Приемы композиции

Чувство ритма в дизайне интерьеров — Дизайн интерьеров в Красноярске

Задумываясь об организации пространства, необходимо учитывать несколько важных моментов, которые являются принципиальными в дизайне интерьера. И одним из таких важных элементов является ритм.

Дизайн интерьера квартир можно называть ритмичным если в нем присутствует равномерное чередование каких-либо элементов или действий. Причем, главным в определении ритма создающего дизайн интерьера квартир является слово «равномерное». Ритм приводит все составляющие элементы к единому и помогает создать закономерность. Одним из важных свойств ритма является то, что он способен влиять на наши чувства. Вспомним, например, что стихотворение, в котором правильно выдержан ритм, легче запоминается, а под ритмичную музыку хочется двигаться.

Но ритм можно придать и отдельным неподвижным предметам, что широко используется в архитектуре и дизайне. Ритм является тем выразительным приемом, который способен придать зданию или интерьеру некоторую эмоциональность. Так, чередование колонн или одинаковых окон в каком-либо направлении – горизонтальном или вертикальном, способно придать ощущение динамики. С помощью ритма можно как упорядочить пространство, так и наоборот, сломать однообразие и монотонность.

Выделяют несколько видов ритма, из которых наиболее важное значение для дизайна интерьера имеют линейный (пластический) ритм и цветовой ритм. Линейный ритм называют еще пластическим, и в нем за основу берется какой-либо элемент определенной формы или конструкции, который выделяется на общем фоне

Рассмотрим дизайн интерьера квартир с точки зрения применения применение ритма, отталкиваясь, от окна необычной формы. Например, вы имеете оконные проемы округлой формы. И ваша задача для создания ритма будет заключаться в том, чтобы весь остальной интерьер подчинить этому пластическому ритму овала, повторяя его в других элементах интерьера. Оригинальная мебель также может стать центром композиции, а остальное пространство будет подчинено ему, повторяя рисунок, форму мебели на остальных менее заметных предметах интерьера. Таким образом, форма или линия несколько раз повторенная в пространстве способна образовать пластический ритм

Линейный ритм называют еще пластическим, и в нем за основу берется какой-либо элемент определенной формы или конструкции, который выделяется на общем фоне. Рассмотрим дизайн интерьера квартир с точки зрения применения применение ритма, отталкиваясь, от окна необычной формы. Например, вы имеете оконные проемы округлой формы. И ваша задача для создания ритма будет заключаться в том, чтобы весь остальной интерьер подчинить этому пластическому ритму овала, повторяя его в других элементах интерьера. Оригинальная мебель также может стать центром композиции, а остальное пространство будет подчинено ему, повторяя рисунок, форму мебели на остальных менее заметных предметах интерьера. Таким образом, форма или линия несколько раз повторенная в пространстве способна образовать пластический ритм.

В цветовом ритме за основу берется какой-либо цвет, который в результате должен стать цветовым акцентом интерьера. Выбрав определенный цвет для своего интерьера, вы должны повторять его в различных предметах интерьера. Важным условием для создания цветового ритма является обязательное соблюдение одного и того же оттенка. При этом фактура поверхности и материала может быть различной.

Создавая интерьер своей квартиры или дома, не забывайте о таком важнейшем принципе организации пространства как ритм. И тогда в результате вы получите завершенный и цельный интерьер, не лишенный эмоциональности.

Гармония и ритмы в архитектуре

Аристотель в «Трактате о душе» писал, что, говоря о гармонии, мы имеем в виду два ее значения: во-первых, гармония в собственном смысле есть сочетание величин, которым свойственно движение и положение, когда они так прилажены друг к другу, что больше уже не могут принять в себя ничего однородного; во-вторых, гармония есть соотношение частей, составляющих смесь.

В мифологии Гармония — дочь Ареса и Афродиты — символизирует порядок, который проявляется через притяжение и отталкивание. Движение всегда налицо. В своем философском значении гармония означает отношение и порядок, органическое единство множества, где части и целое работают на общий результат. В музыке гармония означает эстетический эффект, производимый услышанными и согласованными между собой звуками, это наука использования аккордов, это, так же как и в архитектуре, всегда соответствие, согласие, аккорд. История гармонии, начиная с зарождения философской мысли, всегда связана с общей проблемой космического порядка.

Пифагорейцы понимали взаимосвязь, существующую между звуками шкалы и длиной струны лиры, и не усомнились применить концепцию гармонии на всю Вселенную, макрокосмос и микрокосмос. Гармония есть, таким образом, «координационный узел среди разных и противоположных вещей». Вся Вселенная подчинена математической системе. Вспомните гармонию сфер Платона, в которой произведения искусства занимают свое место. Для Платона гармония Вселенной проявляет свое божественное происхождение: гармония между различными элементами космоса является подражанием прообразам, существующим в божественном мире. Влияние этой концепции на искусство очевидно: канон Поликлета пытается уловить красоту посредством поиска системы пропорций (безотносительно к модулю). x = у/4, а не х = 1, у = 4.

Эти идеи сильно повлияли на авторов трактатов Ренессанса. Эти концепции присутствуют в средневековье. Для Боэция эстетика основывается на гармонии музыкальных пропорций. Фома Аквинский конкретизирует эти идеи, показывая, что красота подразумевает гармонию, целостность и ясность. Душа радуется красоте, потому что сущность вещей пропорциональна гармонии человека (душа — плоть). Порядок творения подразумевает существование гармонии, установленной между субъектом и объектом; душа погружена в мир гармоний, составляющий ее эстетическое наслаждение. Гармония представляет, таким образом, соответствие качеств, пропорцию в субстанциях и общность в социальных сознаниях. То же происходит в архитектуре. Пропорции собора в Сантьяго соразмеряются с человеческой фигурой, а не с «метрами». Эта связь обязательна для достижения красоты. Согласно К. Отеро, в музыке гармония есть «искусство и наука образования аккордов и порядок их последовательности». Аккордом называют результат одновременной передачи трех или более звуков различной тональности. Аккорд требует наличия интервалов, воспринимаемых как акустические расстояния, существующие между различными звуками, составляющими его, и его самой низкой нотой. Созвучие и несозвучие зависят от того, воспринимаются ли звуки вместе или раздельно, цельными или неустойчивыми. Так представляются различные пути для создания произведения искусства: пути классические или экспрессионистские; Рафаэль или Мунк.

палаццо Спадда

В последние годы новые музыкальные тенденции (сюрреализм, конкретная музыка, электронная музыка и т.д.) пытаются выразить экспрессивные эстетические идеалы, не прибегая к гармонии. В архитектуре Р. Вентури предлагает сложность и противопоставление как симптомы жизни в противовес классицизму Мис ван дер Роэ или Ле Корбюзье. Открываются новые пути, пока как эксперимент, которые могут указать направления новых концепций. Проводя параллель с музыкой, мы видим, что ритм в архитектуре опирается на пропорции, но превосходит их. Пропорция работает на связи между произведением, архитектурным творчеством и «зародышевой идеей» художника, в то время как ритм, который предполагает движение, вселяет жизнь. Гармония, ритм и пропорция, которые являются основами архитектурной концепции, не могут отделиться от нашей сегодняшней жизни, от «архитектурного творчества» и от «потребителя».

Цвет

Три стандартных качества цвета — тон, насыщенность и светлота — тесно связаны с не первичной, но очень важной характеристикой для композиции — яркостью. Именно яркость зрительно выделяет предмет, играет роль контраста

Когда композиция строится в основном цветом, целостность достигается сближением пятен по светлоте, тогда различие в тонах и насыщенности может оставаться значительным. Если гармоничность композиции строится в монохромный или близких тонах, то различие в светлоте тоже можно уменьшить.

Часто свойство цвета используется для создания иллюзии приближения или отдаления предмета: насыщенные теплые тона приближают, а холодные, малонасыщенные тона отдаляют. Цвет как средство композиции присутствует в каждом изображении независимо от его композиционных задач и форм.

Как задать ритм в интерьере? Интерьер Дом Subscribe.Ru

Ритм часто называют фундаментальной составляющей дизайна интерьера и секретным кодом для успешного проекта. Присутствие ритма в обстановке делает ее неповторимой. В этом случае сложно уловить, что же именно задает нужную атмосферу, из-за которой интерьер становится настолько притягательным. Если хочется создать уникальную атмосферу и домашний интерьер на профессиональном уровне, то без умения правильно задавать ритм не обойтись.

Роль ритма в дизайне интерьера

Ритм – один из семи принципов дизайна интерьера. Это связующий элемент, объединяющий общий стиль и концепцию. Он необходим для того, чтобы внести ясность, последовательность и логичность в дизайн. Кроме того, ритм играет большую роль в том, как люди воспринимают пространство с точки зрения функциональности и эстетики. Существует пять основных методов, помогающие задать ритм в интерьере:

Повтор. Он нужен для создания непрерывной картинки во всем пространстве для ощущения стабильности.

Градация. Поэтапное расположение элементов с логическим развитием для перемещения глаз с одного конца пространства на другое.

Контраст. Он получается, когда один элемент дизайна находится в прямом противоречии с другим, делая пространство визуально интересным и нескучным.

Переход. Условия для комфортного перемещения взгляда с одной детали на другую с последующим созданием ощущения непрерывности интерьера.

Окружение. Когда несколько элементов дизайна объединяются, чтобы сформировать сбалансированное окружение ключевого центра интерьера.

Совсем необязательно использовать все пять этих методов в одном проекте. Включение всего одного или двух из них уже добавит интерьеру жизни и поможет визуально объединить пространство, сохраняя при этом достаточное количество вариаций, чтобы оно не казалось скучным.

Применение методов для создания ритма

Одно дело – понять, что такое методы для сохранения ритма в интерьере, но совсем другое – научиться применять их на практике. Радует то, что жестких правил в этом деле не существует. Вот несколько примеров:

Повтор. Можно использовать один и тот же рисунок или орнамент на большинстве видов текстиля в комнате. Либо применить непрерывные архитектурные элементы такие, как колонны или молдинги, чтобы выделить макет пространства.

Градация. Хорошо ее использовать при помощи различных форм светильников: от больших настольных ламп и торшеров до маленьких спотов на потолке. Цветовая тенденция омбре позволяет подчеркнуть движение от светлых оттенков к темным, и наоборот.

Переход. Зона отдыха с изогнутой мебелью – один из примеров перехода так же, как и различные половые покрытия, которые помогают соединять между собой разные зоны комнаты.

Контраст. Два оттенка, расположенные на цветном круге друг напротив друга, будут являться классическим примером контраста (синий – оранжевый, красный – зеленый). Кроме того, можно попробовать сочетать разные материалы, к примеру, дерево и металл, стекло и камень.

Окружение. Его можно создать вокруг обеденного стола или обнаружить в зонах отдыха, где мебель сгруппирована вокруг центрального объекта в комнате.

Однако точно и до мелочей рассчитывать ритм не нужно. Следует учитывать общее восприятие проекта, его атмосферу. Этим можно обеспокоиться, когда уже основные работы по созданию интерьера будут закончены. Нужно взглянуть на получившееся пространство: если оно кажется единым, и глаза легко перемещаются от одного его элемента к другому, то больше вносить изменений не стоит. Но если же что-то чрезмерно отвлекает взгляд от общей картинки, и цельность интерьера плохо ощущается, то самое время применить методы для включения ритма.

Ритм и психология восприятия

Люди тратят немало времени на то, чтобы разбить дизайн интерьера на отдельные компоненты: мебель, текстиль, аксессуары и пр. Но в итоге успешные проекты возникают,

Существует даже психологическое основание того, почему человеку приятно находится в логически и визуально цельной обстановке. Британские психологи утверждают, что человеческий мозг обрабатывает информацию, доводя ее до простейшего узнаваемого шаблона. Это значит, что человек воспринимает общую картину обстановки, прежде чем он начинает фокусироваться на ее деталях. Кроме того, чем быстрее он сможет упростить представленную им информацию, тем более вероятно, что она ему покажется эстетически приятной.

Когда в дизайн интерьера есть ритм, он устанавливает набор устоявшихся шаблонов, которые позволяют максимально воспринимать сенсорную информацию комнаты. Ритм – тонкий визуальный сигнал, оказывающий огромное влияние (как положительное, так и отрицательное) на дизайн обстановки. И пользоваться им нужно очень аккуратно.

Основы дизайна интерьера: ритм — строительство

Основы дизайна интерьера: ритм

Ритм присутствует во всем: дыхание, биение сердца, океанские приливы, расположение листьев на деревьях. Все это имеет закономерность, повторение. И вот что ритм: организованная комбинация длительностей.

Как принцип дизайна, ритм может быть определен как повторение визуальных образов в пространстве. Ритм создает визуальное единство и движение.

Повторение строительных элементов создает ритм в трех измерениях. Например, колонны, потолочные балки, окна, лестницы создают ощущение движения и делают пространство интересным.

Простейшей формой повторения является регулярное размещение одинаковых элементов на линейном пути. Оконные стекла могут создавать простую сетчатую модель, которая обеспечивает приятный фоновый ритм.

Вы можете повторить цвет, форму, модель или любой другой элемент, в одиночку или группами. Например, в однотонный интерьер можно ввести цвет и повторять его регулярно ведя по комнате.

Чтобы сделать ритмическую схему более интересной, можно варьировать размещение повторяющегося элемента и так задать «темп» для визуального ритма, либо изящный и спокойный, либо резкий и стимулирующий.

Кроме того, можно варьировать характеристику повторяющихся элементов, чтобы создать визуальный интерес. Например, если вы хотите расположить серию картин в рамах в линейном порядке, вы можете выбрать изображения в рамах одной формы и размера, но разных цветов или из различных материалов, чтобы усложнить ритмическую схему. Или можно разместить несколько подушек одного размера, но разного цвета и фактур.

Другой способ достижения ритма с прогрессированием, когда вы постепенно увеличиваете или уменьшаете характеристику элемента. Например, можно расставить вазы одного цвета и формы в последовательности уменьшения или увеличения их размеров. Другой пример: выберите рамы для картин одинаковой формы, размера и цвета, но снижая или увеличивая их тона (от темного к светлому). Вы можете использовать прогрессию, чтобы задать направление в последовательности элементов и привести глаза к главной точке.

Если вы хотите придать интереса ритмическим схемам, вы можете попробовать вводить в последовательность элементов контрастные цвета, формы, текстуры и так далее. Но имейте в виду, что слишком много контраста может создать противоречивый хаотичный ритм.

Наконец, свет тоже может создавать ритм. Например, можно разместить светильники через одинаковые промежутки, чтобы создать повторяющиеся модели из света и тени. Светильники очень эффективны для добавления интереса комнате, особенно встроенные, расположенные вдоль лестниц, стены, коридора. В столовой можно использовать ряд подвесных ламп над столом в сочетании с ритмической схемой, созданной стульями или табуретами, расположенными у обеденного стола.

Рекомендуем ознакомится: http://domadiz.ru

Ритмический аспект в архитектуре модерна.

Смена фундаментальной концепции нашего мира от статического пространства к непрерывно меняющимся отношениям подчиняет себе и наши умственные и эмоциональные особенности восприятия. Постичь тайну четвёртого измерения, изображая движение в пространстве, пытались ещё задолго до футуристов и кубистов. Движение как элемент времени, очевидно, увеличивает интенсивность реакций зрителя. Для того, чтобы поддерживать способность восприятия, человек нуждается в частой смене впечатлений. Это положение созвучно фрейдовскому открытию, что раздражители генерируют жизненный процесс. Искусство должно удовлетворять эту постоянную потребность двигаться от контраста к контрасту; вспышка, рождённая столкновением противоположностей, придаёт произведению искусства особенную жизненность.

