Живой уголок в детском саду: все, что о нем нужно знать

Живой уголок в школе

Оформление 1 класса в начальной школе

Первый класс ― период адаптации детей в школьных стенах. Поэтому оформление их первого кабинета должно быть функциональным и интересным.

Современная тенденция ― стремление к свободному пространству, удачному цветовому решению и привлекательной подаче информации в классных уголках.

Приветствуется присутствие зеленой зоны. Декоративные растения служат не просто украшением класса. Они воспитывают в учениках чувство ответственности в процессе ухода за ними

Важно дополнять растения картами с информацией о них

В уголках здорового образа жизни дети получают базовые знания о ПДД и ОБЖ. В информационных зонах желательно располагать учебные стенды, например, «Запомни», «Наш Алфавит», «Сегодня на уроке», «Сиди правильно» и др.

С целью повышения самооценки в оформлении класса должны быть уголки с успехами первоклашек, например, «Моя тетрадь», «Наши творческие проекты», «Мастерица».

Важнейшая часть оформления класса ― наглядно-учебные стенды, опорные таблицы по русскому языку и математике, схемы и модели, информация об окружающем мире.

Каких животных выбрать

Кого же можно поселить в зооуголке?

Рыбки

Полезно выбирать рыбок разных пород, чтобы дети могли сравнивать их, находить отличия. Самыми неприхотливыми породами считаются гуппи, меченосцы, барбусы, кардиналы, данио, сомики, золотые рыбки. Аквариум лучше поставить в прохладное, темное место подальше от окна.

Некоторые виды рыб нельзя содержать в одном аквариуме. Например, стайные рыбки барбусы плохо уживаются с более мелкими породами (они их попросту съедают или обкусывают плавники), а также конфликтуют с золотыми рыбками. Лучшими соседями для них будут меченосцы, данио, рыбы-попугаи. 

Кроме того, необходимо учитывать чистоту, жесткость и кислотность воды. Гуппи не выносят грязи в аквариуме, поэтому плохо уживаются с золотыми рыбками. Обо всем этом стоит заранее узнать у консультанта в зоомагазине и почитать в специальной литературе.

Рептилии

Интересный экспонат — хамелеон. Наблюдая за ним, дети узнают о таком явлении, как мимикрия. В зооуголке приживутся сухопутные и водоплавающие черепахи.

Водоплавающим видам необходим аквариум с камнями. Причем часть камней должна располагаться над водой, чтобы черепашки могли выползать на сушу и греться под лампой. 

Грызуны

В зооуголке дошкольного учреждения разрешается держать кроликов, морских свинок, мышей, крыс, хомяков. Мария Скрипник рассказывает, что каждый вид имеет свои особенности содержания:

Если грызуны живут в клетках, то их надо ставить на небольшом расстоянии, чтобы обитатели соседних клеток не могли поранить друг друга. Если животные содержатся в аквариумах, такой необходимости нет. 

Живой уголок в МБУ ДО «ЦД (Ю)ТТ» г. Салавата

Птицы

Обычно в зооуголке живут волнистые попугайчики, канарейки, розеллы, кореллы, зеленушки. Они неприхотливы в уходе, имеют яркую окраску и нравятся детям. К тому же некоторые виды размножаются в неволе, а значит, малыши смогут наблюдать за появлением и ростом птенцов. Есть виды попугаев, у которых сильно проявляется половой диморфизм — отличие внешнего вида самцов от самок. Это тоже тема для занятия.

Растения

Растения удобно разделить по климатическим зонам. Например, тропическую зону представить фикусом, хамедореей. Пустыню — алоэ и другими суккулентами, субтропики — азалией и геранью. 

Во время занятий в зооуголке ребенок включается в различные виды деятельности: игру, труд, наблюдение, обсуждение. Это способствует комплексному, разностороннему развитию. Живой уголок даст дошкольникам обширные знания о природе, привьет любовь к окружающему миру. Знакомясь с живой природой, ребенок будет развиваться нравственно, духовно и эстетически. 

Разрешены ли живые уголки в образовательных учреждениях?

Разрешены ли живые уголки в образовательных учреждениях?

Согласно требований п.6.11. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается; размещение в других помещениях детского сада санитарными правилами не регламентировано.

Согласно требований п.4.12.СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» набор и площади помещений для внеурочной деятельности, кружковых занятий и секций должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

Согласно требований п. 3.4. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» набор помещений здания организации дополнительного образования определяется направленностью реализуемых дополнительных общеобразовательных программ. В рекомендуемый состав помещений, в которых организуются занятия естественнонаучной направленности входит и лаборатория юных любителей природы с уголком живой природы.

Адрес: 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Б. Красная, д. 30

Тел.: (843) 238-98-54

Информацию о зарегистрированных документах можно получить с 15:00 до 17:00 (в пятницу до 16:45; суббота, воскресенье – выходные дни)
по телефону: (843) 238 53 35

Планеты

Присутствует геометрия и в космосе.

Здесь её законам подчиняются планеты и их спутники.

Все они шарообразной формы и вращаются вокруг своей оси и Солнца.

Геометрия природных объектов очень разнообразна и порой приобретает самые причудливые и неожиданные формы. Они вызывают восхищение и радуют глаз.

Природа — самый гениальный архитектор, создающий правильные и совершенные формы, которые подчас бывают столь безупречны, что невозможно поверить в их реальное существование. Геометрия в природе проявляется во всём. Животные Понаблюдайте за животными. В большинстве своём их формы гармоничны. Равно как и у человека, в теле зверей всегда присутствует строгая симметрия. Рассмотрим симметрию на примерах только

Оформление начальных классов ФГОС

Класс для младшеклассников согласно ФГОС должен соответствовать ряду требований:

  • обеспечение климата в классе, способствующего сохранности здоровья учеников;
  • предоставление возможности ученикам получать максимально высокие результаты обучения;
  • способствование всестороннему развитию детей;
  • полное соответствие всем нормам СанПиН.

Чтобы класс был многофункциональным, помогал детям достигать отменных результатов в учебе, был безопасным местом для игр, отдыха и гармоничного развития, каждый его уголок должен оформляться с учетом важных рекомендаций:

С целью стимуляции у детей познавательной деятельности, оформление класса должно предусматривать не только образовательные моменты, но и игровые

Но, чтобы не создать излишне игровую атмосферу, отвлекающую от учебы, важно соблюдать рекомендации ФГОС:

  • Умеренность в игровой зоне и креативной составляющей, чтобы не отвлекать учеников от учебы.
  • Цветовое решение должно подходить возрастной группе. Для начальной школы это спокойные цвета — зеленый, серый, нейтральный желтый, свело-розовый.
  • Оформление класса и его уголков должно быть в едином стиле.
  • Важный акцент оформления ― государственная символика и патриотизм.

Аквариум

Как правило, расширение уголка природы начинается с появлением в нем рыбок. Для аквариумного содержания вполне подойдут даже простые небольшие карасики или вьюны, пойманные в водоеме. Они не особо требовательны к условиям содержания и корму. Из декоративных видов на начальном этапе рекомендуют завести гуппи, вуалехвостов, меченосцев.

В аквариуме могут обитать не только рыбки живого уголка. Вполне по силам обеспечить условия для содержания гидр, плавунцов, улиток, дафний. В сочетании с разнообразной водной растительностью можно создать некое подобие природного водоема. Элодея, рдест, роголистник и другие неприхотливые виды сделают аквариум интересным объектом для изучения и наблюдения.

Предварительный просмотр:

Многие дети мечтают о том, чтобы завести себе домашнего питомца. Но кому-то не позволяют жилищные условия, или не разрешают родители, поэтому в некоторых школах создаются такие живые уголки, куда дети могут прийти и посмотреть, пообщаться с животными.

Мы прошли по классам с анкетой и выяснили, что 191 учащийся школы хочет, чтобы у нас был живой уголок. Тогда мы взялись за работу.

Первым делом, мы определили , что необходимо для создания живого уголка в школе.

— это специальное помещение

— средства на их содержание.

Начали мы с помещения. В школе мало свободного места. Рассмотрев различные варианты, мы пришли к следующему:

Прачечная занимает помещение, состоящее из 3-х комнат, в ней 2 выхода

Последнюю комнатку (площадью 13 кв.метров) можно легко приспособить под помещение живого уголка: в ней есть отдельный вход, окно, пол выложен плиткой, что очень важно с точки зрения санитарии

Следующий этап – животные.

Какие животные могут жить в «живом уголке»?

  1. они должны быть безобидными
  2. их содержание должно быть несложным и недорогим

Мы решили, что это могут быть попугаи, канарейки, морские свинки, хомячки, черепахи, белые мыши, кролики, рыбки

Следующий вопрос: где их взять?

Сначала мы думали их покупать, но потом выяснилось, что многие дети могут поделиться своими домашними питомцами. Пока готовился проект, мы уже собрали целую коллекцию – животные просто ждут своего часа, чтобы поселиться в школе.

И последний этап – уход за животными. Их надо кормить и за ними надо убирать.

  • Мы опять провели анкетирование и выяснили, что 186 учащихся согласны сдавать каждый месяц определенную сумму денег (например, 10 рублей) на корм для животных
  • 195 учащихся согласны ухаживать за животными по определенному графику

Итак, живой уголок можно создать в нашей школе без особых проблем.

Мы хотим отметить, что живой уголок принесет много пользы:

  1. У учеников будет развиваться самостоятельность и чувство ответственности
  2. В живом уголке можно проводить наблюдения за животными, выполнять исследовательские проекты – а это полезно для нашего образования.
  3. Кроме того, дети, которые заботятся о животных, растут добрыми, заботливыми, внимательными, не могут причинить зла никому – значит, живой уголок выполнит очень важную воспитательную функцию.
  4. И наконец, животные всегда создают человеку хорошее настроение, поэтому у нас будет прекрасная комната психологической разгрузки.

Назначение

Не секрет, что каждый ребенок ищет себе надежного товарища. Не стоит ограничивать его лишь общением с одноклассниками. Немного внимания, заботы, потраченного времени на кормление и уход – и среди питомцев может появиться верный и надежный друг: хомячок, кролик, крыса или попугайчик.

Животные живого уголка служат прекрасным наглядным пособием. На примере таких экспонатов проще проводить занятия по биологии и тематические семинары. Забота и уход за животными приучают к труду, развивают чувство ответственности.

Многие в процессе занятий начинают углубленно заниматься вопросами природы. Некоторые отдают предпочтение фотографированию, другие занимаются исследовательской работой. На основе своих наблюдений дети начинают систематизировать и обобщать информацию, а результаты подают в виде интересных презентаций.

Растения и животные уголка живой природы

Растения и животные уголка живой природы. Консультация для воспитателей и учителей начальных классов.

Растения для уголка живой природы:

Уголок живой природы в начальной школе — одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления школьников с природой. Наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. А в уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами развиваются наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголка природы формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело. При подборе обитателей для уголков природы нужно учитывать требования программы и конкретные возможности их размещения. Постоянные и обязательные обитатели уголка природы всех групп — комнатные растения. Из них надо выбирать быстрорастущие, с красивыми, различной формы листьями, цветущие растения или душистые, легко черенкующиеся и неприхотливые в уходе. Растения для уголка природы лучше приобретать молодыми, весной или в начале лета. Растения, выращенные из черенков в комнате, живут лучше, чем взятые из теплиц.Растения для уголка живой природы: • Аспидистра


• Араукария • Бегония


• Бальзамин


• Камнеломка • Колеус • Кактусы


• Монстера • Пеларгония


• Фиалка

Животные и рыбы:

Небольшое животное также может поселиться в уголке природы в школе. Лучше всего, если условия позволяют, разместить там маленького грызуна — хомячка или морскую свинку, небольшой аквариум с рыбками и птичку — попугайчика или канарейку. Таким образом, дети будут видеть, что есть различные представители животного мира — водоплавающие, птицы, животные. Каждый из них питается по особенному, имеет свой режим дня. Необходимо составить расписание, чтобы дети по очереди ухаживали за животными и учились заботиться о тех, кто меньше и слабее. Конечно, никто не запрещает ухаживать за ними вне графика.Животные: • Хомяк


• Морские свинки


• Ежи


• Белки

Аквариумные рыбки: • Карась • Красноперка


• Вьюн


• Макропод


• Гурами

Птицы:

Для содержания птиц в уголке живой природы необходимо создать определенные условия, так как птицы в отличии от земноводных более требовательны к условиям жизни. Птицы более подвижны, у них активный обмен веществ, они совсем не переносят голодание, поэтому их надо часто кормить. Птицы изучаются во всех начальных классах, поэтому необходимо научить школьников проводить работу по уходу и наблюдению за птицами. • Попугаи


• Чечетка • Чиж


• Щегол

Итог:

Уголок живой природы способствует наилучшему осуществлению экологического и природоохранного воспитания, формирования научного мировоззрения, воспитанию научно – атеистических убеждений, привитию детям патриотических и нравственных чувств и любви к Родине. Тщательное планирование уголка живой природы обеспечивает выполнение различных видов практических и исследовательских работ, способствующих подтверждению знаний на практике.

Рекомендуем посмотреть:

Организация игровой деятельности в разновозрастной группе Прогулки и наблюдения в летний период в детском саду Организация игровой деятельности в разновозрастной группе Родительская компетентность

Экологическое воспитание в детском саду

Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников

Консультация для воспитателей «Использование ИКТ в работе с родителями»

Изучение английского языка в ДОУ

Методика обучения лепке детей раннего возраста в детском саду

Фото класса начальной школы

Яркое оформление кабинетов начальных классов (если следовать нормам ФГОС) обязательно предусматривает такие дизайнерские элементы как уютная психо-эмоциональная атмосфера, доступность материалов для самообразования, и создание уголка для внеклассных занятий и веселого досуга.

Кабинет для начальных классов ― рабочее помещение, которое должно всецело располагать юных учеников к продуктивной работе и развитию их способностей. Современный интерьер класса для первоклашек должен соответствовать этой возрастной группе. А это значит, что класс должен быть обеспечен всеми необходимыми наглядными пособиями, а пространство зонировано на:

  • игровую зону;
  • зону для учения;
  • живой уголок (по желанию);
  • информационную зону.

Учебная зона ― место для доски, парт и учительского стола. Дополнительно может размещаться телевизор, проектор, мебель для учебного инвентаря, а также учебные плакаты и пособия.

Информационный сектор ― это место для классного уголка с познавательными стендами. Представленные плакаты и стенгазеты содержат информацию о жизни России и города, национальных достижениях, особенностях региональной культуры. Оформление должно быть ярким и креативным, чтобы поданная информация привлекала интерес детей.

Игровая зона предназначена для игр и отдыха. Если есть возможность, в ней расположены мягкие стулья, ковры. Обязательный атрибут этого сектора ― развивающие игры.

Уход за живым уголком

Дети, постепенно входя в курс дела, могут взять на себя часть забот о питомцах. Функциональный живой уголок в школе требует больше усилий, чем это понадобилось бы для разведения лишь растительных форм. Добавляются заботы о приобретении и заготовке корма, его хранении, получении ветеринарных справок и разрешений, поддержанию чистоты и санитарно-гигиенических норм.

Начав с небольшого уголка природы, можно попробовать добавить аквариум и посмотреть, как будет изменяться интерес и посещаемость. На следующем этапе можно завести улиток, лягушек, жаб, тритонов. Поселять пресмыкающихся и мелких млекопитающих животных стоит, лишь поняв, что будет должная поддержка от детей, их родителей и от администрации школы.

Несмотря на сложность, настроить дежурства вполне реально. Сейчас есть возможность обеспечить контроль температурного режима и освещения, а поение и раздачу корма в выходные можно автоматизировать. В таком режиме уголок может быть открыт для посещения до шести дней в неделю.

Живой уголок в школе

Идея создания живого уголка в кабинете биологии пришлась по душе учащимся всех классов и, самое главное, не вызвала отрицательных эмоций у администрации школы. Уже с начала учебного года ребята приносили для будущего уголка ящериц, лягушек, жаб, пиявок, тритонов, ужа, водоросли.

За время осенних каникул силами сотрудников школы, в частности: завхоза П. Жагерева и оператора Е. Ерофеева, в классе соорудили под живой уголок отдельное помещение. Техслужащие Э. Иванова и С. Орлова покрасили стены, побелили потолок. Огромное спасибо спонсору Иванову Анатолию Анатольевичу, который выделил деньги для покупки строительных материалов.

Уголок стал пополняться и другими живностями, в том числе и декоративными комнатными цветами. Аквариумов, террариумов и клеток становится все больше. Старшеклассники приготовили небольшие брошюры с информацией о животных: названия, место обитания, продолжительность жизни и, самое главное, предпочтение в еде, так как не всеми угощениями, которые ребята приносят, зверьков можно кормить.

Могу с уверенностью сказать, что создание живого уголка благотворно повлияло на психологическую атмосферу в нашем школьном коллективе. Воспитателем Г. Жуковой и поваром Н. Васильевой подарены попугай Кеша в клетке и пара пушистых хомячков. Учительница английского языка З. Петрова принесла цветок, бывшая родительница Л. Королькова подарила лиану. Надеюсь, благотворительные поступки последуют и от других сотрудников, родителей, выпускников.

Многие дети хотели бы иметь дома животных, но по какой-либо причине, родители отказывают им в этом. В нашем же уголке находятся только мелкие зверьки, их можно вытащить из клетки, чтобы покормить, брать на руки и гладить.

Кроме того, живой уголок помогает разнообразить учебный процесс. Иногда здесь проходят занятия по окружающему миру, биологии и географии, что ничуть не отвлекает детей от изучения предмета. Дети всех возрастов воспринимают занятия здесь как маленький праздник. И это понятно, ведь одно дело изучать животных, нарисованных в учебнике, и совсем другое – настоящих, которых можно посмотреть и потрогать.

Я знаю, что раньше в школах очень часто создавали живые уголки

Они, наряду со сбором металлолома и шефством над одинокими пенсионерами, являлись важной составляющей пионерской работы. Сегодня живых уголков практически не осталось

Все общение с природой, которое дает школа, сводится к тому, что дежурный по классу поливает фикус на подоконнике. Наверное, это не совсем правильно. Мне кажется, что ребенок должен учиться нести ответственность за чужую жизнь.

Со своей стороны могу сказать, что никакие современные методики экологического воспитания и уроки с применением компьютерных технологий не дадут такого эффекта, как обычные занятия в живом уголке. И мне бы очень хотелось, чтобы таких уголков в наших школах становилось больше!

А. Семенов, учитель географии и биологии Янымовской школы

Уроки в уголке природы

Мария Скрипник работает с детьми по программам «Занимательная зоология» и «В мире животных». На занятиях педагог рассказывает малышам о животных, их разнообразии и роли в природе. Дети учатся ухаживать за домашними питомцами, кормить их, вести наблюдение. Кроме занятий, за Марией закреплен зооуголок, где как заведующая и ветеринар она следит за состоянием здоровья животных, лечит и ухаживает за ними, проводит экскурсии для гостей. 

Дети в три-четыре года и в пять-шесть лет отличаются по уровню развития когнитивных способностей. Малышам достаточно просто наблюдать за рыбками и животными: чем они ярче — тем легче зацепиться детскому взгляду. Со старшими ребятами можно выращивать для живого уголка растения из черенков и семян, изучать повадки грызунов, птиц.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дизайнерские решения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: