Рюрики. Призвание на княжение
Надпись:
«В Руси самодержавное царское правление начаста от Рюрика, иже приде из варяг со двема братома своима и с роды своими, иже бе от племени Прусова. Прус же брат бысть единаначальствующаго на земли римскаго кесаря Августа и великий же князь Рюрик в Великом Новгороде царствуя, остави сына своего Игоря»Во всех окнах палаты в откосах были написаны в каждом окне по два изображения великих князей и государей московского колена, начиная с вел. кн. Ярослава I, а над ними в своде каждого окна — херувимы. В том числе в окнах по сторонам царского места, справа — Ярослав Всеволодович и Александр Невский и слева — Данило Александрович и Иван Калита. В надписях все князья после Мономаха наименованы царями, как и Данило Александрович.
Свод потолока престольного кабинета
В центре изображение Христа-Пантократора на престоле. Здесь Он воспринимается как Царь Небесный и как Судия. Такие композиции весьма широко распространены в монументальной живописи. Особенно любили такие изображения в Византи, где рядом со Спасителем изображали императоров и императриц, выражая тем самым идею сакральности императорской власти. Византия часто рассматривала небесную и земную иерархии, как зеркальные по отношению друг к другу. В раскрытом Священном Писании слова: «Вся мне предана суть Отцем моим..», напоминая о вверенности земной власти и ответственности за нее — свыше.
Вход через Святые сени
Высота Святых сеней меньше высоты Большой палаты, так как над их сводами располагался скрытый этаж, где помещалась смотрильная палата. Это была небольшая, нарядно убранная комната. Ее пол выстлали войлоком, стены, потолки, лавки и двери обили красным и зеленым сукном, на фоне которого ярко блестели луженые ручки и петли дверей. Из смотрильной палаты в Большую выходило окно, через которое царица с малолетними царевичами да с царевнами, большими, т. е. старшими, и меньшими, наблюдали за всем, что происходит в тронном зале.
Это не было тайным подсматриванием и подслушиванием. Все знали, что у смотрильного окна, рама которого была обита красной тафтой, сидит царица, оттуда ей все хорошо видно. Прямо против окна, в восточном углу палаты, стоял царский трон.
По обычаю, гости не должны были лицезреть царицу и царевен, поэтому суконные занавески на окнах смотрильной палаты располагали так, чтобы женщин никто не видел. Петр I отменил этот обычай, и на заведенных им ассамблеях гости стали появляться с женами, а принимали их хозяин с хозяйкой.
Слева оркестровая часть с окном обзора из смотрительной палаты наверху
Красное (Золотое) крыльцо. Вход из сеней в палаты Теремного дворца.
Самым величественным и имеющим особую историко-культурную ценностьиз многих сооружений на территории Европы, является Московский кремль. История его необычна, существует Кремль более восьми веков. Какие только события не пережил Московский кремль. В его соборах и палатах, за массивными стенами, подкрепленными двадцатью мощными башнями, хранятся самые бесценные иконы, сокровища великих царей, регалии нашего государства.
Всеобщий, неподдельный интерес вызывает у туристов башни Кремля. Между собой они соединены крепостными стенами. Башни были окончательно выстроены и завершены в 1945 году. В них встроены тайные колодцы. Вода, находящаяся в них, должна была снабжать защитников Кремля в случае осады и войн. Кремль содержит роскошные палаты. Одна из известных из них, оружейная палата. В ней представлены различные предметы, выполненные из драгоценного материала восточными и европейскими мастерами, экспозиция царского вооружения, одежда. Грановитая палата, не менее интересна для туристов. Построена она известными архитекторами Марком Фрезиным и Пьетро Антонио Солари из Италии в конце 15 века. Кремль считается богатейшей сокровищницей нашей России, впечатляющим памятником культуры и искусства, гордостью страны.
Резная белокаменная лестница дворца украшена изваяниями львов со щитами. Крыльцо, называемое Золотым, в старину было расписано золотом и красками, а сверху покрыто расписным пирамидальным шатром. Резной белокаменный портал крыльца был парадным входом в царские комнаты.
