Форма комнаты
Следующей частью планирования является определение фактических масштабов студии. Существует много споров в дизайнерских сообществах по поводу идеальных пропорций, что усложняет работу математиков.
Для обычных аудиофилов общепринято, что греческая золотая середина, которая составляет пропорцию 1:1.6:2.6 (высота на ширину на длину), даст самый правильный эффект.
Так, например, если мы начинаем с типичного потолка высотой 2,5 метра в качестве отправной точки, то ширина и длина должны быть 4 и 6,5 метров соответственно.
Пространство, показанное здесь, использует хитроумное устройство, которое может изменять форму помещения. Распашные панели, видные на задней стене сцены, используются для тонкой настройки и контроля геометрии пути звукового потока, который в итоге отражается по всему помещению.
Электрика
Музыкальная студия — это, в первую очередь, компьютер и специальное оборудование. Все оно требует питания от электричества, поэтому продумать количество розеток заранее крайне желательно. Самое надежное — силовые заземленные розетки для основных приборов. Если вы пользуетесь удлинителями, они также должны быть с заземлением, с клавишей перекрытия тока и высокого качества. Наш пост «Провода: спрятать или оставить» точно вам пригодится.
В старом доме, где давно не проводился капитальный ремонт, лучше проверить качество существующей проводки во избежание замыканий, которые могут испортить дорогостоящую технику и привести к возгоранию.
Трансмиссии и изоляции
Вот что в конечном итоге позволит вам сохранить мир с соседями. Так как передача происходит путём вибрации, имеет смысл свести её к минимуму, минимизировав свои точки соприкосновения.
В стандартной конструкции разделяющих перегородок, как правило, имеются специальные обрамления – шпильки. Их нужно изолировать в первую очередь, тогда ваша студия станет совершенно независимой от остальных площадей.
Многие архитекторы используют в строительстве так называемые развязки, сохраняя волнение и позволяя ему вибрировать.
Существуют различные способы развязки:
- плавающие стенки, обрамлённые особыми зажимами и подвесами;
- монтаж материалов с использованием устойчивых каналов;
- изолирование от сантехнических труб, электрических приборов и механического оборудования;
- добавление воздуха в пространство между стенами;
- герметизация всех имеющихся стыков, в том числе розеток, дверей и окон;
- использование мембран и масс-нагруженного винила;
- применение изолированного воздуховода и решёток.
В данном случае мы видим сходство с аквариумом, так как даже если налить туда воды, наружу не просочится ни одна капля. Нужно только учесть, что это довольно дорогое удовольствие.
Такие крупные объекты, как двери и окна, нуждаются в особом уходе. Это может быть шлюз, состоящий их двух компенсационных дверей, имеющих самостоятельное исполнительное устройство нижней прокладки. Для окон подойдут изолированные блоки с по меньшей мере одной из панелей из ламинированного стекла.
Дизайн и оформление студии
Выбирайте современные стили дизайна. Реализовать и выдержать правильный классический интерьер в студии почти нереально. Всё равно будет бытовая техника, большая концентрация мест хранения из-за маленькой площади, правильная по форме мебель, т.к. классические скруглённые варианты занимают слишком много места. Это всё будет выглядеть как калька. Конечно решение конечно за вами, но наш совет — современные стили дизайна.
Вот пара стильный современных варианта для молодых людей:
Цвета и материалы — натуральные и их имитирующие. Белый, серый, черный, деревянные оттенки. Яркие неестественные цвета только дозировано и в текстиле: мебели, подушках, шторах, коврах. Объяснять почему долго и сложно, просто присмотритесь к фотографиям. Много ли в действительно стильных современных интерьерах студий агрессивных ярких цветов?
Не мудрите с потолками. Простые матовые или бетон или декоративка под бетон. Тему актуального дизайна потолков мы уже подробно разбирали.
Выводы по дизайну маленькой квартиры-студии:
- Уделяем много времени и внимания проекту.
- Не боимся сноса и возведения стен.
- Не экономим на мебели — метры дороже.
- Если пол ламинат, то во всей квартире и без порожков.
- Делаем много источников дополнительного света.
- Правильно подключаем вытяжку.
Теперь ваших знаний по техническим нюансам дизайна студий более чем достаточно, удачи в ремонте!
Сохраняйте и делитесь — пригодится!
Несколько других рекомендаций
- большие объёмы всегда лучше, чем меньшие;
- избегайте идеальные кубические или узкие длинные помещения с параллельными стенами;
- неправильные формы поверхностей стен, плов, потолка, наличие книжных шкафов, а также выпуклые формы наиболее благоприятны для распространения музыки;
- откажитесь от вогнутых поверхностей, которые имеют тенденции фокусирования;
- не используйте размеры комнат, которые являются кратными друг другу, потому что они будут усиливать резонирующие частоты, создавая мутные и шумные ноты;
– избегайте параллельных стенок и плоских потолочных покрытий. Они считаются плохим вариантом для акустического дизайна, так как превращают зал в своеобразный теннисный корт, отражающий волны туда и обратно и вызывающий нежелательное эхо. Кстати, именно поэтому настоящие концертные залы имеют вогнутые верхние, боковые и нижние поверхности.
Если вы перепрофилировали существующую площадь с неидеальными пропорциями, некоторые маленькие хитрости смогут помочь исправить этот недостаток.
Когда звуковые волны ударяются о поверхности, происходят три вещи:
- часть из них отражаются обратно;
- другая часть поглощается материалом;
- третья проходит через препятствие.
Вот эти три основных параметра мы должны проконтролировать при проектировании музыкального салона.
Отражение
Твёрдые поверхности отражают звуковую энергию, мягкие – поглощают её. Современная архитектура в данном случае рекомендует использовать такие материалы, как бетон, древесина или гипсокартон.
Все эти поверхности характеризуются высокой степенью отражения. Подпрыгивание звука называется реверберацией. Для записи живой композиции такое явление может быть даже полезным, но обязательно контролируемым. Это особенно актуально для небольших студий, так как визуализация звуковых нюансов невозможна.
Контролировать отражение возможно в основном двумя способами: путём диффузии и абсорбации. В идеале музыкальная среда должна иметь панели, которые рассеивают или разбивают потоки, направляя их в нужное русло.
Здесь подойдут шероховатые поверхности кирпичной кладки, дикого камня, деревянных реек фиксированные или поворотные планки. В противном случае воспроизведение не будет идеальным, отличаясь грубостью из-за его омертвления.
Обложка как предмет искусства в шестидесятых
В шестидесятых в моду снова вошли графика и фэнтезийные коллажи. Фанаты музыкантов обсуждали яркие обложки так же, как и музыку. Исполнители всё чаще обращались к современным художникам для работы над альбомами. Например, Beatles сотрудничали с Роджером Дином, Grateful Dead c Элтоном Келли, Iggy Pop и Psychedelic Furs с Барни Бабблсом, Pink Floyd со Стормом Торгерсоном, а Rolling Stones с Энди Уорхолом.
Обложка пластинки Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band группы Beatles 1967 года. Автор — художник Роджер Дин. Изображение: Wikimedia Commons
В 1965 году хозяин типографии Contact Printing Боб Карр познакомился с художником Уэсом Уилсоном и пригласил его для создания постеров и обложек. В 1967-м Уилсон придумал расплывающиеся психоделические шрифты, а в семидесятых их стали повально использовать другие художники.
Мебель и аксессуары
Если вам удалось выделить под студию отдельную комнату, ее нужно оформить минимальным набором мебели, а еще лучше — украсить и добавить уюта. Для работы за компьютером вам понадобится вместительный стол и комфортный стул. Отдельно можно поставить табуреты и стулья для игры на музыкальных инструментах и кресла или диванчик для отдыха. Обилие мягкой мебели улучшает акустику, а твердые поверхности (например дверцы большого шкафа) будут ухудшать ее.
Для домашней студии лучше всего подойдет тематический декор. Стены можно украсить музыкальными инструментами, старыми пластинками или дисками. Отлично будут смотреться постеры любимых групп или концертные афиши. Не забывайте про освещение: точечный и декоративный свет поможет создать правильную атмосферу.
Фотографии: daylightmusic.net, buarh.org, toddmillett.com, gearslutz.com, desktopped.com, politusic.com
музыкальная студия
Музыкальные обложки в Советском Союзе
В пятидесятых-шестидесятых в Советском Союзе существовало несколько заводов, выпускающих грампластинки. В 1964-м все заводы объединились в студию грамзаписи «Мелодия». До середины семидесятых «Мелодия», так же как когда-то Columbia Record, выпускала пластинки в простых бумажных конвертах. Дизайна пластинок в СССР как такового не было, поэтому советские коллекционеры вдохновлялись зарубежными обложками.
Стандартная упаковка пластинок студии грамзаписи «Мелодия» в шестидесятых. Фото: anumis.ru
В семидесятых «Мелодия» занялась экспортом пластинок в разные страны и стала выпускать цветные обложки с фотографиями и иллюстрациями. Графику создавали вручную, добивались различных эффектов с помощью подручных материалов, кистей, аэрографов, сканирования.
Когда обложки требовались для издания «Мелодией», я предоставлял исходные фотографии вполне приличного качества. Я тиражировал обложки размером 13×13 см — под коробку с катушкой. Это практически совпадает с размерами современных компакт-дисков. Разогнать её до альбома для «Мелодии» проблем не было. Я работал профессиональным фотографом, и у меня была возможность использовать хорошую плоскую плёнку.
Андрей Усов,
фотограф и художник-оформитель. Фрагмент интервью для Colta
Обложка альбома ВИА «Красные маки», выпущенного «Мелодией» в 1977-м. Изображение: «Фирма Мелодия» / Discogs
Обложка пластинки со сказками «Алиса в Стране чудес», вышедшая в 1976 году. Изображение: «Фирма Мелодия» / Discogs
Дизайн Владимира Обатнина для альбома группы «Алиса», сделанный с помощью аэрографа, 1988 год. Изображение: «Фирма Мелодия» / Discogs
Перед отправкой в печать работы штатных дизайнеров проверял специальный худсовет. Бывало так, что обложки отклоняли по внутренним или политическим соображениям. Решения принимались внутри компании, и музыканты часто не знали, какой будет обложка для их альбома в СССР, вплоть до выхода пластинки.
Зарубежные записи, которые попадали в «Мелодию», переиздавались для советских слушателей в новой русифицированной обложке. В дизайне избегали наготы, излишней роскоши и агрессии, а зарубежные названия переводили на русский напрямую или в виде транскрипции.
Обложка альбома Main Course группы Bee Gees в Великобритании и СССР. Изображение: RSO Records / Discogs / «Фирма Мелодия» / VinylMarket
Обложки сборника Эдди Кэверта Two Lips from Amsterdam в Великобритании и СССР. Изображение: CNR / Discogs
Обложки альбома Light My Fire группы The Doors в США и СССР. Изображение: Eagle Rock Entertainment Ltd. / Discogs / «Фирма Мелодия» / Discogs
Обложки альбома Love for Sale группы Boney M. в Великобритании и СССР. Изображение: Discogs / Atlantic Recording Corporation / «Фирма Мелодия» / Discogs
Обложки альбома Happy Summer Party Джеймса Ласта в Нидерландах и СССР. Изображение: Discogs / Polydor / Atlantic Recording Corporation / «Фирма Мелодия» / Discogs
Западные прибалтийские республики Советского Союза славились наиболее развитой культурой графического дизайна. Здесь, по сравнению с текстами музыкальных композиций, обложки проверяли не так строго.
Как найти место?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определиться с вашей целью. Если дома вы хотите создавать электронную музыку или записывать только партии электрогитары, то в мини-студию превращается обычный рабочий стол.
Для записи вокала и не электронных инструментов нужна хорошая звукоизоляция, чтобы проезжающие за окном машины и соседский телевизор не испортили все. Идеальный вариант — купить специальную кабину, которая займет часть комнаты. Как минимум — установить хорошие многослойные пластиковые окна. Кто-то, спасаясь от посторонних звуков, даже оборудует под запись обычный платяной шкаф.
Если вы занимаетесь музыкой серьезно, то лучше поискать возможность выделить для этого комнату или переоборудовать личную спальню. Тогда можно сделать полноценную звукоизоляцию и развернуться с оборудованием. Единственная сложность — барабанные партии в домашних условиях пишутся плохо, как ни старайся.
Звукоизоляция
Самая большая сложность с любой музыкой дома — недовольство соседей и живущих с вами в одной квартире людей. Получается, что звукоизоляция музыкальной домашней студии решает сразу две проблемы: не пускает лишние звуки внутрь комнаты и выпускает наружу звук минимальной громкости.
Мы уже писали выше о хороших стеклопакетах. То же самое относится к двери — она должна быть плотной и иметь минимум щелей. Все оставшиеся отверстия на момент записи лучше прокладывать тканью или поролоном. О звукоизоляции стен, пола и потолка лучше думать до ремонта, тогда можно проложить специальные материалы под финишную отделку: это уменьшает полезное пространство комнаты и стоит недешево (например, стены придется дублировать гипсокартоном), но очень эффективно. Альтернативный вариант — звукопоглощающие панели. Они выглядят декоративно и оригинально, помимо выполнения основной функции.
Если комнату в студию вы решили переделать без ремонта, то стены можно обшить старыми одеялами или завесить плотными портьерами, пол застелить пушистыми коврами, а потолок закрыть любым звукоизолирующим материалом.
Даже если вы приняли все меры, вас все равно вероятно будет слышно ближайшим соседям. Простой мерой вежливости будет нанести им визит, узнать их распорядок дня и нет ли у них маленьких детей, которые спят днем. Официально шуметь в Москве можно с 7 до 23 и в будни, и в выходные (в других регионах рамки могут сдвигаться — с 8 до 22), но мало кому понравится проснуться от музыки в воскресенье с утра пораньше.
Правила
Список вещей, о которых вам следует как минимум задуматься перед началом ремонта в квартире-студии:
Определитесь с полом. Будет ли это ламинат во всей студии, или вы хотите зоны из плитки. Об этом надо думать ещё до перепланировки т.к. важна длина стыков.
Кровать? Не думали? У нас почему-то принято отказываться от кровати в пользу дивана, за рубежом такое даже не рассматривается. Как минимум задумайтесь.
Барная стойка — стандарт. Удобное и современное решение, многократно протестированное на практике.
Пытаемся впихнуть как можно больше закрытых мест для хранения вещей. Иначе будет вечный бардак.
Разберитесь с вентиляцией(будет дальше)
Это важно и в обычной квартире, а в маленькой студии просто критично.
Мебель желательно на заказ. Да, дороже, но это экономит метры, которые тоже стоят денег, и это окупается.
Бытовая техника с совмещенным функционалом: стирально-сушильная машина, мультиварка, духовой шкаф с функцией СВЧ.
Если встаёт вопрос где разместить стиральную машину, то первый кандидат на выход — ванна
Возможно душевой зоны/кабины вам вполне достаточно. Как показывает практика, у кого есть и ванна и душевая кабина, первой пользуются очень редко.
Никогда не делайте перегородки из гипсокартона. Рано или поздно вам понадобится на них что-то повесить и вы обломитесь. Только газосиликатные блоки(стандарт) или кирпич(если нужна максимальная прочность).
Выбираем современные стили дизайна, классические стили для интерьера квартиры-студии подходят плохо.
Материалы и цвета только естественные натуральные и их имитирующие. Яркие насыщенные цвета только точечно, в малых количествах и желательно в текстиле. Хотя для стильного дизайна натуральных оттенков более чем достаточно.
Пройдёмся по неочевидным пунктам.
Выбор пола
Почему это 1-ый пункт?
Потому что в квартире-студии нет дверей между комнатами, а значит стыковать разные напольные покрытия под дверьми не получится. А значит их выбор особенно важен.
Стандартный и лучший по соотношению цена/качество вариант пола для студии — ламинат. И в зоне прихожей тоже. Да, и в зоне кухни тоже можно, хотя и придётся быть аккуратнее — стоящей воды он боится. Нет, в ванной конечно плитка, но там есть дверь, а стыковать ламинат и плитку по узкому месту под полотном двери проблем нет. Как делать НЕ надо:
Современный ламинат вообще без проблем выдерживают все нагрузки и в кухнях и в прихожих. Делать стык ламината и плитки где-то кроме как под дверью — худшая идея. Про это мы подробно писали в плитка или ламинат на кухне и плитка или ламинат в прихожей. В студии свободное пространство, а значит стык будет длинный и всегда на виду. Убирать тоже неудобно. Под него все равно будет забиваться грязь, попадать влага.
Паркет — другое дело, его с плиткой стыковать можно и нужно. Во-первых паркет идеально стыкуется с плиткой т.к. оба материала закрепляются на клей, во-вторых паркет очень нежный и его на кухне и в прихожей действительно укладывать не стоит.
Квартира-студия с кроватью
То, что у вас маленькая квартира, ещё не означает, что вы не должны комфортно спать
Многие недооценивают важность таких простых вещей. В Европе вы не увидите квартиры-студии без кровати, но с диваном
Да, в маленькой квартире вполне может не быть дивана. Главное — удобство хозяев, вам тут жить в конце концов.
Спальня, конечно, не получится — кровать придется разместить в углу или нише. Либо окружить её мебелью. Либо сделать перегородку. Не обязательно даже до потолка. Стандартная практика в любой студии, не делать промежутков между предметами мебели. Где это возможно, ставим всё в упор. Интерьер от этого не будет восприниматься тесно, скорее наоборот.
Сейчас мы всё реже ходим в гости. Дешёвая телефонная связь и интернет сделали своё дело. С друзьями тоже всё чаще встречаемся где-то на нейтральной территории. А если и приводим домой, то сидим на кухне. В общем, как минимум рассмотрите идею отказа от дивана в пользу полноценной двуспальной кровати.
И ещё одна студия из Скандинавии:
Поглощение
Оно используется для уменьшения энергии, получаемой из инструментов. Для этого служат ковры, драпировки, диваны и гобелены, которые способны гасить высокие частоты, которые особенно неприятны для слуха.
Они же помогают управлять реверберацией и снижают уровень окружающего шума. В качестве заменителей вышеперечисленных средств могут применяться монтажная пена и специальная штукатурка.
Вы, наверное, когда-нибудь видели яйцеобразные ящики амортизаторов с акустической пеной. Они выглядят странно и обычно портят домашнюю обстановку.
Но есть творческие способы, чтобы скрыть их от глаз, например, покрыв их выкрашенной тканью или пористой штукатурной отделкой, которая внешне не отличается от гипсокартоновых листов, но отлично поглощают избыточную энергию.
Данное понятие не следует путать со следующей контрольной точкой – изоляцией. Добавление поглотителей не убережёт от грохота ваших соседей, они только улучшат внутреннее звучание.
Зонирование квартиры-студии
Чтобы подобрать дизайн для квартиры-студии, сначала определись, что и с чем ты совмещаешь:
— С помощью небольшой мобильной перегородки можно обустроить полноценную прихожую
Это важно в наших широтах, ведь верхняя одежда и обувь занимают много места. В идеале, у прихожей впишется большой и вместительный шкаф-купе
— Спальную зону можно оборудовать на подиуме. Если хочешь приватности, отгороди ее шторой или ширмой. Грамотно продуманная многоярусная конструкция может заменить саму кровать, по примеру японских футонов.
— У подиума есть еще один плюс: внутри можно обустроить пространство для хранения вещей. Или даже спрятать выдвижную кровать.
— Для обеденной зоны есть удобные и компактные откидные столы и складные стулья. Или стулья, которые складываются один в один.
— Кухонный уголок можно отгородить Г-образным или П-образным гарнитуром. Техника максимально встраивается в шкафы, а одну из частей рабочей поверхности можно использовать вместо рабочей зоны. Только не забывай о качественной вытяжке!
— Используй подоконник. На нем можно оборудовать и кухонную столешницу, и письменный стол. А для защиты от солнца повесь римские шторы или жалюзи.
— Зона отдыха отлично ограждается мягким уголком. Чтобы подчеркнуть ее еще явнее, положи на пол небольшой коврик или палас.
Планирование пространства
Прежде чем заниматься дизайном и оформлением, расставь все приоритеты:
— Важный вопрос: была ли студия таковой изначально, или это обычная измененная однокомнатная квартира. Это влияет на площадь пространства, его конфигурацию, расположение окон.
— Проектируй комнату с учетом ее формы. В обычных прямоугольных и квадратных студиях интересно смотрятся классические интерьеры. А в новых нестандартных планировках с округлыми формами и скошенными углами интереснее играют современные тренды.
— Обязательно учитывай, сколько человек будет жить в квартире, ведь потребности одного, пары или семьи с ребенком сильно отличаются. При наличии малыша – в первую очередь ориентируйся на безопасность и практичность оформления.
— В зависимости от образа жизни меняются потребности. Кому-то нужна гостиная зона, кому-то – кабинет, мастерская или небольшая гардеробная в углу. Все это напрямую влияет на дизайн квартиры.
Диджитализация
С переходом на цифровые носители размер обложек сократился до нескольких сантиметров. Дизайнеры стали отказываться от мелких деталей, а сложные детализированные обложки стали скорее исключением из правил.
Одной из работ, задавших тренд на минимализм, считается обложка альбома Brothers группы The Black Keys — в 2012 она получила «Грэмми». В интервью для NYT её автор, дизайнер Майкл Карни, рассказал, что The Black Keys и их выпускающий лейбл Nonesuch встретили идею агрессивно. Маркетологи убедили музыкантов в обратном, сказав, что минималистичных обложек не хватает, и рынок положительно встретит такой контраст.
Не думаю, что хорошей обложки достаточно, чтобы принести артисту продажи. Но я уверен в том, что плохой арт-дирекшен может отразиться на продажах негативным образом.
Иногда мне приходится работать вслепую. У меня были заказы от менеджеров лейблов, которые не давали никакой информации, кроме названия альбома
Но я считаю, что для дизайнера очень важно выстроить доверительные отношения не только с управляющим лейблом, но и с самим артистом. Общение с музыкантами облегчает генерацию идей и их воплощение.
Майкл Карни.
Фрагмент интервью для WNW Magazine
Обложка альбома Brothers группы The Black Keys, 2012 год. Изображение: Nonesuch Records Inc. / Discogs
В 2021 году Spotify выпустил функцию для создания анимированных обложек. С помощью приложения Spotify Canvas можно создать 8-секундную замкнутую анимацию для альбома или отдельного трека. Анимированные обложки уже появились в релизах Billie Eilish, Miley Cyrus, Coldplay, Kiiara, Post Malone и десятков других исполнителей. В России это пока недоступно.
Мне легко понять ожидания музыканта, потому что сам играю в рок-группе и даю концерты. Регулярное общение с людьми из индустрии помогает понять, что в ней происходит. Текущий европейский тренд — это 3D-формы и броская типографика. Умение быстро работать с 3D позволяет выделиться среди начинающих дизайнеров, но без опыта добиться нужного результата довольно сложно.
С восьмидесятых в Италии большую долю занимает классический для страны тип обложки — лицо улыбающегося певца и крупно написанное имя.
Я наблюдаю общее стремление сделать обложку более минималистичной и считаю, что дизайнеры совсем откажутся от использования типографики в изображениях для стриминговых приложений — имена и название альбома и так показаны на экране. Обложки перестанут быть средством информирования и будут служить лишь как инструмент передачи настроения.
Марчелло Делла Пуппа,
графический дизайнер в студии Produzione Atlante (Венеция), кинематографист и музыкант
Планирование
Понимание грамотного использования пространства является первоочередной задачей. Практика организации обычного гаража будет разительно отличаться от оформления профессиональных залов для записи вокала или прослушивания камерной музыки.
Прежде всего, необходимо подумать о том, как полностью изолировать их от остальной части вашего дома. Требования к звуковой изоляции репетиционной комнаты, расположенной рядом с детской или спальней, будут гораздо жёстче, чем в других случаях.
Необходимо искать современные практические способы создания изоляционного пласта, которые могут предложить архитекторы и дизайнеры.
Изолирование помещения прослушивания и записи от внешних шумов (например, разговоров с улицы, соседей и даже механического оборудования) можно считать одним из приоритетных направлений. Это касается любого записывающего оборудования.
Поэтому более простой интерьер без окон обычно называют идеальным вариантом, в работу над которым изначально должны быть вовлечены профессионалы, чтобы хозяева были уверены в качестве.
Ещё одну серьёзную проблему создают инструменты, занимающие слишком много места. Для них потребуются особо просторные помещения, чтобы живое звучание не слишком проникало в смежные помещения.
