Средневековые дома

Самые старые жилые дома, которые до сих пор обитаемы: где находятся и как выглядят эти здания

Средневековый дом: сакральная жилплощадь

Не столь важен был облик дома. Замок, лачуга, дворец, землянка или особняк — всё это тихая гавань мирной жизни, которую почитали и всегда помнили. Он порой закрыт и недоступен для чужаков, но тем не менее домашний очаг символизировал милосердие и доброту. Конечно же, значение этих понятий было несколько иным. Они соответствовали духу времени: в любой момент к дому мог подойти бедняк или заплутавший путник, которому требовалась помощь. Кусок хлеба или миска похлёбки, данный нуждающемуся был важным шагом на пути к спасению души христианина. Хотя стоящий за порогом дома мог оказаться либо сыном Божьим, либо посланцем тьмы и зла.

Изба

Изба – бревенчатый дом в лесной зоне России. До Х века изба была похожа на полуземлянку, достроенную несколькими рядами брёвен. Двери не было, вход прикрывался поленьями и пологом. В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Изба топилась по-чёрному. Люди спали на подстилках на земляном полу в одном помещении со скотом. С веками изба обзавелась печью, отверстием на крыше для выхода дыма, а затем и трубой. Появились отверстия в стенах – окошки, которые закрывали пластинками слюды или бычьим пузырём. Со временем стали перегораживать избу на две части: горницу и сени. Так появилась изба-«пятистенка».  

Средневековый дом: планировка и дизайн

В эпоху Высокого Средневековья средний размер сельского дома занимал примерно 15 квадратных метров и представлял собой единое пространство. Уже в XIV-XV столетиях стали появляться горизонтальные деления на зоны. Так как застройка была в основном одноэтажной, на чердаке размещались припасы. Стены строились из торфяных блоков, досок, сухого камня или кирпича, у дома был земляной пол и крыша из желобчатой черепицы, соломы и плитняка. Каменный очаг у одной из стен, с навесом или без, единственная входная деревянная дверь из крепких деревянных реек с петлями и задвижками. Окон в основном было мало либо они отсутствовали вообще.

Основная функция такой постройки — сохранить домашний очаг, сберечь жизненно важные запасы и защитить жильцов от погодных условий и внешних раздражителей.

Важно отметить, что такие дома не строились навечно. Из-за легкости стройматериалов фундамент много раз перестраивался, неоднократно проводились реконструкции и реставрации основной площади жилища

Исследуя постройки йоркширской деревни Уоррем Перси, археологи доказали, что дома прошли 9 последовательных стадий изменений за три столетия.

Об образе городских домов лучше всего говорит иконография: средневековых изображений Парижа, Генуи, Сиены, Нюрнберга полно, а вот раскопки в городе не всегда могут дать хороший результат. Плотная застройка предполагала вытянутую форму дома: основная часть выходила на улицу, двор располагался за ней. В постройке стен таких зданий предпочитали использовать камень (если это было возможно). Была и альтернатива: саман, укрепленный фахверком. Крышу старались покрывать шифером или черепицей. В городском доме был подвал или погреб, в который человек мог спуститься только изнутри.

Все отходы отправлялись в сток, который выходил на улицу. Очагов в городском доме было несколько: их добавляли к основному и самому большому, они располагались на разных уровнях и имели параллельные дымоходы. Городские постройки предполагали размещение нескольких семей в рамках одной жилплощади. Например, на втором этаже мог жить хозяин дома, выше — родственники, слуги или арендаторы.

Использование двора напрямую зависело от занятий людей: если на селе это было место для сада или хранения орудий труда, то в городе эту площадь могли оставить под небольшой огород или склад, либо просто забросать двор хламом и отходами.

Средневековый город: дома (часть 1)

В далекие времена Средневековья города были совсем иными, чем сейчас. В них не было ни водопровода, ни канализации, да и искусственного освещения тоже. Планы застройки начали вводиться лишь с XIV века, до этого дома вырастали в довольно хаотичном порядке. Неизменным оставалось лишь то, что центром города считалась площадь с ратушей и собором.

О ратушах и соборах можно рассказать много всего интересного, но мы договорились поговорить о домах, а потому и обратимся к ним.