Чтобы создать для неё такой стимул, художники и архитекторы модерна стремились показать иллюзию движения, иллюзию непрерывности пространства в движении, затрагивающую наблюдателя. Довольно часто это выражалось в гипсовой лепнине  http://artsabbia.by/produkciya/lepnina/.

Магическая сила ритма заключена в его биологической основе, в автоматически совершающихся ответных реакциях на те, или иные ритмические явления. «Возникнув из движения, ритм чисто автоматически передаёт его дальше, превращая в эмоцию, в танец, пластические формы и т.д. Можно считать прочно установленным, что в нашей памяти фиксируются как отдельные впечатления, взятые сами по себе, так и характер их последовательности и сочетания». Данная тенденция сохраняется и в 3Д гипсовых панелях для стен  http://artsabbia.by/produkciya/3d-gipsovye-paneli/

Восприятие человеком динамических свойств ритма было отмечено в ряде исследований по теории архитектурной композиции, в работах М.Гинзбурга, В.Кринского, И.Ламцова, М.Туркуса, Я.Чернихова. Так, Яков Чернихов выделил 10 признаков, определяющих характер ритма, называя их «моторными признаками произведений искусства», и основаны они все были на чувственном восприятии. Это — высота, протяжение, направление, форма, движение, последовательность, скорость, сила, впечатление, реакция. М.Гинзбург подразделял ритм на активно- динамический (для музыки, поэзии и танца) и пассивно-динамический (для архитектуры), основываясь на критерии непрерывности впечатления и характере прохождения элементов ритма во времени, т.е. восприятии движения. Исходя из этой точки зрения, он далее подразделил ритмы на сложные, дополнительные, передаточные и соединительные.

Ритм может вызывать впечатление стройности, соразмерности, и связан с законами гармонии. Восприятие эстетических свойств в ритме возникает на биологической и психофизиологической основе.

Ритм в модерне усиливает эмоциональное и идейное воздействие произведения искусства на субъект, способствуя тому, что называют гармоничностью, ясностью и выразительностью художественного образа. «Лёгкость постижения законов образования данной формы уясняет нам ритмическое качество восприятия её… Гармоническое состояние формы не имеет непосредственного отношения к динамике формы, однако, являясь, в конечном счёте всё же функцией движения, позволяет отнести себя к числу привходящих, составных элементов ритмического ощущения».

  • Смотрите описание сверлильные работы по металлу у нас на сайте.
  • Займы с плохой — займ онлайн с очень плохой кредитной историей zaim-s-plohoi-ki.ru.

РИТМ КАК СРЕДСТВО АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Ритм в искусстве определяется как закономерное чередование соизмеримых и чувственно ощутимых элементов (речевых, звуковых, изобразительных и т.д.). В композиционном решении произведений архитектуры ритм играет ведущую роль как средство архитектурной композиции. Наиболее часто используется в архитектурной композиции одна из разновидностей ритма — метрический ряд, особенностью которого является повторяемость одинаковых элементов и интервалов между ними. Сочетание нескольких метрических рядов образует сложный метрический ряд.

Ритм — это закономерное изменение элементов композиции и интервалов между ними вопределенной закономерности (арифметической, геометрической, гармонической и т. д.).


ЗАДАНИЕ 4.

ЦЕЛЬ:Знакомство с понятием ритма и закономерностями построения ритмического ряда.

ЗАДАЧИ:Освоить приемы остановки ритми­ческого ряда и выделения центра компози­ции. Освоить принципы получения объем­ного ритмического ряда из цельного плос­кого листа бумаги.

ТРЕБОВАНИЯ:Выполнить макет по заданному образцу (ил. 12, 13).

Придумать композицию из листа бумаги с ритмическими членениями, используя ритми­ческие ряды. Размер 20×30 см (ил. 14, 15).

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:Если надсечь и прорезать все линии, как показано на об­разце, то получится ритмический ряд. Элементы этого ряда изменяются с опре­деленной закономерностью по высоте и по выносу от плоско­сти листа.

В творческом макете предла­гается менять частоту прорезей, внося изменения в их ритмичес­кую закономерность; разрезать плоскости этих элементов и от­гибать их внутрь, получая до­полнительные членения, более интенсивную пластику, богатую светотеневую градацию. Внося эти изменения, можно получить разнообразные варианты ритми­ческих членений с использова­нием возрастающих, убываю­щих, встречных, сложных и простых ритмических рядов.

Ритм членений, светотень со­здают определенную пластику, используемую для разработки поверхности объемной формы. В следующих заданиях можно про­следить, как меняется впечатле­ние от простой формы куба в за­висимости от пластического ре­шения его поверхностей.

Формат

В основном картины прямоугольны. Отсюда вытекают три возможных формата — вертикальный, горизонтальный, квадратный. Такие формы композиций, как центровая, скорее всего потребуют квадратного поля, линейно-ленточная — откровенно вытянутого формата, фронтально-плоскосная, в зависимости от конкретной задачи может вписаться в любой формат.

Существенное значение имеет не только соотношение сторон, но и сама величина формата. Существует такое правило: чем меньше композиция, тем относительно большими должны быть поля работы. Экслибрисы, товарные знаки и т.д. лучше смотрятся на листах, в которых поля значительно больше самого изображения. У композиции размером в ватманский лист поля должны быть совсем небольшие 3-5 см.

Формат, заданный заранее, непосредственно становиться одним из средств композиции, потому что соотношение сторон и абсолютный размер листа сразу определяют возможные формы композиции, степень ее детализации, дают начало композиционной идеи. Кроме прямоугольного формат может быть овальным, круглым, многоугольным, любым, в зависимости от этого меняются и композиционные задачи.

Контраст и нюанс

Контраст подобен ритму. Расположенные рядом резко отличающихся друг от друга элементов (по площади, цвету, светотени, форме и т.д.) аналогично ритмическому чередованию, лишенного какой-либо точности. Контраст придает композиции выразительность, с его помощью легко выделить главные элементы, увеличить диапазон динамики композиции. Но слишком резким контрастом есть опасность нарушить целостность композиции, поэтому альтернативным средством является нюанс.

Контраст заключает в себе явную противоположность, а нюанс еле заметный переход, оттенок.

Нюанс означает едва заметные, незначительное отличия предметов по каким-либо свойствам.

Категории ритмов

На поверхности

При упразднении некоторых элементов появляются новые каденции, которые ведут к единообразным и чередующимся ритмам. Каждая изолированная группа элементов не имеет ни начала, ни конца, но вместе они имеют. На этих схемах показано, что ритм устанавливается на базе отношений между группами точек и расстояниями, которые их разделяют. Ясно, что, следуя этим путем, получают новые ритмические построения, которые можно варьировать до бесконечности. Введение 2-го элемента вносит новый тип разнообразия (однообразные ритмы двойного повторения).

Всякое архитектурное произведение предусматривает применение различных категорий ритмов. Элементы, на которых оно базируется, могут варьироваться, равно как и их значение, но способы их достижения всегда будут сходными. Ритм возникает из особого расположения, данного одному или нескольким элементам, из периодичности их появления и относительного значения. Ритм руководствуется положением осей, которые распределяют активные элементы, и классом повторения, к которому это распределение относится. Сам ритм будет слабым или сильным в зависимости от характера элементов и от значения пауз, которые его организуют.

Мы могли бы продолжить изучение примеров, но все они будут зависеть от: а) принятой схемы распределения, б) взаимосвязи между осями элементов, в) соотношения элементов по ширине и высоте. Во всех случаях возникают частичные симметрии, являющиеся основой ритмов.

Площадь Вогезов в Париже служит примером ритма в трех измерениях. Появляются глубинные ритмы, которые аффектируют на различные элементы. Каждая ось отмечает плоскость, которая проникает в объем и включает даже дымовые трубы и стыки покрытий, становясь благодаря этому пространственной.

Ритм больших башен городской стены Авилы является еще одним примером структурного единства. Различные уровни ритмов должны включиться в иерархическое единство совокупности, которое оттеняет значение различных элементов и их взаимные связи. Все сказанное применимо также к изучению пространств. Чтобы понять это, достаточно вспомнить внутреннюю среду мечети в Кордове или чувство, пробуждаемое в нас при продвижении в глубь готической церкви. Свет тоже может провоцировать эти ритмы. Архитектурные ритмы развиваются во времени и становятся понятными при их рассмотрении. Одновременное и последовательное видение некоторых элементов смешивается, образуя, таким образом, богатство форм, свойственное жизни. Регулярность последовательности предполагает всегда непрерывное движение глаз. Душа чувствует эти ритмы.

От их значения и качества будут зависеть впечатления, которые получит наблюдатель. Скрещивающиеся ритмы равных или различных интервалов сложны для понимания. Связь каденций несомненно влияет на значимость формы, которая их содержит. Пространственная композиция требует перемещения, последовательного видения во времени. Современная концепция пространственных ритмических связей основывается на этих идеях. Но ритмы должны образовываться, чтобы прояснить организацию формы. Во избежание путаницы не имеет смысла навязывать более сильные ритмы второстепенным элементам. Мы должны учитывать различные уровни структуры при создании ритмов. Организация элементов объема, пространства или поверхности и их связи должны быть направлены на формообразование упорядоченной совокупности, не имеющей ничего общего с монотонностью. Архитектура всегда является порядком. Таким образом, выбор ритма является важным: от этого зависит характер, который принятые формы могут придать всему ансамблю.

Было бы интересно для выяснения взаимосвязи архитектуры с определенной культурно-исторической средой изучить отношения архитектурных ритмов с ритмами времени. Люди, живущие в одной стране, в одной эпохе, склонны одинаково двигаться, получать сходные удовольствия в одинаковых ситуациях. Так, лестница на площади Испании (Рим), как учит Расмуссен, напоминает окаменевший ритм танца в галантный миг. Расположение пилястр и интервалов на северном фасаде монастыря Эскуриал, согласно исследованию Луиса Мойя, созвучно ритму военных маршей той эпохи. Таким образом, открывается интересная сфера, которая позволит нам значительно развить наши композиционные способности.

Рисунки И. Араухо. 1. Ла Педрера. Барселона. 2. Ужуэ. Х. дел Гуальо. 3. Банк Америки в Сан-Франциско. 4. Кастро — Урдиалес.

Группировка

Этот прием является самым распространенным и, в сущности, самым первым действием при составлении композиции. Сосредоточение элементов в одном месте и последовательное разрежение в другом, выделение композиционного центра, равновесие или динамическая неустойчивость, статическая неподвижность или стремление к движению — все это группировка. Любая картина прежде всего содержит элементы, так или иначе взаиморасположенные относительно друг друга.

Группировать можно пятна, линии, точки, теневые и освещенные части изображения, теплые и холодные цвета, размеры фигур, текстуру и фактуру — все, что зрительно отличается одно от другого.

Слайды и текст этой презентации

греч. — размеренность, такт) — это закономерное чередование соизмеримых и чувственно

ощутимых элементов формы. Ритм — более сложное изменение повторяемых форм.Метр – повторение в композиции одинаковых форм элементов, частей и повторение равных интервалов между ними.Ритмический ряд может состоять из метрический наложений или сочетаний

Ритм и метр

рядов может нарушаться нюансом или контрастом. Контраст может выражаться в

форме, цвете, тоне. НО слишком сильный контраст разрушает форму

Ритм и метр

Ритмический ряд может подводить нас к главному элементу композиции

Ритмический ряд нужно остановить, чтобы он не вырывался из композиции

Слайд 4Ритм в окружающем миреСущность природы — это ритм во всём.

Природа живет по законам ритма, причем разные природные ритмы накладываются

друг на друга, создавая пульсацию.

Ритм и метр

Ритмичны разводы на песке, оставленные волной

Ритмично движение планет

Ритмичны дыхание и сердцебиение

Ритмична смена времен года

Ритм винтовой лестницы позаимствован у природы. Выражает идею непрерывности, периодичности и протяжённости в пространстве и времени.Ритмический ряд винтовой лестницы подталкивает пройти путь и приблизиться к предмету «Финалу»

Слайд 5

Ритм в искусстве

Ритм вдыхает жизнь и в произведения искусства. Именно благодаря ритму частей, составляющих целое произведение, мы улавливаем его характер: спокойный или тревожный, величественный или суетливый. Ритм передает движение.

В картине Веласкеса «Сдача Бреды» ритм — одно из главных средств выражения идейного замысла автора.
Использован принцип антитезы: противопоставлены друг другу два войска — голландское и испанское.

Неорганизованность голландского ополчения передана разнообразием одежд, поз голландцев. Каждый голландец индивидуален. Они не соблюдают воинского строя: один стоит спиной к зрителю, другой боком, и все держат оружие произвольно. Основная причина победы испанских войск – организованность и дисциплина, проявляющиеся в повторах одежд, поз, лиц, оружия и т. д. Испанские военачальники в латах, воины в похожей одежде, почти в униформе. У испанцев схожие прически, усы, выражения лиц. Они образуют организованный строй, стоя тесно, единой сплочённой массой.Упорядоченный строй подчёркнут стройным, величественным ритмом копий, взметнувшихся вверх.

Веласкес «Сдача Бреды»

Ритм и метр

Слайд 6Ритм в архитектуре

одной оси, даёт ощущение бесконечности пространства, огромности здания. А ритм величины проёмов, словно сжимающихся и расширяющихся, низких и высоких, способствует созданию либо ощущения величия, либо интимности помещения за проёмом, придаёт динамику анфиладе. Мемориал в Болгарии на ШипкеДлинные лестницы, поднимающиеся вверх, ритм ступенек, способствуют созданию ощущения бесконечности, величия, стройности, напоминают о преодолении препятствий, ступеней на пути к достижению великой цели. Поэтому такой ритм часто используют при создании мемориалов. Бургосский собор(Испания)Ритм готических церквей — это ритм множества вытянутых, устремлённых вверх, к небу, архитектурных форм: шпилей, готических сводов и т. д. Здесь ритм служит выражению стремления к небесному, высшему, создаёт молитвенное настроение.

Ритм и метр

Слайд 7Ритм в архитектуре ЕкатеринбургаРитм и метрРитмический ряд из элементов с

до угла здания

Ритмично выполнен купол цирка, одинаковые элементы купола расположены вплотную друг к другу, использован метрический ряд

Слайд 8Ритм в интерьере

Перебивка ритма в интерьереРитм и метрВ прямые линии,

акцент.

Перегородки из стен ритмично расположены по отношению друг к другу и одинаковы по размеру, за исключением последней. Последняя перегородка больше по размеру – это акцент

Слайд 9Ритм в интерьере

Перебивка ритма в интерьереРитм и метрПодушки на диване

разноцветные, но лежат на одинаковом расстоянии, за исключением последней, которая

отличается как размером, так и расположением – это акцент

Чередование черно-белых полос вдоль стены перебито одной из черных ступеней

Слайд 10Ритм в интерьере

Наложение метрических рядовРитм и метрГеометрические фигуры на стене

по вертикали – 1 вертикаль: красный-черный-оранжевый; 2 вертикаль: красный-черный-бежевый 3. по диагонали – 1 диагональ: белый-красный; 2 диагональ: белый-черный; 3 диагональ: белый-оранжевый-белый-бежевый

Слайд 11
Ритм в интерьере

Ритм подводит нас к главному элементу
Ритм и

метрВертикальные ряды на стенах и потолке подводят нас к центральной

стене, на которой находятся картины

Станция метро «Ботаническая» в ЕкатеринбургеЦентральная дорожка серого цвета на потолке ведет нас к выходу

Слайд 12Ритм в интерьере

Арифметическая прогрессияРитм и метрСлева изображено сочетание метрических рядов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дизайнерские решения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: