Военные особенности
Изначально римляне производили оружие, опираясь на опыт и образцы греческих и этрусских мастеров. Они многому учились у своих противников, например, столкнувшись с кельтами, они переняли некоторые виды их экипировки, у галлов «позаимствовали» модель шлема, а у древних греков тораксу – анатомический панцирь.
Как только римские доспехи и оружие были официально приняты государством, они становились стандартом едва ли не для всего имперского мира. Стандартное оружие и амуниция несколько раз менялись в течение долгой римской истории, но они никогда и не были индивидуальными, хотя каждый солдат украшал свои доспехи по собственному усмотрению и «карману». Тем не менее, эволюция вооружения и доспехов воинов Рима была довольно долгой и сложной.
Стены Ватикана (Mura leonine)
Леонинская стена была построена в середине IX в. при папе Льве IV (Leone IV). Хотя ее, строго говоря, нельзя отнести к архитектурному наследию Древнего Рима, она тем не менее является своеобразной «защитной оболочкой» христианского Рима в историческом и культурном плане. Папская резиденция к тому времени находилась в Латеранской базилике, однако защита культового центра христианства от нападений мусульман с юга (особенно после разграбления Рима сарацинами в 846 году) стала первостепенной задачей.
При строительстве стены были использованы защитные свойства на берегу Тибра, а также часть древних стен, воздвигнутых во времена нашествия вестготов Тотиллы. За короткий срок было сооружено 13 башен, укреплены участки стены Аврелиана и ворота. По желанию папы зона, окруженная крепостной стеной, была названа городом Леонина (città leonina). С этого момента вплоть до 1586 Ватикан не воспринимался как часть Рима, а как Civitas Leonina.
Римский доспех лорика сегментата
Он представлял собой древнюю разновидность бронежилета и в основном использовался в начале Империи, но это латинское название впервые было применено в 16 веке (древняя форма неизвестна). Сам римский доспех состоял из широких железных полос (обручей), прикрепленных к спине и груди кожаными ремешками.
Полосы были расположены горизонтально на теле, перекрывая друг друга, они окружали туловище, скрепляясь спереди и сзади при помощи медных крючков, которые были соединены кожаными шнурками. Верхняя часть тела и плечи были защищены дополнительными полосами («защитники плеча») и нагрудными и задними пластинами.
Форму доспеха римского легионера можно было сложить очень компактно, поскольку она разделялась на четыре части. За время его использования он был изменен несколько раз: в настоящее время признанными типами являются Kalkriese (ок. 20 до н. э. до 50 н. э.), Corbridge (ок. 40 г. н. э. до 120) и Newstead (ок. 120, возможно, в начале 4-го века).
Существует четвертый тип, известный только по статуе, найденной в Альба Джулиа в Румынии, где, по-видимому, существовал «гибридный» вариант: плечи защищены чешуйчатой броней, а обручи туловища меньше и глубже.
Самое раннее свидетельство ношения лорики сегмантаты датируется около 9 г. до н. э. (Dangstetten). Доспехи римского легионера довольно долго использовались на вооружении: вплоть до 2-го века нашей эры, судя по количеству находок того периода (известно более 100 мест, многие из их в Британии).
Однако даже во 2-ом веке нашей эры сегментата никогда не заменяла лорику хамату, так как та все еще оставалась стандартной формой как для тяжелой пехоты, так и для кавалерии. Последнее зарегистрированное использование этой брони относится к концу 3-го века нашей эры (Леон, Испания).
Есть два мнения относительно того, кто применял эту форму доспехов Древнего Рима. Одно из них заявляет, что только для легионеров (тяжелая пехота римских легионов) и преторианцев были выпущены lorica сегмента. Вспомогательные силы чаще носили лорику хамату или сквамату.
Вторая точка зрения состоит в том, что и легионеры, и вспомогательные солдаты использовали доспехи римского воина типа «сегментата», и она в некоторой степени подтверждается археологическими находками.
Сегментация лорики обеспечивала большую защиту, чем хамата, но ее также было сложнее производить и ремонтировать. Расходы, связанные с изготовлением сегментов для этого вида доспехов Рима, могут объяснять возврат к обычной кольчуге после 3–4-го века. В то время тенденции в развитии военной силы менялись. В качестве альтернативы, все виды доспехов римского воина могли перестать использоваться, поскольку потребность в тяжелой пехоте уменьшалась в пользу быстрых конных войск.
День Святого Валентина по древнеримски
Где же проходили Луперкалии? Конечно, разнузданные торжества, что нередко превращались в оргии, сложно представить на центральных улицах Рима. Неслучайно местом проведения празднеств служила пещера Луперкал, что располагалась у Палатинского холма.
И здесь снова присутствует некий культ волка. Согласно легендам, именно неподалёку от этого места маленьких Ромула и Рема увидела волчица, что выкормила их своим молоком. В дальнейшем знаменитые герои стали основателями Рима.
Священным животным Луперка также являлся козёл, однако участи скота в дни Луперкалий не стоит завидовать. Именно козлы часто становились жертвами, которых римляне посвящали своему богу. Жертвоприношение становилось главным событием праздника.
Адам Эльсхаймер «Луперкальский фестиваль в Древнем Риме»Находится картина в Аукционном доме Christie’s, Нью-Йорк, США
После закалывания козла, с животного сдирали шкуру, которую разрезали на тонкие ремни. Всё это производили жрецы в храмах Луперка, приобщиться к ритуалам простым людям было нельзя. Но самое забавное начиналось после жертвоприношения. Остатки шкур жрецы повязывали в качестве набедренной повязки, брали в руки изготовленные ремни и выбегали из святилища.
На улице их уже дожидались люди (в большинстве – женщины). Жрецы Луперка мчались через толпу, нещадно стегая ремнями всех, кто попадался под руку. Поразительно, но многие римляне намеренно старались попасть под удар. Прикосновение ремня жреца Луперка сулило мужчине процветание и успех в делах, а женщине – возможность родить много детей.
Андреа Камассей «Празднование Луперкалий», ок. 1635 годаМестонахождение картины: Музей Прадо, Мадрид, Испания
А вот другой обряд Луперкалий был весьма таинственным. Для него выбиралась пара знатных юношей. Во время жертвоприношения жрец прикасался окровавленным кинжалом ко лбам молодых людей, после чего второй служитель Луперка быстро стирал кровавые отметки козлиной шкурой. На праздничном пиршестве, что следовало после поднесения жертвы, оба избранных юноши должны были присутствовать, а по завершению трапезы – рассмеяться.
Что значил этот обряд, сказать сложно, поскольку в древних источниках нет точных трактовок. На мой взгляд, это было некое благословение от божества, которое затем молодые люди передавали всем в своём смехе.
Основной задачей Луперкалий было отпугивание волков от пастбищ и просьба бога послать приплод – как скоту, так и людям. Известно, что в 276 году до нашей эры в Риме резко упала численность детей. Из-за вспыхнувшей эпидемии часто рождались больные или мертворожденные дети.
Как известил народ оракул, для плодовитости люди должны были прибегать к различным мистическим ритуалам. Это укрепило традиции Луперкалий, ведь, как считалось, женщина способна оздоровиться после порки жертвенной кожей козла.
Голый молодой человек бьет молодую женщину ремнем из козьей кожи.Аннибале Карраччи «Во время Луперкалий», около 1677 годаМестонахождение: Художественная галерея Rijksmuseum, Амстердам, Нидерланды
Луперкалии нельзя было назвать чинным религиозным празднеством. Во время “волчьего” торжества жрецы и сами стремились уподобиться диким животным. Многие из них полностью обнажались, что давало стимул собравшимся участникам также отбросить одежду и всякие приличия. Нередко в финале Луперкалий происходили массовые оргии, которые, как верили, несут энергию бога Луперка.
Луперкалии сегодня кажутся диким и шокирующим праздником, однако в Древнем Риме к ним относились вполне терпимо. Есть предположение, что даже знаменитый Марк Антоний участвовал в торжествах бога Луперка в качестве жреца. Запрещены Луперкалии были лишь в 496 году папой Геласием I, но даже сегодня в европейских странах 14 февраля остаётся любимым праздником. Правда, отмечают его несколько иначе.
Одежда древних римлян
На заре развития Древнего Рима существенно отличалась от греческой: это была суровая, стойкая нация, эстетическим идеалом которой были сильные, физические развитые люди, поэтому одежда была простой, подчеркивающей атлетические тела, гармоничные пропорции и строгую красоту фигуры. Мужская одежда была предельно непритязательной и строгой. Главным предметом была тога – плащ из прямоугольного куска ткани, который имели право носить только граждане Рима. Знатные люди носили палудаментум – плащ, который накидывали на левое плечо, а на правом скалывали пряжкой. Бедные люди ходили в пенулах – кусках ткани в виде полукруга с . Дома носили туники, похожие на греческие хитоны, но выходить в них на улицу запрещалось.
Римская одежда для женщин напоминала мужскую и этим сильно отличалась от греческой: если стремились подчеркнуть округлость форм и женственность, то римлянки стремились к тому, чтобы их фигура выглядела монументально, величественно, строго. Они носили длинные и широкие туники, поверх которых надевали столы с поясами. Верхней одеждой была палла, похожая на гиматион греков. Постепенно женщины Рима стали стремиться к более богатым и роскошным украшениям одежды: ткани украшались пурпурной каймой, туники шились из золотых, ярко-красных или полупрозрачных материй, предметы одежды украшались драгоценными камнями.
Броня
Не все войска носили усиленные римские доспехи. Легкая пехота, особенно в ранней республике, мало или вообще не использовала броню. Это позволяло как быстрее передвигаться, так и удешевлять экипировку армии.
Солдаты-легионеры 1-го и 2-го веков использовали различные типы защиты. Некоторые носили кольчуги, в то время как другие — чешуйчатые римские доспехи или сегментную лорику, или кирасу с металлическими пластинами.
Этот последний тип представлял собой сложную часть вооружения, которая в определенных обстоятельствах обеспечивала превосходную защиту для кольчужной (lorica hamata) и чешуйчатой брони (lorica squamata). Современные испытания копьями показали, что этот вид был непроницаем для большинства прямых попаданий.
Однако без подкладки было неудобно: реконструкторы подтвердили, что ношение белья, известного как subarmalis, освобождало владельца от синяков, появляющихся как при длительном ношении брони, так и от удара, нанесенного оружием по доспехам.
Нижнее белье
Начнем с нижнего белья. Носили ли римляне трусы? Ответ утвердительный. Речь, правда, не идет о трусах в нашем понимании, а скорее о своего рода набедренной повязке из льняной ткани, называемой subligar, обертывавшейся вокруг талии и интимных частей тела.
Вы удивитесь, когда узнаете, что это не первое, что надевается по утрам… Действительно, весьма распространен обычай не раздеваться перед сном, а ложиться спать полуодетыми. Снимают плащ, бросая его на стул (или укрываются им вместо покрывала), и остаются в набедренной повязке и тунике. Так и ложатся спать: туника, которую носили днем, ночью послужит вместо пижамы. Такой обычай может показаться нам негигиеничным, но так же поступали вплоть до начала ХIХ века наши сельские жители. С единственной разницей: римляне были гораздо чище, ведь они каждый день ходили в термы. Так что перед тем, как ложиться спать, они хорошенько мылись. Единственная проблема-одежда-то оставалась грязной.
Сервиева стена (Murus Servii Tullii)
К середине VI в. до н. э. городские стены Рима были фрагментарными: жители холмов делились на общины, причем каждая их них обеспечивала защиту холма по-своему, делая ставку главным образом на закалку и мужество защитников. На особо пологих участках были стены, а в низине копали рвы или устраивали земляные валы, укрепленные блоками туфа (aggere). Хотя нет четких документальных свидетельств о стене царя Сервия, предполагается, что она имела длину 11 км, а высота ее доходила на отдельных участках до 9 м. После нашествия галлов в 390 г. до н. э. защитный пояс Рима был частично перестроен и фортифицирован блоками из желтого туфа, который добывали в районе бывшей столицы этрусской федерации — Вейи. Сохранившиеся участки крепостной стены относятся именно к этому периоду и повторяют очертания архаичных стен VI в.
Как утверждает Ливий, строительство стен республиканского периода началось в 378 г. до н. э. по инициативе и под руководством консулов Спурия Сервилия Приска и Квинта Клелия Сикула. Основными строительными элементами являлись блоки желтоватого туфа (фото слева, кликните!) с изменяющейся шириной (40-50 см) и длиной (60-120 см) в поперечной конусообразной кладке снизу вверх для большей прочности. Внешняя сторона стен была стесана (это не давало противнику возможности вскарабкаться), а внутренняя часть спускалась ступеньками (80-100 см) для удобства защитников.
Ворота Сервиевой стены
Целимонтанские ворота (Porta Celimontana), еще называемые Аrco di Dolabella e Silano (холм Целий).
Эсквилинские ворота (Porta Esquilina), еще называемые Аrco di Gallieno (холм Эсквилин).
Капенские ворота (Porta Capena), откуда начиналась Via Appia (Рим — Капуя), не сохранились.
Нет достоверных документальных свидетельств о количестве ворот, их точном местоположении. Сохранились лишь названия, которые, вполне могли дублироваться: Porta Flumentana, Porta Carmentalis, Porta Triumphalis, Porta Trigemina, Porta Lavernalis, Porta Raudusculana, Porta Naevia, Porta Capena, Porta Querquetulana, Porta Celimontana, Porta Esquilina, Porta Viminalis, Porta Collina, Porta Quirinalis, Porta Salutaris, Porta Sanqualis, Porta Fontinalis.
А между тем Рим богател, расширялся и постепенно вышел за границы древней стены Сервия. К 80 г. до н. э. население города составляло более 400,000 жителей
В эпоху Октавиана Августа и последовавшего периода Pax Romana никто не воспринимал всерьез важность крепостных стен. Рим защищал себя на чужих территориях, его границы раздувались подобно воздушному шару во все стороны света и казалось, что нет силы, способной вернуть римлян к первичному инстинкту самосохранения нации
Виды туник
Среди достаточно обеспеченного населения, не занимавшегося тяжелым трудом, предпочитали носить туники белого цвета. Крестьяне, ремесленики и рабы носили туники темных, немарких цветов. У представителей высших сословий на тунику наносилась вертикальная, от шеи до подола, полоса алого или пурпурного цвета под названием “clavus“. У сенаторов полоса была одна и широкая – “laticlavia“, а у всадников две, но узкие – angusticlavia.
Особую тунику надевал триумфатор – она была расшита золотыми пальмовыми ветвями, хранилась в храме Юпитера Капитолийского, числилась в составе храмового инвентаря и выдавалась только на день триумфа.
Однако, стоит помнить, что такой вид туника приобрела только в период поздней республики.
Прообразом туники, были простые куски ткани обертываемые вокруг тела и скрепляемые застежками или фибулами. Мы можем видеть такой тип одежды на древних изображениях – два куска ткани – спереди и сзади, скрепленые на плечах и по бокам фибулами. Разумеется сами плечи и тем более руки при этом остаются открытыми.
Существовала ли мода в древности?
Мода, конечно, была и тогда. Не обошла она стороной как Древнюю Грецию, так и Древний Рим. Одежда римлян и греков отнюдь не была лишь средством согреть замёрзшие тела. Она отвечала, скорее, эстетическим потребностям, нежели физическим.
Древние римляне, одежда которых во многом заимствована у греков, привнесли в неё долю аскетизма и практичности. Активно украшать свои наряды драгоценностями римляне стали лишь на закате империи, когда разврат и прочие плотские увлечения взяли верх над разумом и патриархальными традициями отцов.
Что представляет собой одежда древних римлян и греков? 2 класс средней школы познакомил нас с ней ещё в детстве. Это туники и тоги, которые свободно облегают тело, не сковывая движений. Старинные амфоры для вина и оливкового масла, найденные на раскопках, сохранили рисунки с сюжетами на бытовые и батальные темы. Глина и металл оказались более долговечными, нежели ткани. Но, судя по изящным драпировкам, материалы, из которых делалась одежда древних римлян и греков, были тонкими и пластичными.
Лорика сквамата
Lorica squamata была видом чешуйчатой брони, использовавшейся во времена Римской республики и в более поздние периоды. Она была сделана из маленьких металлических чешуек, пришитых к тканевой основе. Ее носили, и это видно на древних изображениях, обычные музыканты, центурионы, кавалерийские войска и даже вспомогательная пехота, но могли надевать и легионеры. Рубашка доспехов была сформирована так же, как и лорика хамата: с середины бедра с усилением плеч или снабженные накидкой.
Отдельные чешуйки были либо железными, либо бронзовыми, либо даже чередующимися металлами на одной и той же рубашке. Пластины были не очень толстыми: от 0,5 до 0,8 мм (от 0,02 до 0,032 дюйма), что, возможно, являлось обычным диапазоном. Однако, поскольку чешуйки перекрывались во всех направлениях, несколько слоев обеспечивали хорошую защиту.
Размер варьировался от 6 мм (0,25 дюйма) в ширину до 1,2 см в высоту, до 5 см (2 дюйма) в ширину и 8 см (3 дюйма) в высоту, при этом наиболее распространенные размеры составляли примерно 1,25 на 2,5 см. У многих были закругленные днища, в то время как у других были заостренные или плоские основания с обрезанными углами. Пластины могли быть плоскими, слегка выпуклыми или иметь приподнятую среднюю перепонку или край. Все они на рубашке были в основном одинакового размера, однако чешуйки от разных кольчуг значительно различались.
Они были соединены в горизонтальные ряды, которые затем пришиты к подложке. Таким образом, каждая из них имела от четырех до 12 отверстий: по две или более на каждой стороне для присоединения к следующему в ряду, одна или две наверху для крепления к подложке, а иногда внизу для закрепления к основе или друг к другу.
Рубашку можно было открывать либо сзади, либо внизу с одной стороны, чтобы ее было легче надевать, а отверстие стягивалось завязками. Много было написано о предполагаемой уязвимости этих древнеримских доспехов.
Не было найдено никаких экземпляров целой чешуйчатой лорики скваматы, но было несколько археологических находок фрагментов таких рубашек. Оригинал римских доспехов стоит довольно дорого и по карману только крайне богатым коллекционерам.
С этим читают
Хитон
Странно, что римляне не переняли у греков обычай носить хитоны. Это очень удобное одеяние, которое не сшивалось, а соединялось на плечах пряжками-фибулами. Долгое время считалось, что греки носили только белую одежду. Это не так. Белый цвет, действительно был одним из любимейших, но отбеливание тканей было трудоёмким и длительным. По этой причине белые хитоны относились к разряду праздничных.
В обычные дни греки носили разноцветные и очень яркие наряды. В качестве красителей использовали минералы, растения и морских моллюсков. Последние служили источником для получения пурпурного пигмента. Греки раньше римлян начали носить шёлк, хотя он и стоил очень дорого, так как привозился с Востока. Пурпурные шёлковые хитоны носили только очень богатые люди.
Несмотря на то что одежду не сшивали, а только скалывали, низ хитона не должен был лохматиться. Это было признаком траура или материальной нужды, что считалось позором. Нижний край подгибали и аккуратно закрепляли, чтобы нитки не торчали наружу. Хотя эту работу выполняли рабы, греческие женщины с детства обучались всевозможным рукоделиям.
Даже самые богатые и знатные эллинки умели шить, вышивать гладью и крестиком, готовить еду и ухаживать за домочадцами.
Туника
Еще одна популярная одежда римлян – туника – представляла собой рубаху с короткими рукавами из шерсти. Так же широко использовались варианты без рукавов. Чаще всего подобное убранство носили с поясом, поскольку туника без этого аксессуара воспринималась как простое нижнее белье, что придавало ей неприличный вид.
Отличительной чертой такого одеяния было то, что у него отсутствовал вырез на шее. Это обуславливалось особенностями кроя. Невозможно было создать полноценный шейный вырез.
На туники наносилась сплошная вертикальная полоса алого цвета, которая позволяла отличать сенаторов и всадников от простых римских граждан. По одежде, которую надевали сенаторы, проходила одна широкая полоса от воротника до подола. На туники всадников наносились две узкие полоски (также от ворота до подола). Эти полосы имели свое название: clavus (дословно значит «полоса»). Соответственно, туника сенаторов называлась laticlava («с широкой полосой»), а всадников – angusticlava («узкополосная»).
Общая информация
Еще в глубокой древности римляне разработали подробную и детальную систему убранства. Так, согласно ей, официальная одежда римлян – тога и туника у мужчин, а у женщин – стола, инстита и палла.
Каждый вид одежды представлял собой цельный кусок ткани без швов. Такая особенность римской одежды считалась подтверждением приверженности к уникальной культуре Средиземноморья, делала римлян представителями прогрессивной городской цивилизации.
Особое отличие убранства заключалось в том, что самой популярной и универсальной являлась белая одежда римлянина, которую можно было носить и дома, и в людных местах, и на официальных встречах. Этот цвет считался нейтральным. Также он был популярен в народе потому, что вся территория Римской империи располагалась в зоне жаркого климата, а белый, как известно, отталкивает солнечные лучи, и в такой одежде не жарко.
Как появился этот праздник?
О происхождении Луперкалий нет точных сведений (из-за давности самого праздника). Как писал Овидий, торжество попадало на третий день после февральских ид (это как раз приходится на 15 февраля), а иногда Луперкалии начинали праздновать на несколько дней раньше.
Как предполагают историки, традиция проводить торжества в честь бога плодородия появилась задолго до основания Рима, а позднее обычаи различных племён объединились в весьма колоритную “гремучую” смесь, что и наблюдалась во время Луперкалий.
Главным покровителем Луперкалий считался Луперк, божество плодородия и плодовитости. В Риме его также именовали Фавном, а греки с ним отождествляли своего бога Пана.
Аннибале Карраччи «Луперкалии»Местонахождение: Дворец Magnani, Болонья, Италия
Интересно происхождение имени Луперка. В нём явно слышится латинская основа “люпус”, что означает “волк”. Но не думайте, что Луперк мог превращаться в волка, словно оборотень из жутких преданий. Напротив, этот бог особенно защищал пастухов и скот, поскольку имел влияние на серых хищников.
Хочу заметить, что и греческий Пан являлся покровителем пастухов. Не исключено, что поначалу Луперкалии представляли собой пастуший праздник, который со временем вышел за пределы профессии.
№7. Основным оружием, которое носили римские солдаты были гладиус, пугио и пилум.
Древнеримские солдаты использовали разнообразное оружие. Наиболее выдающимися среди них являются следующие:
- Гладиус: основной меч, из которого происходит слово «гладиатор». Гладиус был коротким мечом длиной около 24 дюймов или 60 см. Он ковался обоюдоострым и идеально подходил для ближнего боя, так как был превосходен как в разрезе, так и в толчках.
- Пугио: кинжал, используемый римскими солдатами в качестве оружия. У него было большое листообразное лезвие длиной от 18 до 28 см, шириной — около 5 см. Пугио обычно использовался в качестве крайней меры, когда другие виды оружия были исчерпаны.
- Пилум: копье, состоящее из деревянного стержня 1,4 м (4,6 фута), из которого выступал железный хвостовик диаметром около 7 мм и длиной 60 см с пирамидальной головкой. Пилум использовался в качестве оружия для дальней дистанции с невероятной проникающей способностью, которая могла пройти сквозь щиты противника и даже ранить его владельца.
Пугио — древнеримский кинжал
Помимо этих трех, другие виды оружия, используемые римскими солдатами, включают в себя свинцовые дротики, называемые плюмбата; серп с изогнутым лезвием, который был острым на внутренней кромке; и композитный лук (аркус) со стрелой (сагитта).
Жрец, выполнявший ритуал с кинжалом
Плутарх упоминал ещё один своеобычный ритуал, который можно было наблюдать во время праздника в честь Луперка: один из жрецов прикасался ко лбам двух знатных юношей окровавленным кинжалом, другой же моментально убирал следы крови с помощью клочка козлиной шерсти, смоченного в молоке. Однако других описаний этой процедуры не сохранилось, поэтому многие исследователи склонны скептически относиться к этому описанию.
Ромул, Рем и волчица. Картина Рубенса. (Wikimedia Commons)
Пожалуй, наиболее подробный рассказ о том, что представляли собой луперкалии, можно обнаружить в «Фастах» древнеримского поэта Овидия. Например, он писал:
Как полагалось, козу козлоногому резали Фавну
И приглашённых на пир скромный толпа собралась.
Тут, покамест жрецы потроха натыкают на прутья
Ивы, готовя еду, солнце к полудню пришло.
Официально луперкалии были упразднены в 496 году по велению римского понтифика Геласия I. Однако существует мнение, что их элементы сохранялись в других торжествах вплоть до 10-го столетия.
Головные уборы и прически
Римляне позаимствовали некоторые виды головных уборов у греков. Как правило, изготавливались шляпы и шапочки из фетровой ткани, коровьей кожи и соломы. Нередки были случаи, когда в качестве головного убора женщины использовали часть полы, которую накидывали на голову. Мужчины часто использовали край тоги в этих целях.
До I века до н.э. у мужчин считалось почетным иметь длинную бороду и волосы, однако позднее, с наступлением новой эры, модными стали короткие стрижки и гладко выбритые лица.
Прически женщин Древнего Рима, как и у современных представительниц прекрасного пола, отличались разнообразием видов. Одни дамы завивали свои волосы в локоны, другие же заплетали длинные косы или спускали шевелюру на шею, поднимали на макушку, оборачивали косы вокруг головы и т.д. Кроме того, многочисленные виды причесок очень часто дополнялись модными аксессуарами наподобие кокошников, а также шпильками, венками или диадемами.
Стена Ромула (Murus Romuli)
По словам Тита Ливия, основатель города Ромул укрепил сперва Палатин — холм, на котором он вырос. Археологические раскопки подтверждают наличие древней крепостной стены на холме, относящейся к середине VIII в до н. э. Стены повторяли прямоугольную форму возвышенности, поэтому получили название Квадратный Рим (Roma quadrata). Длина их составляла 1000 римских шагов (milia passuum), а общая площадь поселения — 285 гектаров. Предполагается, что в пологих местах холма были ворота Мугония и Романа.
Легенда о братоубийстве на роковой черте городской стены находит частичное подтверждение в верованиях древних римлян: крепостные стены могли выстоять только в том случае, если в их основании похоронено человеческое существо.
Стены Ромула не были предназначены для защиты города — они являлись священной и ненарушимой границей владений. Эти границы были расширены Титом Татием, который включил Капитолий и Форум. Второй царь Рима Нума Помпилий включил в оборонительную стену Квиринал, а четвертый царь Анк Марций добавил в городскую черту холмы Целий и Авентин. При шестом царе Сервии Туллии (578-534 до н. э.) частью защищенного стеной Рима стали также Эсквилин и Виминал. Таким образом Рим приобрел черты укрепленного «города на семи холмах».
Римские стрельцы (саггитарии)
Лучники были вооружены сложными луками (arcus), стреляющими стрелами (sagitta). Этот вид «дальнобойного» оружия делали из рога, дерева и сухожилий животных, скрепленных клеем. Как правило, саггитарии (вид гладиаторов) принимали участие исключительно в масштабных битвах, когда требовался дополнительный массовый удар по противнику на расстоянии. Это оружие позже стали использовать для обучения новобранцев на arcubus ligneis с деревянными вставками. Усиливающие планки были найдены на многих раскопках, даже в западных провинциях, где деревянные луки были традиционными.