Улицы, не имевшие поначалу конкретных названий, были узки и темны. Верхние этажи домов выдавались над нижними, бывало, и на несколько футов. У некоторых домов были и выдвигающиеся вперед балконы, построенные по примеру увиденных на Востоке во время Крестовых походов. К слову, обычно потолки второго этажа были самыми высокими, и расстояние между вторым и третьим этажами было куда больше, чем, скажем, между первым и вторым, третьим и крышей или, в более редких случаях, третьим и четвертым.

Долгое время дома в средневековых городах ничем не отличались от домов в деревнях, однако к так называемому Позднему Средневековью (XIV – XV век) городские дома уже приобрели свои специфические черты. Скажем, дом Жанны д’Арк в Домреми – типично деревенский, и в городе такого бы не стояло.

Средневековый дом – это в первую очередь прибежище, ведь недаром же говорят: «Мой дом – моя крепость». Где-то на просторах интернета он был очень хорошо назван «тихой гаванью мирной жизни». Этот факт повлиял на внешний вид домов (например, ставни не только не впускают внутрь свет, но и обеспечивают приватность происходящего внутри), а на внутреннее устройство – даже больше.

Строительный материал зависел от благосостояния отдельно взятого домовладельца. Камень был куда дороже дерева, да и менее пожароопасен, а о городских пожарах в прошлые века было сказано очень многое. Вспомнить хоть великий лондонский пожар в 1666 году (правда, 1666 год – это уже давно не Средневековье даже). А из-за скученности зданий по городу очень легко распространялась всякая зараза, в частности, чума.

Давайте посмотрим, как мог выглядеть дом богатого бюргера. Пусть таких домов в городе было не так уж много, и большинство жилищ выглядело довольно скромно.

«Перед нами трехэтажная постройка с приподнятой черепичной крышей. Последняя спускается не на две, а на все четыре стороны. Наверху стены, закрывая часть кровли, чередуются зубцы, а по углам стоят небольшие шестиугольные зубчатые башенки. Ниже башенок и зубцов тянутся, опоясывая верхнюю часть стены, лепные украшения. Под самым почти орнаментом расположился ряд окон третьего этажа. Расстояние между последним и вторым этажом значительно больше, чем расстояние между третьим этажом и началом кровли. Самые окна второго этажа превосходят окна верхнего этажа. Дверь, ведущая в дом, напоминает наши ворота: в нее может спокойно въехать нагруженный доверху воз. Почти весь фасад дома покрыт различными изображениями: тут нарисованы женщины, занимающиеся пряжей, шитьем, тканьем и другими работами. Изображения, во всяком случае, знаменательные. Они как бы указывают на характер домохозяина и его семьи, целью своей жизни избравших труд. Крепкая дубовая дверь почти вся сплошь обита железом. Тяжелая колотушка в виде головы какого-то зверя висит тут же на цепи».

— К. Иванов, «Повседневный быт Средневековья».

Я уже обмолвилась, что потолки второго этажа были самыми высокими, и данный отрывок мои слова подтвердил. Это явление было связано с некоторыми аспектами внутреннего устройства дома… а с какими именно, я расскажу в следующий раз)

Все тексты в блоге моего авторства, иллюстрации взяты со свободных ресурсов интернета, из источников, не указывающих своих авторских прав (если иное не указано под иллюстрацией). При копировании прошу указывать ссылку на мой блог.

Простой и чистый

Обычное дерево и камень являются наиболее полезными материалами при строительстве в этом стиле, потому что они легко прилипают к реальным зданиям того времени. Знание того, как правильно сочетать их, является ключом к получению максимальной отдачи от стиля, и этот дизайн идеально подходит для этого.

Каменная основа придает всему прочную основу и устанавливает основные материалы, однако она не перегружает дизайн скучным серым цветом. Вместо этого дерево берет верх над дизайном, смешивая свет и тьму, позволяя каркасу и стенам дополнять друг друга. Крыша может быть сделана либо из кирпича, либо из более светлого дерева, но оба имеют сильное чувство цвета, сохраняя при этом верность стилю.

Идет полным ходом

Несмотря на то, что колодцы являются довольно простыми объектами, может быть довольно сложно сделать так, чтобы они хорошо выглядели, как ясно показывают колодцы в деревнях NPC в Minecraft. Это по нескольким причинам. Во-первых, колодцы традиционно круглые, для чего Майнкрафт не совсем приспособлен. Во-вторых, они очень маленькие, и в таком маленьком здании трудно разглядеть какую-либо деталь.

Этот дизайн максимально использует дизайн 3 x 3, используя большое количество маленьких и тонких блоков. Единственный цельный блок во всей конструкции — это каменный кирпич вокруг основания. Во всем остальном используются стены, заборы, полуплиты и даже люки, чтобы все было в хорошем масштабе, не чувствуя себя странным и громоздким. Этот дизайн можно даже масштабировать без особых усилий для тех, кто хочет чего-то более существенного.

Замок Классического Средневековья

XII-XIII вв. в Европе — время расцвета каменного зодчества, а именно — постройки замков романского типа. Постройка имела привычный для нас состав: донжон и крепостные стены.

В Каролингскую эпоху появились бурги — деревянные укрепления на возвышенности, окружённые рвом. Фактически с начала IX века начинается история средневекового замка. Со временем строительство донжона производится только из камня. К концу XII века замки окончательно переходят на камень. Складывается архитектурный ансамбль в целом — можно только посмотреть на Шато-Гайар, который был возведён по велению Ричарда Львиное Сердце у реки Сена. Естественно, стены стали куда выше, а рвы куда глубже. К новому столетию уже отмечается переход к готическому стилю: резцы, декор, уменьшается количество крепостных башен. Постепенно замок переходил в статус резиденции, родового гнезда. Постройку только из камня могли позволить себе исключительно богатые сеньоры: графы, герцоги и, конечно же, монархи.

Шато-Гайар. (Pinterest)

Внешняя ограда замка — это земляные насыпи, рогатки, изгороди, барбаканы и рвы от 10 до 22 метров в глубину. Огромные стены-куртины высотой от 6 до 10 метров и толщиной от 1,5 до 3 метров защищали внутренние постройки замка сеньора. Была и вторая линия обороны со стенами и рвами, которые преграждали путь к главному укреплению — донжону. Самая крепкая часть делилась на этажи при помощи деревянных перекрытий. Вход в неё находился обычно на высоте около 5 метров от земли. На втором этаже находился главный зал со сводчатым потолком, в котором происходили самые важные события в повседневной жизни сеньора: пиры, приёмы вассалов и сюзеренов, а также суды. Выше располагались покои хозяина и его супруги. Четвертый и пятый этажи предназначались для комнат детей, прислуги и гостей. На самом верху располагалась смотровая площадка с деревянными или каменными галереями. Помещение под большим залом использовалось как хранилище, там мог находиться колодец.

Схема замка XII-XIII вв. Вид сверху. (Pinterest)

Если говорить о внутреннем убранстве и мебели, то внутри донжон выглядел довольно скромно и просто. Окна завешивали тканью или использовали плетеную решётку. К наступлению вечера свет исходил от камина, факелов, сальных свечей и масляных ламп: дыма и тепла хватало для согрева обитателей донжона. Но, к сожалению, этих средств было недостаточно в борьбе с сыростью — главной проблемой любого средневекового жилища. Стены украшались гобеленами, а пол был либо из глины, либо из деревянных досок. Каменные плиты — это уже настоящая роскошь. На зиму его обычно утепляли соломой. Шкаф, буфет, сундук, стулья (или просто доски, поставленные на козлы), стол, кровати и хозяйское кресло — вот и вся мебель в жилых помещениях замка. Камин в спальне старались топить постоянно, кровать заправляли при помощи палки — ведь она была довольно широкой и одному человеку с ней совладать было сложно.

Главный зал донжона замка. Реконструкция. (Pinterest)

В целом повседневная жизнь в замке была монотонной. Бурная деятельность наступала в промежутке между праздником Пасхи и Днём всех святых — ярмарки, сбор винограда, мобилизация войска, суды и выплата оброка. В остальное время хозяин и его подданные, сидя в замке, откровенно скучали. Походы, турниры и охота были настоящим спасением. Женщины занимались вышивкой в огромном зале и очень ждали возвращения своих супругов. Отсюда и такая тяга средневекового социума к гостеприимству — привычный ритм жизни с приездом гостей сразу приобретал новые и интересные черты. Один пир в замке сеньора был настоящим феерическим шоу.

Дома в средневековой Европе

«Мой дом – моя крепость». Именно эта пословица как нельзя лучше отражает отношение средневекового человека к своему дому. Самые богатые люди средневековья: короли, герцоги, графы и прочие бароны имели в качестве своих домов крепости и замки в самом прямом смысле, и чем богаче был феодал, тем более неприступным был его дом-крепость. Но какими же были средневековые жилые дома более простых людей, разных ремесленников, селян, купцов, средневековых горожан? Об этом наша сегодняшняя статья.

Не имея возможности жить в настоящих замках, тем не менее, владельцы более простых средневековых домов строили их таким образом, чтобы в этих домах можно было надежно скрыться от внешнего мира. Как писал французский историк Э. Фараль: «Быть увиденным в средневековье означало потерять свободу». Иными словами, дом средневекового крестьянина, как впрочем, и средневекового горожанина (а вплоть до XV века городские и деревенские средневековые дома были практически одинаковыми) был призван, прежде всего, скрыть хозяев от сторонних, любопытных глаз.

Дома средневековья строились из разных материалов, в зависимости от богатства хозяев это могло быть как дерево, так и камень. Правда, деревянные дома, особенно если это были дома средневекового города, таили в себе большую опасность с точки зрения возникновения пожара. И пожары действительно не один раз возникали в средневековых городах Европы, испепеляя значительную часть этих самых деревянных домов. Например, в родном городе автора статьи, Львове случился большой пожар в 1527 году, который в то время уничтожил практически весь город, включая его готическую застройку.

Но самым большим из подобных пожаров, можно считать великий лондонский пожар, который случился в 1666 году.

Великий лондонский пожар, картина неизвестного художника.

Тот пожар уничтожил тогда значительную часть британской столицы, обрушил собор святого Павла, нанес колоссальный ущерб. В целом в тот роковой день в огне погибло 13500 лондонских домов, включая 87 церквей.

Горький опыт с пожарами постепенно приучил людей средневековья, по крайней мере, в городах, ввиду большой сплоченности домов, строить их исключительно из камня.

Экспликация помещений

В проекте Sky Fall предусмотрена следующая экспликация помещений:

1 этаж 106м²

  • Просторный и парадный холл 13м²
  • Гостевая спальня 18м²
  • Гостевая ванная 7м²
  • Котельная 5м²
  • Единое пространство гостиная-кухня-столовая 63м²

2 этаж 94м²

  • Холл и балюстрада вокруг 2-го света 15м²
  • 3 мастер-спальни 23, 27 и 29м² соответственно, каждая из которых имеет отдельные гардеробные и ванные комнаты.

3 этаж 100м²

  • Кабинет 18м²
  • И большая часть мансардного этажа представляет собой зону для свободной планировки с выходом на открытую террасу.

Подробно о помещениях

Для рационального использования всей площади дома количество и площадь транзитных зон в проекте максимально уменьшена в пользу активных, которые включают себя жилые комнаты, кухню и столовую, ванные и гардеробные комнаты. Процентное соотношение активных зон к транзитным составляет 90:10, а в площадях соответственно: активные зоны – 267м² / транзитные — 33м².

В проекте предусмотрено достаточное количество зон хранения: гардеробные ниши, гардеробные комнаты в мастер-спальнях и кухня. Всего зон хранения по 2м этажам 20м² или 70м³.

Разумеется, данный проект не претендует на массовую популярность, т.к. является прямой противоположностью моим флагманским типовым проектам с простой, прямоугольной архитектурой. Все, что можно придумать сложного и дорогого в загородном доме – есть в этом проекте, а именно те архитектурные элементы и фишки, которые характеризуют замок в готическом стиле: главные башни и башенки, шпили и флюгеры, портал и стрельчатые арки, многоугольный эркер и навесная бойница, контрфорсы и зубчатый парапет, консоли, карнизы и другая фасадная лепнина, скульптуры, барельефы и окно-роза.

Данный проект относится к премиальному сегменту, т.к. остановить выбор на нем могут не все. Во-первых, участок обязывает быть с красивой окружающей природой, это может быть близость к лесу или водоему, во-вторых, регламент застройки в поселке и архитектура соседних домов должны быть в соответствующем классическом стиле, в-третьих, для реализации проекта не могут быть использованы дешевые фасадные, кровельные и отделочные материалы. При этом по моему проекту Sky Fall уже построено несколько замков в Ленинградской области и завершается строительство коробки замка в Московской области.

Дом кузнеца

Когда вы думаете о коммерческих зданиях, разбросанных по средневековому городу, кузнец просто необходим. Кузнецы не были обычным явлением в городах, как уверяют СМИ; они часто жили и работали в местных казармах/замках. Тем не менее, это было бы неправильно, если бы рядом с его домом не появился дружелюбный бородатый мужчина, стучащий молотком по раскаленному металлу.

Этот дизайн использует белую и деревянную технику на здании, но строит каменный ярус в нижней части. Это наводит на мысль, что нижний этаж может быть магазином кузнеца, а верхний — местом их проживания. Кроме того, внешняя зона показывает, сколько рабочих мест в игре можно использовать в декоративных целях. Это дизайн, в котором игроки потенциально могут использовать моды, чтобы сделать все это еще более сложным.

Устройство средневекового дома

В отличие от дома античного, дом средневековый не имел следов внутреннего разграничения на мужскую и женскую половины, все там жили вместе. Что же касается внутреннего устройства средневекового дома, то в нем будто бы прослеживается борьба двух начал, одно из которых идет от домов господствующего класса, феодалов, а другое от крестьянского дома.

Влияние замковой архитектуры на городские дома средневековья заключалось в постройке донжонов – если в замках донжон это настоящая башня, то в доме средневекового бюргера он представлял собой тоже своего рода башню, в которой все помещения расположены строго по вертикали и соединены круглой винтовой лестницей. Внизу находилась лавка, на втором этаже – общая комната, зал, где принимают гостей, жилые комнаты хозяев дома, на третьем этаже – комнаты для прислуги, учеников, разные хозяйственные помещения.

Так выглядит схема средневекового дома.

Заметьте, что дома в те времена строились таким образом, чтобы их удобно было защищать, даже если первый этаж дома уже захвачен врагом, хозяева могли продолжать оказывать сопротивление с верхних этажей.

Внутреннее убранство домов средневековья состояло в основном из тканей и деревянных панелей, на которых зачастую имелись разные рисунки, срисованные с рукописей и книжных миниатюр. Часто на стенах висели красивые гобелены и геральдические щиты. В парадном холе находился большой камин, который в холодную пору обогревал весь дом. У богатых горожан камин был украшен скульптурными фигурами.

Средневековый дом внутри, винтовая лестница в наличии.

А тут на фото более простой и аскетичный интерьер средневекового дома.

Окна в средневековых домах были удовольствием не дешевым, так как они облагались налогом, поэтому три и больше окна на фасаде своего дома могли себе позволить только богатые бюргеры. Сами окна застеклялись выпуклыми либо матовыми стеклами, которые с одной стороны пропускали солнечный свет, а с другой ограждали внутреннее помещение от любопытных глаз.

Уникальные особенности

Проект Sky Fall отличают следующие уникальные особенности:

Компактные размеры замка с максимальными габаритами 13,6м х 13,6м.
Оптимальная и комфортная площадь дома 300м².
Просторный зал со столовой общей площадью 63м² с камином, панорамными окнами, эркером и 2м светом.
4 спальни и 4 ванные, из которых 3 мастер-спальни на 2м этаже со своими приватными гардеробными и ванными комнатами, что соответствует премиальному классу загородного жилья, одно из требований которого: для каждой спальни должна своя ванная.
Отсутствие дорогостоящего цокольного этажа. Вместо этого проектом предусмотрена фундаментная плита и 3 более экономичных, комфортных и светлых надземных этажа.
Несмотря на кажущуюся сложность архитектуры, в проекте максимально снижена материалоемкость основных капитальных конструкций, а значит – меньше стоимость строительства коробки замка: 1) Всего 1 внутренняя несущая стена. 2) Все внешние стены, простенки между окнами и места кладки эркеров спроектированы кратно размерам газобетонного блока 400мм х 625мм. В углы эркеров приходят целые блоки. Замок спроектирован в растре блоков не столько для экономии денежных средств, что, кстати, тоже хорошо, сколько для более удобной и качественной кладки. Если реализация капитальной конструкции или узла простая, то, значит, нет места ошибкам, а результат работ будет максимально надежным и долговечным

3) Чтобы панорамное окно в зоне 2-го света стоило адекватных денег, а ее конструкция была надежной, проектом предусмотрена монолитная балка, которая разделяет окно на 2 одинаковые части, замыкая при этом монолитный пояс с железобетонным межэтажным перекрытием.
Углы у большого и малого эркеров выполнены строго под 135°, что важно для последующего простого монтажа водосточных желобов с соответствующими стандартными угловыми элементами.
Лестницы в замках часто проектируют с забежными и травмоопасными ступенями. В проекте Sky Fall удобная маршевая лестница с поворотными площадками.
При желании в проект замка можно включить дополнительные конструкции, как это сделано на объекте в Московской области: гараж на 2 автомобиля, СПА-зона, плавательный бассейн, терраса.

Современный фахверк

Поскольку фахверковая конструкция обладает сравнительной простотой, долговечностью и надежностью, она имеет своих почитателей и сегодня. Из недостатков отмечают подверженность дерева гниению и плесени, а также слабую огнеупорность. Поэтому тренд в европейском строительстве — дома по фахверковой технологии, но с заменой всех деревянных элементов на железобетонные. Современный облик им часто придают с помощью панорамного остекления.

Современные здания «под фахверк» в Пионерском

Также встречается так называемый тип зданий «под фахверк». В этом случае то, что выглядит как раскосы, опоры и стойки, — это в действительности не несущие элементы конструкции, а всего-навсего деревянные планки, наложенные поверх отштукатуренных фасадов. Визуальное сходство достигнуто, но практических преимуществ фахверковых домов эти сооружения не имеют.

Максим Эвальд, ProBaltiku.ru

Фото: Светлана Кравцова

Особняк, достаточно большой для деревни

Для игроков, у которых больше ресурсов, чем они знают, что с ними делать, вот самая сложная задача в средневековом строительстве. Размеры этого здания превышают 100 х 100 х 100 блоков, и, безусловно, потребуется некоторое время, чтобы завершить его, но когда оно будет завершено, это будет зрелище. Не говоря уже о том, что это всего лишь одно из многих огромных зданий.

Хотя это не самый сложный дизайн, детализация каждой из передних стен впечатляет, а то, как все расширения соединяются вместе, красиво. Возможно, самой большой проблемой для этого здания является проектирование интерьера. Игроки могли сделать его массивным и открытым, или это мог быть целый лабиринт для навигации; им может просто понадобиться немного более мощный ПК, чтобы увидеть его во всей красе.

Просмотров:
18 663

Дома в средневековой Европе: общее описание

Не имея возможности жить в настоящих замках, тем не менее, владельцы более простых средневековых домов строили их таким образом, чтобы в этих домах можно было надежно скрыться от внешнего мира. Как писал французский историк Э. Фараль: «Быть увиденным в средневековье означало потерять свободу». Иными словами, дом средневекового крестьянина, как впрочем, и средневекового горожанина (а вплоть до XV века городские и деревенские средневековые дома были практически одинаковыми) был призван, прежде всего, скрыть хозяев от сторонних, любопытных глаз.

Дома средневековья строились из разных материалов, в зависимости от богатства хозяев это могло быть как дерево, так и камень. Правда, деревянные дома, особенно если это были дома средневекового города, таили в себе большую опасность с точки зрения возникновения пожара. И пожары действительно не один раз возникали в средневековых городах Европы, испепеляя значительную часть этих самых деревянных домов. Например, в родном городе автора статьи, Львове случился большой пожар в 1527 году, который в то время уничтожил практически весь город, включая его готическую застройку.

Но самым большим из подобных пожаров, можно считать великий лондонский пожар, который случился в 1666 году.

Великий лондонский пожар, картина неизвестного художника.

Тот пожар уничтожил тогда значительную часть британской столицы, обрушил собор святого Павла, нанес колоссальный ущерб. В целом в тот роковой день в огне погибло 13500 лондонских домов, включая 87 церквей.

Горький опыт с пожарами постепенно приучил людей средневековья, по крайней мере, в городах, ввиду большой сплоченности домов, строить их исключительно из камня.

Ярáнга

Ярáнга – переносное жилище некоторых народов северо-востока Сибири: чукчей, коряков, эвенов, юкагиров. Вначале по кругу устанавливают треноги из жердей и фиксируют их камнями. К треногам привязывают наклонные шесты боковой стенки. Сверху крепится каркас купола. Всю конструкцию покрывают оленьими или моржовыми шкурами. Две-три жерди ставят посередине для того, чтобы подпереть потолок. Яранга делится пологами на несколько помещений. Иногда внутри яранги ставят маленький накрытый шкурами «домик».
 
Мы благодарим Отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга и всех, кто бескорыстно помогает в распространении наших стенгазет. Наша искренняя признательность замечательным фотографам, любезно разрешившим использовать в этом выпуске свои фотографии. Это Михаил Красиков, Евгений Голомолзин и Сергей Шаров. Большое спасибо Людмиле Семёновне Грек – за оперативные консультации. Ваши отзывы и пожелания направляйте по адресу: [email protected] или через диалоговое окошко на сайте к-я.рф.
  Дорогие друзья, спасибо, что вы с нами!

Крестьянский дом: замок сеньора в миниатюре

Рассмотрим средневековую недвижимость рангом пониже: жалкая хижина, которая во всех уголках Европы выглядела почти одинаково. Полностью деревянная постройка — это, безусловно, редкость. Конструкция крестьянского жилища представляла собой каркас из брусьев, который заполнялся саманом — смесью рубленой соломы с глиной. В южных регионах использовали лишь промятую глину. Крыша в большинстве случаев была из соломы, шифер и черепица — удовольствие для зажиточного землепашца. Одна дверь, одно окно с деревянным ставнем. Это было жилище, состоящее из одной комнаты, в которой спали. Также выделялось помещение, где готовили пищу. Кухней или столовой назвать это пространство не поворачивается язык: оно было ничтожно маленьким.

Схема крестьянского дома. (Pinterest)

Абсолютно простая и даже убогая мебель: ларь, по размеру которого определяли насколько хозяин состоятелен, табуретки, две лавки, стол и несколько кроватей. Вместо стола могли использовать старую дверь, которую клали на козлы.

Крестьяне работают у дома. (Pinterest)

Подвалов не делали, а для хранения запасов использовали погреб рядом с домом. Более богатые хозяева использовали гумно. Чердак дома использовали для хранения зерна. Инструменты, посуда и даже домашние животные могли находится в жилом помещении. «Всё смешалось: люди, кони…» — это классическое выражение прекрасно подходит для описания жизни в простом крестьянском доме.

Средневековая деревня. Реконструкция. (Pinterest)

Так что же объединяло эти, с одной стороны, кардинально различающиеся виды недвижимого имущества эпохи Средневековья? Во-первых, скудный интерьер и отсутствие достаточного количества мебели. Во-вторых, монотонная жизнь обитателей замка и крестьянского дома фактически ничем не отличалась (кроме как угощениями на столе).

И, конечно же, крестьяне не проводили много времени дома — зимой и летом их ждали трудовые будни. Сельское население часто перемещалось с места на место, меняя пастбища и поля, тем самым оставляя свой дом надолго пустующим.

История и распространение фахверка

Фахверковая конструкция, согласно историческим источникам, зародилась еще в X–XI веках в Европе. Каркасные дома возводились в лесистой местности, а росту качества зданий немало способствовало кораблестроение: морские плотники отлично умели соединять балки в разных конфигурациях.

Одно из старейших фахверковых зданий находится в немецком городе Кведлинбурге. Историки датировали его 1347 годом.

Кведлинбург, Германия, самый старый фахверковый дом (фото: Torsten Maue, Flickr.com) 

Широкое распространение технология получила только в XV–XVI веках. Постепенно стали строить и многоэтажные дома, что было актуально для густонаселенных городов. А к традиционному дизайну стали добавлять черты барокко, готики и ренессанса.

Лидерство по количеству каркасных домов подобного плана всегда удерживала Германия. Считается, что зародился фахверк именно там: на это намекает и немецкое название. В Германии сейчас есть интересный туристический маршрут «Немецкая фахверковая улица». Улицей, впрочем, это назвать сложно: маршрут протянулся на 2000 км по территории Баварии, Тюрингии и Нижней Саксонии. Всего в Германии выделяют три основных разновидности фахверка: фраконский, нижнесаксонский и алеманский.

Фото: Siggy Nowak, Pixabay

Постепенно фахверк распространился по другим странам. Сегодня много подобных сооружений можно встретить в Австрии, Франции, Бельгии, Чехии и Прибалтике, включая Калининградскую область.

Фахверк в Зеленоградске Калининградской области

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дизайнерские решения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: