Праздники — религиозные и не очень
Как уже было сказано, мусульманство — исконная вера татар, и они следуют и утренней молитве, и всем мусульманским правилам. Не едят свинину и соблюдают религиозные праздники. Традиционный Рамазан проходит в строгости, а вот в Курбан Байрам многие татары даже не работают — их отпускают на выходные. Этот праздник — явление милости Аллаха. Когда пророк Ибрахим готов был принести в жертву самое дорогое для него — маленького сына, Аллах отменил эту жертву. Это была проверка веры.
В Курбан Байрам татары приносят в жертву барашка, и сразу же зажаривают на вертеле.
А еще в Татарстане есть праздник, который не особо связан с мусульманством. Это веселый сабантуй, что-то типа русской Масленицы. Празднуют сабантуй весело, подают национальные блюда — пироги эчпочмаки, баранину, сладости и кашу «боткасы», которую варят в большом котле на всех. Наряжаются, проводят игры и соревнования.
Праздник этот посвящен началу посевного сезона — зарождению нового урожая и новой жизни. И в наши дни Сабантуй празднуется на национальном уровне, каждый год в березовом лесу под Казанью.
Татарский плов
Опиум для народа
В начале 1930-х годов обе самарские мечети — на улице Обороны и на Чкаловском спуске — были закрыты. После окончания Великой Отечественной войны, когда отношение к религии со стороны власти несколько смягчилось, мусульмане Куйбышева обратились в горисполком с просьбой о возвращении им здания на улице Обороны, где тогда размещался детский сад №55. Однако, они так и остались без ответа.
Община пыталась самовольно построить мечеть на земельном участке по Глухому переулку, №4 (ныне — Плотничный переулок в Постниковом овраге). Решением народного суда Ленинского района здание было снесено как незаконное.
Соборная мечеть на Чкаловском спуске. 1937 год
Следующая попытка самовольного строительства мечети была предпринята на территории татарского кладбища и также оказалась безуспешной. В конце 1950-х годов мусульмане пытались получить в пользование здание, принадлежавшее ликеро-водочному заводу — Арцыбушевская, 23.
Не имея возможности построить/получить здание под мечеть, мусульмане Куйбышева (в 1940-1960-х годах) производили моления в частных домах, большей частью расположенных в татарской слободе, по обеим сторонам Молодогвардейской (от улицы Маяковского до Полевой).
Мусульманская община города была официально признана в 1967 году, тогда же у нее появился официальный молельный дом по адресу: Малый тупик, 127.
Торговая персоналия
От времен экспедиции Палласа перемещаемся к столь любимому нами рубежу XIX-XX веков, когда Самара была хлебной житницей империи и «русским Чикаго». Среди многочисленных в ту пору купцов нашлось место и татарам, в частности известному «ломовику» (перевозчику крупногабаритных грузов) Махмуду Баишеву (1872-1943 гг.).
В раннем детстве его семья переехала в Самару из Кузнецка (Саратовской губернии). Отец держал ломовой обоз, выполняя функции перевозчика крупных грузов — хлеба, леса, стройматериалов. С 16 лет Махмуд Баишев, после смерти отца, продолжил его дело. Развитие бизнеса шло по принципу связанных производств. Карета, кузница, мастерские — обслуживали извоз. Склады, сеновалы служили местом хранения товаров, перевозимых с места на место.
Баишев освоил и инновационную для того времени нишу. Он в 1914 году стал владельцем второй в городе таксомоторной конторы, совершавшей маршруты «Троицкий рынок — Губернская больница (ныне — Пирогова)». Также Махмуд Баишев был заметным общественным деятелем. Он координировал строительство мечети на Оренбургском спуске (открыта в 1913 году), был гласным городской думы, активно поддерживал идею строительства трамвая и был в числе пассажиров его первого рейса. В годы Первой мировой войны Баишев был уполномоченным по делам турецких военнопленных на территории нашей губернии.
С 1899 по 1918 годы Махмуду Баишеву принадлежал дом на улице Дворянской (ныне — Куйбышева, 50).
Первые татарские купцы в Самаре
Первыми из татар торговые дороги в Самарский край проложили купцы из центральных губерний империи, в частности касимовские татары. Петр Паллас, посетивший наш край в 1769-1770 гг., в «Экономических заметках» писал: «Зимою собираются в Самару торгующие касимовские татары, которые наперед при Яике выменивают у киргизцев (казахов — прим.авт.) и калмыков мерлушки (густой, с крутыми завитками мех из шкуры ягненка в возрасте до 2 недель — прим.авт.) и сюда привозят, потом они разбирают оные, и находящиеся близ города калмыкам отдают выделывать и шить из них тулупы, а после сего отвозят в Москву и другие города».
Экономика должна быть экономной
Именно в Самаре в 1908 году стал издаваться первый в стране экономический журнал на татарском языке. Назывался он «Икътисад» (в переводе — «экономика»).
В перечне материалов журнала, помимо общих (экономика, промышленность, торговля), выделяются частные разделы (банковское дело, страхование, медицина). В особый раздел можно отнести статьи, посвященные религии. Регулярно, почти в каждом номере публиковались материалы под рубрикой «Дела самарские».
Редакция журнала располагалась в мечети на Казанской (Алексея Толстого, 61А), а вот типография — в Оренбурге, так как в нашем городе не было шрифтов на арабском языке. Редактор журнала Мухаммет Муртазин в 1911 году добился разрешения открыть неподалеку от мечети книжный магазин «для торговли русскими и иностранными книгами на разном языке». Дом по улице Венцека, в котором он находился, был разрушен в 1990-х годах.
В 1913 году по распоряжению правительства журнал был закрыт.
Современные трактовки
При помощи использования татарского стиля можно создать в доме модный этнический интерьер. Смешение стилей позволяет для оформления комнат выбрать самые красивые вещи и природные материалы. Дом в татарском стиле привлекает своеобразным, выделяющимся декором, экзотикой и в то же время практичностью. Татарские мотивы можно легко вводить и в другие современные направления в дизайнерском искусстве. Частью общего интерьера могут стать предметы народного творчества, особые сочетания цветовой палитры, запоминающиеся узоры на подушках, коврах, покрывалах.
Современные татарские интерьеры – это не простое использование шаблонов и следование культурным традициям. Не обязательно повторять все то, что принято было в татарских домах на протяжении веков. Так, в городской обычной квартире нельзя сделать два отдельных входа для женщин и мужчин. Строго говоря, это сейчас и не нужно.
Великая битва
Последняя наша находка связана не с татарами, но с мусульманами. Как мы знаем, на территории Самарской губернии в 1391 году произошла одна из самых значимых битв Средневековья между Тимуром и Тохтамышем. Но оказывается, что пятью веками ранее наш край также мог быть ареной глобального противостояния двух сверхдержав.
VIII век был отмечен противостоянием Арабского халифата и Хазарского каганата, которые неоднократно воевали друг с другом. Одна из самых главных битв этого военного противостояния могла проходить на территории ни много ни мало Самары. Такое мнение высказывает археолог Дмитрий Сташенков, написавший одну из глав этой книги.
В 737 году состоялся поход арабского полководца Мервана ибн Мухаммеда, будущего халифа, в центральные земли Хазарии. Несмотря на то, что в арабских источниках сохранились несколько упоминаний об этом событии, о точном направлении похода до сих пор ведутся споры. Часть исследователей считают, что ареной сражений служил бассейн реки Дон. А археологи и историки М.И.Артамонов, С.А.Плетнёва и С.Г.Кляшторный считали, что решающие события этой войны произошли на Волге.
В их трактовке события выглядят следующим образом. Собрав 150-тысячную армию, Мерван двинулся к хазарской столице ал-Бейла. Хазарский каган, с запозданием узнавший о начавшемся арабском походе, по левому берегу Волги двинулся на север для формирования армии из вассальных и союзных племен. Мерван отправился за ним в погоню по правому берегу, разорив территорию, занятую народом, который разные источники называют буртасами или сакалибами. <…>
Некоторое время обе армии шли параллельно друг другу. Наконец арабская армия переправились на другой берег Волги, где в крупном лесном массиве среди гор и долин уничтожила не ожидавшую нападения хазарскую армию. После этого кагану пришлось заключить мир с арабами, одним из условий которого являлось принятие каганом и его окружением ислама.
Если идти от низовий Волги, то первый крупный лесной массив, в котором 40-тысячная армия могла не заметить начавшейся переправы арабской армии, находится около современной Самары. Имеющимися в описании горами могут быть Сокские горы — отроги Жигулевских гор. Таким образом, поход Мервана вполне мог завершиться в районе Самары.
Читайте по теме:
— История мусульман Самары в одном таймлайне
— Самарский муфтий о том, что такое настоящий халяль
Обложка взята здесь.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»
Яркая жизнь
Татары исповедуют мусульманскую веру, но при этом никаких черных одежд их женщины не носят. Наоборот, даже в быту у татар очень много ярких красок. Это и сундуки, в которых принято хранить приданое — они ярко-красные или зеленые. И скатерти ручной вышивки, покрывала и шторы. Только вот ни на коврах, ни на полотенцах у татар никогда не фигурируют изображения людей и животных — это запрещает ислам. А вот узоры могут быть самые замысловатые.
В доме татар нет икон, но есть специальное место, типа алтаря. Называется это «шамаиль» — на специальной подставке лежит лист из Корана и обереги от злых духов.
Татарская эклектика в действии
Напоминать татарский дизайн могут небольшие детали, которые прекрасно вписываются во многие популярные сегодня направления.
Современный стиль хай-тек может содержать татарские орнаменты, вырезанные из акрилового, цветного пластика или металла. В интерьер такое изделие органично вписывается как панно на стене или рамка для зеркала. Национальный орнамент можно использовать в квартирах и в качестве картин.
Татарский дом – это и множество красок, так татары пытались компенсировать унылый пейзаж за окном. Обилие цветов легко вписывается и в другие этнические мотивы. Так, яркие подушки и мозаика из кожи отлично сочетаются с удобными индийскими креслами и диванчиками, пуфами из Японии, статуэтками из стран Африки. Самостоятельно вышитые скатерти, ручные или кухонные полотенца хорошо выглядят рядом со скандинавским стилем в интерьере.
Богемному стилю вполне подойдут множество небольших подушек, яркий текстиль с национальными узорами, натуральный ковер и домашняя утварь. Квартира-студия, оформленная по принципам минимализма, преобразится, если оборудовать ее саке и табыном. Национальный орнамент легко использовать и в белоснежных интерьерах – в каменных барельефах, оконных витражах.
Любят татары и золото, разные украшения с камнями, серебро. Использовать можно бежевые оттенки, которые создают теплую атмосферу и помогают расслабляться после трудовых будней. Профессиональные дизайнеры могут создать гармонию пространства и с применением ярких красок. Особенно хорошо насыщенные сочные оттенки, применяемые в татарском дизайне, смотрятся на кухне, в гостиной, общей столовой.
В интерьер в английском стиле органично вписываются старинные сундуки, они прекрасно соседствуют с другими восточными предметами. В спальне вполне мотивам стиля будет соответствовать балдахин с вышитым на нем орнаментом. Яркие узоры можно использовать и на стенах (чтобы не утомить зрение обилием красок, лучше всего так оформить одну часть комнаты).
Текстиль и традиционно используемые предметы быта с татарскими орнаментами на сегодня достаточно сложно купить. Однако при большом желании некоторым дизайнерам удается и с использованием современных материалов воссоздать неповторимую этническую атмосферу в доме.
https://youtube.com/watch?v=avdD2EqnEsU
Вопрос происхождения
До сих пор остается дискуссионным вопрос этногенеза (происхождения) волго-уральских татар. На сей счет есть три основные версии.
Булгаро-татарская, согласно которой этнической основой татар являются булгары и тюркизированное местное финно-угорское население. Основные этнокультурные традиции и особенности современного татарского (булгаро-татарского) населения сформировались в период Волжской Булгарии (X-XIII веков), а в последующее время (периоды Золотой Орды, Казанского ханства и Русского государства) они претерпевали лишь незначительные изменения.
Тюрко-татарская, в ней в качестве ключевого момента этнической истории татарского народа рассматривается период Золотой Орды, когда на основе пришлых монголо-татарских, местных булгарских и кипчакских традиций сложились новая государственность, культура, литературный язык и татарское этнополитическое сознание.
Татаро-монгольская, она основывается на представлениях о переселении в Восточную Европу кочевых татаро-монгольских племен, которые, смешавшись с местными степными народами и приняв в период Золотой Орды ислам, создали основу нынешней татарской государственности и культуры.
Живописная Россия
В книге приводится отрывок из сборника «Живописная Россия: Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении». Он вышел в Санкт-Петербурге в 1901 году и содержит весьма любопытные описания тогдашней жизни российских татар.
О женской красоте: «Татарки, красивые собой, также не редкость, но, к сожалению, многие из них портят свою красоту: густо намазывают лица белилами и румянами, сурмят брови и ресницы, чернят зубы и красят ногти».
О еде: «Питаются татары лучше не «только остальных поволжских инородцев, но и русских. Татарин — большой любитель поесть и на пищу тратит большую часть своего бюджета, чем его соседи других народностей; мясом он лакомится чаще своих соседей. <…> Очень любят белый хлеб, который покупают при малейшей возможности, и едят с чаем, до которого также больше охотники.
Татарским лакомством служит обыкновенное кухонное коровье масло, которое намазывают на хлеб и едят. При употреблении мяса требуется, чтобы животное было заколото непременно татарином; свинина татарам запрещена Кораном. Вино татарам также запрещено; зато разрешен „бальзам», под видом которого нередко идет обыкновенная водка; часто вино заменяется и пивом (кабацким), которое пришлось татарам особенно по вкусу».
О работе: «В физическом труде отличаются большой силой и необыкновенной выносливостью; на волжских пристанях считаются самыми лучшими крючниками и грузчиками, свободно таская на себе тюки с тяжестями по 12—18 пудов. Но, в общем, татарин, сибарит по натуре, любит и предпочитает всему легкий труд, особенно торговлю, к которой он, подобно еврею, чувствует большую склонность и способность. Стоит татарину скопить несколько рублей, как он пускается в торговлю. Торгуют татары решительно всем, чем только можно, и с большим уменьем и выгодой для себя. Многие из них скоро обогащаются; в Казани есть татары-миллионеры. Некоторые отрасли торговли в крае монополизированы татарами, как, например, торговля фруктами, скупка по деревням яиц, скупка в городах старья („шурум-бурум»). Не ограничиваясь торговлей на местах, татары отправляются даже в отхожие промыслы по торговой части: всем известны столичные скупщики старья („халат-халат») и ресторанные лакеи».
Женский вопрос
Раз уж мы упомянули о Золотой Орде, давайте остановимся на одном из весьма любопытных аспектов ее социального устройства.
Совершенно особое положение по сравнению с другими странами Востока в Золотой Орде занимали женщины. В документах часто встречается слово хатун, т.е. женщина, жена, причем тем самым этому слову придается социальное значение. (известный арабский путешественник XIV века — прим.ред.) в своих заметках пишет: «В этом крае я увидел чудеса по части великого почета, в котором у них (у татар — прим.ред.) женщины. Они пользуются большим уважением, чем мужчины».
А аль-Омари (арабский историк XIV века — прим.ред.) отмечал следующее: «Право, мы не видели в наше время, чтобы женщина имела столько власти, сколько имела она, да и не слышали о подобном примере за близкое нам время…»
Особенно примечательны сведения о том, что одна из самых влиятельных ханш — по имени Тайдулла. Она имела право даже выдавать ярлыки русским митрополитам, в том числе в 1361 митрополиту Алексию.
Картина Якова Капкова «Святитель Алексий исцеляет ханшу Тайдулу»