часть не должна оставаться пустой. Здесь, в противовес, можно расположить один, но броский, и достаточно крупный объект (шкаф, зеркало, стол, панно).
Доминанта
Является визуальным центром композиции, именно она первая притягивает взгляд, и только затем человек начинает рассматривать остальные предметы. Домината может быть цветовая или масштабная. И в том и в другом случае доминирующий предмет «подчиняет» себе остальные. Доминанта должна быть связана с прочими элементами композиции в интерьере (иначе образ «развалится»). Потому выбранную цветовую доминанту, например, рекомендуют поддерживать оттенками в аксессуарах или текстиле.
1 из 3
На фото:
Не стоит воспринимать слова «визуальный центр» буквально, ведь доминирующий предмет не обязательно должен располагаться в центре комнаты.
Ритм
Если симметрии свойственно спокойное равновесие элементов, то ритм подразумевает движение, которое может быть продлено до бесконечности. Ритм задается многократным повторением: горизонтальный (карнизы, фризы, пояса) и вертикальный (колонны, арки). В интерьерном дизайне ритм могут задавать несколько предметов мебели. Интересный прием композиции в интерьере — «перебить» ритм. Поставьте в ряд несколько одинаковых белых стульев, заменив один из них цветным.
1 из 2
На фото:
При составлении ритмичной композиции важно помнить о том, что ритм почти не воспринимается, если цвет будет «угасать» по мере удаления от зрителя
Сочетание с другими цветами
У зеленого много вариаций: от салатового и мятного до изумрудного, оливкового и морской волны. Они могут быть теплыми или холодными, что свойственно мало каким цветам. И они интересно и свежо сочетаются даже между собой, но еще лучше выйдет, если объединить их с другими оттенками.
Зеленый с белым
Все популярные минималистичные, скандинавские и эко-интерьеры отталкиваются от белой базы и ярких акцентов. На таком фоне выигрышно смотрится и зеленый, который кажется еще свежее и сочнее. Если синий может быть слишком холодным, а желтый – наоборот, зеленый будет как нельзя кстати.
Зеленый с черным
Есть мало цветов, которые в сочетании с черным не выглядят слишком мрачно или агрессивно – и зеленый точно один из них. Но помни, что темный всегда визуально уменьшает пространство, поэтому в чистом виде бери такой дуэт только для светлых и больших комнат. А вот в маленьких используй его для акцентных вставок или зонирования.
Зеленый с коричневым
Несмотря на моду на черно-белые и бежевые интерьеры, дуэт зеленого с коричневым все равно остается классикой. Ведь именно он чаще всего встречается в природе – прогадать невозможно. В твоем распоряжении любые сорта древесины, песочные, шоколадные, кофейные оттенки.
Зеленый с фиолетовым
Найти действительно смелое и экстравагантное сочетание с зеленым цветом довольно сложно. И тут в игру вступают оттенки фиолетового, свекольного, виноградного и баклажанового. Считается, что эта комбинация пробуждает фантазию и воображение, а поэтому идеально подходит для творческих людей.
Зеленый с серым
Энергичный и игривый зеленый цвет сложно приглушить, но даже с ним получатся строгие и лаконичные интерьеры. Для этого сочетай его с серым: стальным, графитовым или теплым таупом. И вот сдержанный, но выразительный и атмосферный дизайн уже готов! Особенно выигрышной комбинация будет в современном стиле и хай-теке.
Ассиметрия
По своей структуре противоположна симметрии, а значит вызывает подсознательное беспокойство у любого нормального человека. Жилой интерьер — не место для экспериментов, потому очень советуем само пространство планировать симметрично, а ассиметричные композиции создавать уже при помощи декора. Например, можно поиграть масштабами (противопоставить крупную и небольшую мебель), сочетать темные поверхности со светлыми, а яркие цвета с приглушенными
Если вы намеренно выбрали ассиметричную расстановку мебели для комнаты, не забудьте выделить центр композиции — это может быть камин, привлекающая к себе внимание картина или группа светильников
1 из 3
Этно
Даже в хрущевке можно сделать маленькую кухню в этно-стиле, не говоря уже о помещении в 11 кв. м. При желании в вашей типовой квартире может появиться кусочек Африки, Индии, Марокко, Средиземноморья, Китая.
Африканский интерьер делайте в желто-коричневых тонах: стены песочного цвета, серый, черный или шоколадный ламинат. Можно поставить мебель из ротанга. Украсьте стены масками и фотографиями африканских интерьеров.
Для марокканского и средиземноморского интерьеров характерна яркая, насыщенная цветовая гамма и обязательно присутствие сложной мозаики. Она может быть на плиточном фартуке или на полу. Индийский интерьер украшают фиолетовым, красным, оранжевым, золотым текстилем
Обратите внимание, что любой этно-интерьер создают декоративные мелочи
Цветовой контраст.
Контраст – основа зрительного восприятия, без него невозможно различать и видеть предметы. Любое цветовое различие делится по контрастности на слабое, среднее и сильное. Слабый контраст образует нюансные сочетания, сильный – контрастные. Наибольшую степень контраста образуют максимально удаленные друг от друга, противоположные на круге цвета: черный-белый, оранжевый –голубой.
При работе с цветом важно учитывать такую неотъемлемую часть восприятия, как одновременный и последовательный контраст. Их эффект присутствует независимо от того, насколько выраженный контраст мы наблюдаем
К одновременному контрасту относится не только видимый непосредственно, но и тот, который восприятие дополняет само, или симультанный контраст. После того, как наблюдение цвета заканчивается, его действие продолжается в виде последовательного контраста.
Для контрастной цветовой гаммы свойственны выраженные тоновые различия, резкие переходы. Контраст выделяет особенности и выразительность каждого цвета на фоне других. Характер контрастных гамм отличается активностью и динамизмом.
Контраст может быть выражен по одному или нескольким параметрам одновременно. Виды контрастов:
- по светлоте
- по насыщенности
- по тону
Контраст по светлоте.
Контрастные по светлоте тона располагаются на цветовом круге близко к черному и белому полюсам.
контраст по светлоте на цветовом круге
Контраст по светлоте — базовый для человеческого восприятия и поэтому самый сильный, он используется как художественный прием, когда необходимо активное воздействие. Различие по светлоте – основное в любой гамме и воспринимается глазом лучше, чем по остальным параметрам. Без светлотных различий гамма выглядит плоской и искусственной. Сильный контраст по светлоте выявляет силуэт, делает его контуры более четкими, но рельеф, фактуру и детали менее явными. Когда светлотный контраст достаточно силен, изображение не теряет выразительности при переводе в черно-белое.
Контраст по насыщению.
Контрастные по насыщению тона располагаются на цветовом круге с краю и в центре.
контраст по насыщенности на цветовом круге
Наиболее сильный контраст по насыщенности возникает между чистыми цветами и ахроматическими
Серый оттеняет и подчеркивает яркость насыщенного цвета, в сочетании с ахроматическим насыщенный цвет привлекает наибольшее внимание и создает акцент. Этот эффект широко используется при оформлении, когда необходимо создать нейтральный фон и выделить какую-то область, например, в дизайне сайтов
Наиболее явно контраст по насыщению заметен в монохроматических гаммах, где сохраняется элегантность и сдержанность. Контраст по насыщенности самый спокойный и неброский из контрастов, ведь цвета расположены относительно недалеко друг от друга на цветовом круге, поэтому контраст насыщения легко заглушить другими контрастами. Наиболее эффектно сочетание серого с желтым, оранжевым или красным. Сочетание серых и ярких цветов широко используется в дизайне интерьеров.
контраст по насыщению в интерьере
контрасты в интерьере с использованием ахроматических и чистых цветов: по насыщенности (серый+красный) и по светлоте (черный+белый)
Окраска попугая Жако — типичный природный пример контраста по насыщению.
Контраст дополнительных цветов.
Две противоположные точки на диаметре цветового круга образуют контраст дополнительных цветов. Если дополнительные тона выбраны верно, при их смешивании появляется нейтральный серый тон.
дополнительные цвета на цветовом круге при смешении образуют серый тон
Каждый из тонов максимально выявляет противоположный. При расположении чистых дополнительных цветов рядом создается наиболее сильный по воздействию контраст. Из-за этого сочетания чистых цветов используются редко или на ограниченных площадях, иначе они способны вызывать рябь в глазах, сильное возбуждение зрительной системы и переутомление.
Основное свойство контраста дополнительных цветов – способность противоположных цветов уравновешивать и нейтрализовывать друг друга. Равновесие создает не только контраст, но одновременно и цветовую гармонию.
дополнительные цвета на цветовом круге
Продолжение. Симультанный контраст >>
Интерьеры в зеленых тонах – фото
Зеленый – один из самых нейтральных и универсальных цветов, поэтому он хорош повсюду: от ванной до спальни, кухни или детской комнаты. Используй светлые и пастельные вариации для отделки, сочные травянистые и неоновые – для акцентов, а темные и глубокие – для изысканных аксессуаров.
Зеленый цвет в интерьере кухни
Самые яркие и сочные оттенки, вроде травянистого или салатового, особенно хороши на кухне. Они ассоциируются с ароматной свежей зеленью, поэтому улучшают аппетит, а вместе с ним – настроение и самочувствие. Эффектно выглядит зеленое стекло, которое подойдет для посуды или декора.
Зеленый цвет в интерьере гостиной
Трудно найти фон, который был бы одинаково хорош для уютных семейных вечеров, громких вечеринок, настольных игр и важных встреч. Сложно, но зеленый в гостиной легко с этим справляется, создавая ощущение стабильности и уверенности. Хороши будут оливковые, пастельные мятные, разбавленные выбеленные тона.
Зеленый цвет в интерьере спальни
Если в жизни стало слишком много спешки, суеты, шума и других типичных проблем большого города – зеленая спальня твое спасение. В ней ты сможешь уединиться, абстрагироваться от всего внешнего мира и полностью расслабиться в долгожданной тишине. А если хочешь добавить романтики, тогда разбавь белесый зеленый лавандовым или лососевым – в духе прованса.
Зеленый цвет в интерьере ванной комнаты
Ощущение свежести, воздушности и легкости в ванной комнате подарят холодные оттенки зеленого. А вот если тебе всегда не хватает тепла и бодрости – бери салатовый или травянистый и сочетай его с бежевым, желтым или даже оранжевым. Интересный нюанс – в такой санузел одинаково хорошо впишется и любая сантехника: белая, черная, золотая.
Зеленый цвет в интерьере детской комнаты
Дети чувствительны к внешним факторам, и зеленый цвет оказывает на них самое благоприятное влияние из всех ярких. Он не раздражает и не будоражит нервную систему, но в то же время бодрит и тонизирует. В такой обстановке проще сконцентрироваться и сосредоточиться на учебе.
Зеленый цвет в интерьере прихожей и коридора
Самая большая проблема ремонта прихожей с коридором – сделать их визуально просторнее и светлее. А ведь это еще и визитная карточка дома – первое, что видят все, кто заходит в квартиру. С яркими цветами легко прогадать, чтобы они не давили прямо с порога, но с зеленым этой проблемы нет и вовсе!
Выбираем стиль интерьера кухни 11 кв.м
Небольшая кухня 11 кв м дизайн должна иметь такой, чтобы он нравился всем домочадцам. Этот вопрос нужно решить на самых ранних стадиях ремонта и определиться со стилем интерьера. От этого зависит расположение мебели и техники, а значит, и схемы проводки, и расположение труб. Кухню площадью 11 квадратов можно оформить в следующих стилях:
- классика;
- прованс;
- модерн;
- ретро;
- эклектика;
- эко;
- этно.
Классический интерьер, пожалуй, и сегодня является самым популярным дизайнерским решением. Впрочем, все чаще кухни небольшой площади оформляют в скандинавском или стиле лофт – для них характерна сдержанность в деталях и минимализм. Любители деревенского стиля выбирают прованс, кантри и модерн. Тем, кто соскучился по прошлому, стоит присмотреться к стилю ретро – он снова в моде.
Если не боитесь экспериментов, сделайте этно-интерьер: индийский, марокканский, африканский. А тем, кто не хочет себя ставить в рамки, и будет сам обустраивать кухню, близка идея эклектики – использование дизайнерских приемов из разных стилей.
Основы дизайна
2.3.4. Нюанс
Нюанс предполагает небольшое различие свойств. Обычно он применяется для дополнения контраста. Сущность нюанса составляет плавный переход характеристики элементов композиции. При нюансе нет четко выраженных противоречий, нюанс играет роль оттенка, помогая избежать монотонности (рис. 49).
Использование нюанса представляет сложную задачу. Если контраст часто обусловливается функцией или конструкцией изделия, то нюанс не определяет ни то, ни другое. Это средство композиции относится к области художественного осмысления формы, материала, цвета и в значительной мере зависит от индивидуальности художника-конструктора. Использование нюанса обычно обусловливается наличием контраста и необходимостью его смягчения.
Рис. 49.
Контраст и нюанс в композиции
Нюанс как средство композиции особенно важен при конструировании изделий бытового назначения. Велика его роль при работе над композицией малых форм. Необходим нюанс и при проектировании крупных технических изделий.
Нюансная проработка формы во многом связана с технологией производства изделия и применяемым материалом. Художник-конструктор должен тонко чувствовать особенности материала и уметь правильно их использовать.
Как средство композиции нюанс проявляется в пропорциях, ритме, цвете, пластике, декоре, фактуре поверхности и т. д. Построенные на нюансах формы спокойны, не сразу раскрываются в отличие от форм, построенных на контрастах. В работе над формой одного изделия может быть использован нюанс не только одного, а и многих свойств. Даже вся композиция изделия может быть построена на нюансах.
Использование нюанса важно при проектировании мебели и разработке интерьеров. Смягчая контрасты, нюансы придают изделиям и среде необходимую теплоту, что для жилой среды особенно важно
Нюанс является самым тонким из всех средств композиции, использование его требует от художника-конструктора высокой квалификации.
Нюанс и контраст дополняют и обогащают друг друга: контраст подчеркивает, нюанс выявляет его игру, нюанс смягчает, дополняет контраст. Нюанс может служить и самостоятельным средством выражения, когда художественное произведение целиком построено на нюансных отношениях, сближенных тонах или в одной цветовой гамме. Контраст в первую очередь проявляется в сталкивании предмета и пространства, объема и плоскости, а затем в отношениях между предметами, пятнами, линиями — по размеру, по форме, цвету, по направлению движения и прочим проявлениям элементов формы.