Царь Феодор Иоаннович
Надпись: Благоверный и христолюбивый, Богом венчанный, Великий государь Царь и Великий князь Феодор Иоаннович, всея России самодержец
В третьем простенке между окон стены к церкви Благовещения — царь Федор Иванович «сидит в златом царском месте на престоле, на главе его венец царский с крестом без опушки, весь камением и жемчугом украшен; исподняя риза его порфира царская златая, поверх порфиры наложена по плечам холодная одежда с рукавы, застегнута об одну пуговицу; по той одежде по плечам лежит диадима с дробницами; около шеи ожерелье жемчужное с каменьи; через диадиму по плечам лежит чепь, а на чепи, напереди крест; обе руки распростерты прямо, в правой руке держит скипетр, а в левой державное, яблоко».
«С правую сторону подле места его царского стоит правитель. Борис Годунов в шапке мурманке; на нем одежда верхняя с рукавы, златая, на опашку, а исподняя златая ж долгая; а подле него стоят бояре в шапках и в колпаках, верхние на них одежды на опашку. Над ними полата, а за полатою видеть соборная церковь. И по другую сторону царского места также стоят бояре и над ними полата». Забелин Е.И.
Как жили в Кремле русские цари
Царь Алексей Михайлович, прижизненный портрет работы неизвестного художника
В XVII веке дух Византии пропитывал стены Теремного дворца. Во всем существовал строгий распорядок и иерархия. Любое нарушение этикета и даже непристойное слово, произнесенное здесь, могло быть воспринято как оскорбление царя и повлечь опалу. Чтобы препятствовать заговорам и интригам, повсюду были устроены тайники.
Распорядок дня московских царей был традиционным. Вставали на рассвете, с первыми лучами солнца, часов в четыре-пять, а зимой — самое позднее в семь утра. В Крестовой палате перед образами уже горели свечи, на аналое (подставка для икон) лежала икона праздничного события или того святого, день памяти которого отмечался именно в этот день. Около четверти часа царь молился, затем получал благословение священника, который окроплял его святой водой, специально привезенной ко двору из отдаленных монастырей и святых мест. После царь сам или с царицей шел в одну из дворцовых церквей, где слушал заутреню, а иногда и раннюю обедню. В большие праздники это происходило в одном из кремлевских соборов. Обедня продолжалась часа два. В дни Великого и других постов Алексей Михайлович стоял на службе по пять часов и клал иногда по тысяче поклонов.
Убранство Крестовой (Думной) палаты
Никакого завтрака в нынешнем смысле не существовало — просто потому, что до службы есть было не принято, а после нее вскоре наступало время обеда. Затем царь приступал к текущим делам и заканчивал их около 12 часов дня. В эти же часы царь иногда принимал иностранных послов. Представители христианских держав входили к нему через Благовещенский собор, который был соединен с дворцом, а нехристиане — по отдельной лестнице, стоявшей между Благовещенским собором и Грановитой палатой.
Закончив дела, государь шел к трапезе. В постные дни ели только овсяную брагу с ржаным хлебом, запивая вином, пивом или яблочным соком, а в обычные дни к столу подавалось около 70 блюд, включая икру, похлебки, жаркое и прочее. Во время больших постов (четыре в году) скудно ели три раза в неделю, а в прочие дни ограничивались соленым грибом или огурцом да полстаканом пива.
Золотая чаша подарена патриархом Никоном царю Алексею Михайловичу в 1653 году
После трапезы царь ложился спать и спал обычно часов до трех дня, как это принято на Востоке, где полдень — самое жаркое время дня. После сна к царю снова приходили придворные, вместе с которыми он шел к вечерне в храм, а после нее час-другой обсуждал дела. Затем царь общался с домочадцами, читал душеполезные книги, слушал рассказы богомольцев о паломничествах в далекие земли, про сфинксов и людей «с песьими головами», виденных где-нибудь в Египте. Иногда играл в шахматы или смотрел выступления циркачей в Потешной палате. После вечернего кушанья шел па вечернюю молитву в Крестовую палату, с которой начал свой день.
Образ жизни цариц и царевен был также традиционен. Кроме того, им очень редко разрешалось выходить за пределы дворца, даже на территории Царского двора для них существовали строгие ограничения. Все приближенные, за исключением царя, общались с ними не напрямую, а только через доверенных боярынь. Радостью цариц и царевен были торжественные выходы па церковные службы, где они могли предстать во всем блеске своих нарядов, но — в пустынных храмах, поскольку в Кремль в это время никого не пускали. Так продолжалось из века в век, до Петра I. При нем этот распорядок был нарушен, и жизнь уже императорского двора на новом месте, в Санкт-Петербурге, пошла на европейский лад.
Заседание царя Михаила Федоровича с боярами в Теремном дворце
-
Назад
-
Вперед
Дверь на красное крыльцо
В эту дверь выходит в наши дни президент после церемонии инаугурации к присягающему полку.
В Святых сенях, у дверей в Большую палату, гостю устраивали «большую встречу», где ему «почести ради» кланялись бояре. Менее важным гостям устраивали всего одну встречу — в Святых сенях, когда гость «не дошед порога с сажень».
Так встречали и приветствовали послов у Грановитой палаты, но по таким же правилам принимал гостей любой житель Москвы. Точно так же, как во дворце, гость, уважая хозяина, выходил из саней далеко от дома и шел через весь двор к крыльцу пешком. И хозяин, оказывая уважение гостю, спешил приветствовать его.
Спальня.
В спальне императрицы — мягкая стеганая мебель: диваны, кушетки, кресла. Для каждой комнаты характерно использование ткани определенного цвета и рисунка для обтяжки стен, мебели, для портьер. Все ткани для Большого Кремлевского дворца были выполнены в первой половине XIX века. А в 60-х годах нашего века часть их реставрировали, а часть делали вновь, сохраняя цвет и орнамент, лучшие мастерицы из Павловского Посада.
Дневной сон по расписанию
Палату называли Соборной, или Думной. Она была местом, где работал наш древний парламент — Боярская дума. Нынешняя Государственная Дума насчитывает 450 депутатов. Боярская была существенно поменьше, в среднем около 20 персон. И являлась высшим советом при князе, а с 1547 года — при царе. Ее деятельность носила законно-совещательный характер, а состояли в ней бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Аристократический элемент занимал в Боярской думе господствующие позиции. Параллельно думцы служили и в администрации, занимая правительственные должности. Одни из них управляли приказами, другим поручались воеводства.
О том, как велись дела в думе, известно мало. Собирались поутру, часов в семь, работали до полудня. Затем ехали домой, обедали, отдыхали (дневной сон обязателен для всех). К четырем часам возвращались на работу, потом опять перерыв, а вечером собирались снова. Иногда заседания тянулись до одиннадцати часов ночи. По свидетельству современников, в XVI веке заседания думы проходили три раза в неделю, понедельник, среду и пятницу, а в XVII веке — почти ежедневно. Председательствовал царь, а в его отсутствие один из бояр — первосоветник. Утренние часы государь зачастую проводил со своими думными, а вечернее время посвящал личным делам.
В Думной палате обсуждались указы. В следующей, Престольной, они утверждались царем.
Туда мы и направимся. Тем более что это главная палата Теремного дворца.
Что посмотреть в Теремном дворце
У каждого из пяти этажей
Теремного дворца было свое предназначение. Три нижних этажа, располагавшиеся на подклетях XVI века, служили для хозяйственных нужд
. В подвалах и кладовых здесь хранились запасы и продовольствие, а в мастерских работали ювелиры, золотошвеи, оружейники и кружевницы.
Царские покои
располагались на третьем и четвертом этажах. Первым помещением, куда попадал государь и члены его семьи, были проходные
сени
. Их перекрывали низкие своды, а освещалась передняя парными стрельчатыми окнами. Обогревались проходные сени печами, украшенными изразцами. В гостиной царь общался с боярами и иногда принимал иностранных послов.
Золотая палата
была самым богато декорированным помещением царской резиденции. Стены палаты были украшены золотой росписью, своды расписаны изображениями Спасителя и святителей, и царский трон, стоявший в Престольной палате
, был обтянут бархатом. Поговорка о долгом ящике родилась именно здесь. В Золотой или Престольной палате находился ящик, куда подавали прошения. Поскольку челобитные рассматривались очень долго и неохотно, ящик стали называть «долгим».
Уникальная роспись в виде орнаментальных узоров сохранилась на стенах соседнего с Золотой палатой помещения. Его называли буфетной
и хранили в нем посуду и столовые принадлежности.
В царской опочивальне
находится кровать, выполненная искусными резчиками по дереву и украшенная балдахином из натурального шелка. Царское ложе было изготовлено в XIX веке, когда прошла одна из реконструкций резиденции.
На верхнем этаже Теремного дворца располагается каменный чердак, который называли Златоверхим теремком
. Его крышу крыли золочеными листами, которые и дали название чердаку. В Златоверхом теремке проходили заседания боярской думы. К теремку примыкает Смотрильная башенка
, в окнах которой сохранились старинные цветные стекла.
Грановитая палата
Грановитая палата была построена в 1487-1491 годах итальянцами Марком Фрязиным и Пьетром Антонио Салари, и она уникальна! Это единственная каменная постройка не храмовой архитектуры Москвы 15 века, дошедшая до наших дней. Высота сводчатого зала 9 метров, а его площадь составляет 495 кв.м. На протяжении двух столетий Грановитая палата была самым большим залом в русской архитектуре. Потолок опирается на центральный столп, поэтому палата называется одностолпной. В 16 веке палата была расписана фресками, в 1668 году Симон Ушаков возобновил роспись и составил подробную опись сюжетов. Сохранившаяся до наших дней роспись выполнена в 1881 году палехскими иконописцами по описи Симона Ушакова. Интересный факт: узоры на ковре в точности повторяет рисунок паркета.
Собор Спаса Нерукотворного Образа на Верху
Прежде назывался церковью Спаса Нерукотворного на Сенях, на Верху, Верховою и Спасом Новым. Храм построен царем Михаилом Федоровичем в 1635-1636 гг. Зодчими были Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин, Ларион Ушаков. Обновлялся в 1678-1680 гг. В 1681-1682 гг. церкви Спаса, Распятия и Воскресения Словущего подвели под одну кровлю и поставили на ней одиннадцать глав на тонких барабанах, украшенных майоликой (строительные работы произодвились под началом О.Д. Старцева; рисунки для майолик и крестов были выполнены известным резчиком старцем Ипполитом; ему же принадлежит деревянное Распятие 1687 г., находящееся с молельне Распятской церкви).
Верхоспасский собор, как ближайший храм к царским жилым покоям, получил то же значение для царского богомоления, каким раньше пользовался Благовещенский собор. В этом храме говели и причащались цари, начиная от Михаила Федоровича и до Петра I, были крещены их дети и совершалось молебствие в день совершеннолетия царевичей, когда они объявлялись наследниками престола. От этого храма лестница вела на так называемую боярскую площадку, где боярам читались указы, распоряжения царя, и царь жаловал бояр, окольничих думных и ближних людей именинными пирогами. Самая верхняя площадка названной лестницы ограничена медной вызолоченною решеткою, отчего церковь Спаса и именовалась еще Спас за Золотою решеткой .
В 1812 г., после ухода неприятеля из Москвы, в Верхоспасском соборе, кроме разграбления, вся стенная живопись оказалась избитой гвоздями.Собор вновь отделан в 1836 г.
Пострадал собор и в 1917 г. Ныне двухсветный четверик Спасского храма, перекрытый сомкнутым сводом с распалубками, обозрим только изнутри. На южной стене сохранилась пара окон внизу и одно — вверху. Убранство интерьеров и росписи стен относятся ко второй половине XVIII века. Под слоем живописи XVIII столетия частично сохранилась стенопись 1680-х гг. Деревянный резной иконостас XVIII в. в 4 яруса выполнен в формах барокко. Средняя его часть на высоту двух ярусов закрыта окладом из чеканного серебра, установленным в 1778 г. В местном ряду уцелели иконы XVII в. работы мастеров Федора Зубова, Леонтия Степанова и Сергея Костромитина (Рожнова). В трапезной сохранились две круглые печи из муравленых изразцов конца XVII в.
Северный придел с 1682 г. именуемый Иоаннопредтеченским, связан с Верхоспасским собором проемом в северной стене и имеет общую с ним трапезную. В трехярусном, сдержанном по рисунку форм иконостасе (возможно, середины XIX в.) размещены иконы XVII столетия. Сохранившаяся настенная живопись, вероятно, второй половины XVIII в. с позднейшими вычинками.
Интерьер Теремного дворца
Теремной дворец в Кремле время постройки превзошел не только по внешним характеристикам. Интерьер здания также поражает небывалым великолепием.
Если описать в трех словах, то это роскошь, разнообразие, богатство. Если же описывать все детали интерьера отдельно, то это займет уйму времени и не один
Каждый ярус строения имел свое предназначение. Цокольный предназначался для хранения запасов. Царица облюбовала первый этаж — в нем расположились ее мастерские. Второй — это ресепшн, если выражаться современным языком, где встречали гостей и послов из разных стран. Из одной из комнат опускался большой ящик, куда желающие помещали свои просьбы и жалобы.
Тут же находились и царские покои, купальня.
Стены палат расписаны цветочнымы узорами и золотом. Круглые своды украшены необыкновенными узорами и орнаментами, настоящей лепкой, позолотой, резным деревом дорогих пород.
К сожалению, роспись не сохранилась в первозданном виде. Ее восстановили по рисункам великого художника — археолога, живописца Федора Григорьевича Солнцева — и его ученика Киселева уже в 19 веке. Учитывая, что краска тех времен была чрезвычайно стойкой, причины повторного нанесения узора объясняются частичным или полным разрушением отделки стен. Это могло быть и нападение Наполеона, и решение переделать интерьер, которое так и не было воплощено в жизнь.
Таков Теремной дворец в Кремле. В каком веке был построен он — известно достоверно. Но немногие здания сохранились с тех времен. Сегодня он находится практически в таком же состоянии, в каком был почти четыре столетия тому назад.
Многие полагают, что легендарный фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» снимался именно в Кремле. Это частично так. Но Теремной дворец в Кремле (фото представлено в статье) не имеет к фильму никакого отношения. Фильм снят в и то только сцена погони. Царские палаты — это студийные декорации, а «царские шмотки» — умелая работа костюмеров.
Теремной дворец в каком веке был построен? Ответ на данный вопрос известен, но мнения насчет отношения архитектуры к эпохе Ренессанса или Барокко разделились.
История Теремного дворца
Исторически сложилось, что для строительства палат правящей династии выбирали возвышенности над Боровицким кремлёвским холмом. Во времена правления Ивана Калиты княжеский дворец стоял над видимыми окрестностями. Позже, в начале XV века, к ним пристроили хоромы княгини и жены Василия I Софьи Витовтовны. С каждым годом территория княжеского двора распространялась на восточные земли, ближе к Благовещенскому собору.
Так Большой Кремлёвский дворец обосновался на своём месте, а в истории Москвы начался период перестроек и расширений. Внутри кремлёвских стен появились каменные постройки: Успенский и Архангельский соборы, Грановитая палата. По проекту архитектора из Италии Алевиза Фрязина жилые каменные постройки возвели в 1499–1508 гг.
Дворец итальянского зодчего простоял долго, но из-за пристроек (сеней, деревянных хором) его облик был искажён. Когда на троне оказался Михаил Фёдорович, царские покои были в удручающем состоянии. Смутное время внесло свои коррективы, имущество было разграблено, сожжено или просто уничтожено. Тогда и было принято решение построить новое здание из камня и кирпича, где будут находиться царские покои.
При возведении Теремного дворца внедрили и другой строительный приём. Впервые на Руси использовали анфиладную планировку, где ряд комнат выступает центральной осью композиции, а входы в жилые зоны расположены последовательно. Новая постройка из трёх этажей была установлена над двумя уровнями палат Ивана III и Василия III, спроектированными Алевизом Фрязиным. «Верхний теремок» на вершине здания завершили в 1637 году.
Созданием царских покоев не из дерева, а из камня Михаил Фёдорович сделал вклад в большую перестройку Московского Кремля. В 1637 году завершили отделку экстерьера здания. Для росписи крыши Иван Осипов использовал сусальное золото и серебро, а для заполнения окошек – слюду. Декорированием внутреннего убранства занимался художник по иконописи Симон Ушаков. Над завершением облика дворца работали уже при царе Алексее Михайловиче.
Теремной дворец охватывал большую площадь на территории Царского двора. В него входили церкви, терема, палаты, мастерские, приказы и дворы. Практически у каждого представителя царской семьи был украшенный домик или теремок. Большинство построек было выполнено из дерева. В дворце жил царь со своими сыновьями. В северных палатах проживали царица и царевны. Парадный фасад был направлен на Соборную площадь.
Такая учесть ждала бывший царский двор из-за перенесения столицы в Санкт-Петербург при правлении Петра I. В бывших княжеских палатах Теремного дворца расположили конторы коллегий. Серия пожаров в период с XVIII по XIX века внесла разруху в существование дворца. Деревянные хоромы, царский двор, кельи, по словам очевидцев, сгорели до тла. Каменные палаты на протяжении нескольких лет стояли без отделки.
Подклеты прежних приёмных палат стали основанием для строительства нового дворца, названного Зимним, – постоянной резиденции императрицы Елизаветы Петровны. Над ним работал архитектор Бартоломео Растрелли. В 1812 году, в период Отечественной войны, в здании останавливался Наполеон, а в сохранившихся постройках Теремного дворца расположилась свита.
В 1849 году завершили строительство нового дворца в Кремле, известного сегодня как Большой Кремлёвский дворец. Зодчий Константин Тон объединил новые постройки с Теремным дворцом. К празднованию 200-летия теремов по рисункам был восстановлен облик, характерный для эпохи правления Алексея Михайловича, но с изменениями. Так появились белокаменные резные наличники на первом этаже и лестничная башня на севере.
Залы резиденции
Здесь несколько залов:
- Голубая гостиная с бело-золотой мебелью.
- Зал аудиенции выполнен в светлых тонах с позолотой, украшен портретами российских императоров.
- Банкетный зал завершает анфиладу представительских залов. Выдержан в светло-желтых и голубых тонах. Мебель в зале создана по чертежам XVIII века.
- В Каминном зале проводятся совещания и подписываются государственные документы.
- В Столовой проходят неофициальные завтраки и обеды, а также рабочие встречи президента России с руководителями государства.
В здании Сената «Старина» и казаковские интерьеры соседствуют с современными коммуникациями и средствами связи, обеспечивающими эффективную работу руководителя государства. В ситуационный центр стекается информация из уголков России и всего мира.
Одна из двух печей в передней
В Теремном дворце Московского Кремля изначально было печное отопление. Топки располагались в подклетах, откуда теплый воздух поднимался по керамическим трубам к «душникам», обогревателям верхних покоев. Для облицовки печей использовали изразцы разной формы, рельефные и многоцветные. Иногда изображение на них было сюжетное, но чаще — орнаментальное. Многократное повторение орнаментального узора каждого изразца образовывало красочный декор облицовки печей. Первоначально установленные печи XVII в. не сохранились, по их аналогам, найденным автором проекта реставрации Теремного дворца Ф.Г.Солнцевым, в 1835-1837 гг. были установлены новые изразцовые печи, четыре из которых украшают царские покои. Это — две идентичных печи в Передних сенях , одна — в Престольной палате и одна — в Опочивальне.
Изразцы для этих печей были изготовлены на заводе Ф.Ф. Кокошкина, основанного в 1820-х гг. в селе Брехове Звенигородского уезда Московской губернии . На изделия завода ставилось клеймо. Интересна личность основателя завода: Фёдор Фёдорович Кокошкин (старший) (1773—1838) — действительный статский советник , русский театральный деятель, драматург, переводчик пьес; первый директор московской труппы императорских театров (с 1823 по 1831 г.). Известны воспоминания А.П.Милюкова о Ф.Ф.Кокошкине, где речь, в частности, идет и об изразцовом заводе: «Такая же неудача постигла и последнюю затею старика. Какой-то остзейский немец предложил ему купить секрет новоизобретенного производства фарфоровой глины, придающего изделиям необыкновенную прочность и блеск. Ожидая значительных выгод от этого дела, Кокошкин приобрел новооткрытый секрет опять за довольно крупную сумму, устроил завод где-то за Москвой рекой, нанял мастером самого изобретателя, с хорошим, разумеется, жалованьем, и открыл магазин у Никитских ворот. Дело сначала пошло довольно бойко: фаянсовая и фарфоровая посуда хорошо продавалась в Москве и на макарьевской ярмарке. Ободренный заводчик взял поставку узорных изразцов по старинным рисункам, для печей в возобновляемых кремлевских теремах, и кроме того приготовил к открывавшейся тогда в дворянском собрании мануфактурной выставке роскошный фарфоровый туалет с живописными бордюрами и выпуклыми цветами, в который вставлены были серебряные, нарочно заказанные, принадлежности. В надежде, что эта изящная вещь будет куплена в дом какого отбудь миллионера или даже ко двору, ей назначили баснословно дорогую цену. Между тем в городе начали ходить слухи, что на завод Кокошкина возят по ночам для примеси к глине такой продукт, который до сих пор употреблялся только в иных местах для унавожения полей, и хотя посуда изделия нашего заводчика не отличалась никаким специфическим запахом, но её перестали покупать, и самое название «кокошкинская посуда» сделалось бранным словом. Пресловутый туалет также никто не купил; с выставки привезли его в дом и поставили в кабинете, а потом он отчего-то лопнул и вынесен был в сарай, где катали белье, и прачки мало помалу обломали с него все рельефные цветы. Деятельность завода кончилась, а непроданные фарфоровые вещи, вазы и сервизы, раздарены были знакомым».Несмотря на такую недолгую историю завода, печные изразцы, изготовленные на нем для Теремного дворца, и сегодня отличаются высоким качеством и художественными достоинствами.http://www.pallada-afina.ru/articles/detail.php?ID=3124
Иконостас Спаса за Золотой решеткой
Автор иконостаса Верхоспасского собора – краснодеревщик Дмитрий Ширяев
, искусно вырезавший его из дерева в XVIII веке. В центральной части иконостаса выделяется оклад из черненого серебра, изготовленный в 1778 году на средства фрейлины Салтыковой
.
Наиболее ценные иконы Верхоспасского собора были написаны художниками С. Костромитиным и Л. Степановым
. Они располагаются в местном ряду
Особенное внимание привлекает образ Спаса Нерукотворного
, окруженный на полях двадцатью отдельными композициями, называемыми житийными клеймами
В приделе собора, освященном в честь Иоанна Предтечи, можно увидеть старинные образа, написанные в XVII столетии. Наиболее почитаемые из них – иконы Богоматери Смоленской и Святого Иоанна Предтечи
.
Теремной дворец
Дворец построен в 1635-1636 г. по указу царя Михаила Алексеевича. Возведение дворца велось мастерами Ларионом Ушаковым, Баженом Огурцовым и другими зодчими. Сам Теремной дворец невозможно увидеть изнутри Кремля, так как часть его территории закрыта для посещения. Зато его видно с Моховой улицы, а также с Патриаршего моста. Фасад Теремного дворца невероятно красив. Порталы, наличники и карнизы сплошь покрыты искусной резьбой по камню. Окна украшены наличниками с висячими гирьками – очень популярный декоративный элемент 17 века. Над окнами размещены разорванные фронтоны – барочный элемент. Пышный резной декор сочетался с многоцветной росписью – при исследовании порталов и наличников были обнаружены следы различных красок. Древнее убранство дворца не сохранилось, но во время реставрации, проводимой еще в 19 веке, все покои были расписаны масляными красками, восстановлена мебель и необыкновенные изразцовые печи.
Как добраться
Теремной дворец находится в самом сердце Кремля, однако с Соборной площади рассмотреть его практически невозможно, так как достопримечательность скрыта за стенами соборов и других сооружений. Тем, кто приобрел экскурсию, повезло больше, им достаточно добраться до Кутафьей башни и затем пройти на территорию с гидом.
Доехать до места можно на метро или на автобусах. Рейсы № е10, м1, м2, м6, м7, м9, н11, н2 следуют до остановки «Метро Библиотека имени Ленина».
Единый транспортный портал Москвы
Рядом располагаются три станции метро: «Арбатская» (Арбатско-Покровская линия/синяя ветка № 3), «Библиотека имени Ленина» (Сокольническая линия/красная ветка № 1), «Александровский сад» (Филёвская линия/голубая ветка № 4).
Схема метрополитена Москвы
Парковочных мест вблизи Кремля очень мало и все они платные. Если не хочется ехать на общественном транспорте, лучше заказать такси. В Москве действуют популярные сервисы Ситимобил, Uber, Gett, Maxim, Яндекс. Go, Везет.
Теремной дворец: видео