В этом случае нужно обратить внимание на стратегию и контроль над поведением его в выбранной площади
Трансформация восьмидесятых-девяностых: кассеты и компакт-диски
Первые диски появились в музыкальных магазинах в 1982 году и в девяностых почти вытеснили из продаж винил. Дизайнерам пришлось привыкать к новому размеру упаковки — он уменьшился с квадрата 30×30 сантиметров до прямоугольника 12,5×14,2 сантиметра.
Кассеты появились в середине семидесятых, а в 1979-м — первый кассетный плеер Sony Walkman. Но в последующие 20 лет они занимали лишь1–4% от общего производства — на рынке преобладали компакт-диски.
Одна из первых музыкальных кассет. СССР, 1975 год. Изображение: «Фирма Мелодия» / Discogs
В девяностых фотообложки использовались так же часто, как коллажи, иллюстрации и минималистичная графика. Стиль стал больше зависеть от музыкального жанра, чем от веяния моды. С начала девяностых среди номинантов и победителей премии Grammy в номинации за лучшую упаковку альбома присутствуют совершенно разные работы.
Обложка диска Suzanne Vega, победитель номинации Grammy за лучшую упаковку в 1991 году. Изображение: A& M Records / Discogs
Победитель в номинации Grammy за лучшую обложку в 1996 году. Изображение: Reprise Records / Discogs
Ещё один инструмент, за счёт которого можно было выделиться в эпоху CD — буклет с разворотом и кастомизированная коробка.
Разворот обложки диска Introducing музыканта Dj Shadow, 1997 год. Изображение: Swales92 / Reddit
Крис Биллхаймер — один из немногих известных дизайнеров, заставших эпохи винила, CD и диджитала. Карьера Криса началась в конце восьмидесятых с дизайна плакатов и пластинок.
При создании обложек я избегаю дизайн-трендов, чтобы проект не символизировал конкретный год или период, за исключением случаев, когда это нужно заказчику. Некоторые графические элементы и типографика ассоциируются с конкретным временем и могут ввести слушателя в заблуждение о том, какой будет музыка.
Я проработал с группами R.E.M. и Green Day 20 лет. Чем лучше я узнавал музыкантов, тем меньше времени занимали поиски дизайнерского решения для каждого нового проекта
Для меня как дизайнера очень важно быть внутри творческого комьюнити. Даже живя в небольшом городе, я общался с теми, кто занимается музыкой, кино и изобразительным искусством
Все эти люди обожают то, чем занимаются.
Крис Биллхаймер,
дизайнер музыкальных обложек
Сайт-визитка Криса Биллхаймера: «Это был самый простой способ показать портфолио». Изображение: bilheimer.com
Один из самых известных в СССР дизайнеров музыкальных обложек Юрий Балашов учился создавать обложки самостоятельно, вдохновляясь книгой Album Cover Album Роджера Дина. До 1988-го он работал в «Мелодии» и изучал каталоги, отправленные в компанию зарубежными студиями. В девяностых Юрий стал рисовать CD-обложки для продюсерского центра Стаса Намина.
Разворот книги Album Cover Album Роджера Дина и Сторма Торгерсона. Изображение: Ozon / Ozon
Дизайн Юрия Балашова для пластинки «Ритмическая гимнастика» студии «Мелодия». Задняя и лицевая сторона. Изображение: Юрий Балашов / «Фирма Мелодия» / Discogs
Юрий — единственный советский художник, получивший Grammy за обложку для CD. Балашов познакомился с американским рок-музыкантом Фрэнком Заппой во время его приезда в Москву. После переезда в США Юрий получил предложение от Заппы создать обложку. Он изобразил гору Джомолунгму, на вершине которой стоит рояль, а из рояля пышет пламя, к которому возможно подобраться только на вертолёте. Работа заняла два месяца.
Обложка альбома Civilization Phaze III, созданная Юрием Балашовым в 1995-м. Изображение: Юрий Балашов / Barking Pumpkin Records
Стэнли Донвуд, дизайнер CD-обложек Radiohead, считает, что диджитализация сделала работу дизайнера проще:
Мы рисовали без возможности нажать кнопку отмены. Всегда была одна попытка, чтобы завершить начатый проект до конца. Из-за больших ошибок пришлось бы всё переделывать. А маленькие детали, которые нам не нравились, мы просто зарисовывали или заклеивали чем-нибудь сверху.