История Меншиковского дворца
Изначально на набережной Васильевского острова должна была расположиться зимняя резиденция государя Петра Великого, но русский император не одобрял бытовую роскошь, поэтому территорию под строительство дворца подарил своему фавориту. В отличие от государя, светлейший князь А. Меншиков обожал роскошь и богатство, поэтому сразу заказал проект будущего здания в стиле, именуемым в истории петровским барокко.
Интересно, что уникальный проект, разработанный иностранными архитекторами, воплощали в жизнь русские умельцы и строители. Дворец Меншикова строили крепостные крестьяне светлейшего князя, собранные по всей территории России, к работе привлекали нанятых специалистов из Суздаля и Ижоры. Великолепный по своей красоте особняк первоначально был тёмно-серого цвета мокрого асфальта.
Усадьба считалась не только княжеской резиденцией: в стенах дворца проводились дипломатические приёмы, важные переговоры, устраивались пышные празднества. Пётр Великий именовал особняк Посольским домом, часто приезжал сюда на званые обеды и торжественные пиры. Здесь праздновали свадьбу царевич Алексей с принцессой Шарлоттой Софией, а также императрица Анна Иоанновна, мужем которой стал герцог Курляндский.
После революции, уже в советские годы, в особняке расположилось Военно-политическое училище. Перед началом войны, в 1941 году, дворец был занят 1-м Юридическим институтом и Военно-транспортной академией РККА. Спустя много лет была проведена масштабная реконструкция всего дворца, после чего, в 1981 году, уникальное здание стало филиалом главного музея Северной столицы — Эрмитажа.
Немного истории о деревянном здании дворца
За несколько лет до постройки дворца Меншикова рядом с этим местом располагался деревянный дворец, конструкция которого возводилась с 1704 года и часто подвергалась изменениям — территорию необходимо было надежно защитить от продолжавшихся мелких набегов шведов, все еще претендовавших на земли. Финальная отделка была закончена лишь в 1710-м году. Здание имело П-образный план, два этажа, высокое крыльцо, ведущее сразу на второй уровень, и парадный подъезд в виде специально прокопанного канала Невы, также перед входом был бассейн. Постройка стала первым в череде зданий для сановников высших чинов, над ней работали лучшие мастера, в том числе знаменитые архитекторы: старший Растрелли и Трезини (косвенно).
Архитектурный облик дворца
Меншиковский дворец строился на широкую ногу. Занимающий очень высокое положение его владелец не скупился на качестве строительного материала и на его доставке. Из-за границы везлись дорогие и популярные отделочные материалы.
Интерьеры Меншиковского дворца
Как уже говорилось, дворец создавался в стиле петровского барокко, который отличается некоторой эклектичностью, совмещающей формы различных европейских архитектур конца 17 — начала 18 века. Это объясняется тем, что архитекторы в петровские времена были в основном иностранцами, и при выполнении заказов в России, они вольно или невольно использовали те архитектурные приемы, которые были свойственны в их странах.
Простые объемные построения с четкими членениями фасадов, отсутствие архитектурных излишеств – это основные параметры при определении стиля петровского барокко, и все они ярко прослеживаются в выполнении трехэтажных фасадов Меншиковского дворца. Русские черты в архитектурный облик вносили непосредственные исполнители – русские мастера всех строительных специальностей, включая столяров, каменщиков, плотников, художников и т.д.
Главный фасад
Парадность и красоту главного фасада, смотрящего на Неву, подчеркивали пилястры с каменными капителями и аттик, вычурные фронтоны боковых ризалитов и мансардная изломанная крыша. Особое значение отводилось портику из деревянных колонн под мрамор, над которым расположен оркестровый балкончик для музыкантов, играющих при встрече приплывающих к небольшой дворцовой пристани гостей.
Меншиковский дворец со стороны Невы в начале 18 века (макет)
Пристроенные боковые двухэтажные корпуса замкнули дворцовую постройку в четырехугольник. Первый этаж дворца занимали служебные комнаты, парадные сени (вестибюль) и Большие палаты. Главный вход (сени) был оформлен очень парадно. Роскошь и богатство владельца сразу же бросались в глаза. Античные статуи, живописные полотна, декор интерьера – все показывало высоту положения хозяев дворца.
Большие сени Меншиковского дворца
Рядом с сенями находилась Кардегардия – специальное помещение, где посетители могли подождать приема в окружении почетной охраны. Большие же палаты первое время были местом официальных приемов.
Кардегардия
Массивная дубовая лестница вела на второй этаж в княжеские покои.
Парадная лестница
Второй этаж был предназначен для проживания княжеской семьи, поэтому там находились личные покои князя, его жены, сестры жены Варвары и т.д., пышные залы и анфиладные галереи. Здесь много интересных и уникальных комнат, в которых погружаешься в атмосферу далекого петровского времени, его быта, культуры и ауры.
Ореховый кабинет
Прекрасны Покои Варвары — все в изразцах и гобеленах, с богатой кроватью и пышным интерьером. Поражает оформление многочисленных кабинетов: Орехового, Морского, Китайского, Красного. Многие залы оформлялись мрамором в античном и итальянском стиле.
Китайский фарфор
Наличие скульптур, итальянских шпалер, ковров, мебели из ценных пород дерева и всевозможный декор представляли новый уровень в развитии дворцового строительства в России. Некоторые помещения отделаны изразцовой голландской плиткой, причем не только стены, но и потолки!
Голландская плитка
В обширной меншиковской Прихожей, служившей ему и кабинетом, и столовой, и приемной, можно увидеть рабочую обстановку первого губернатора Петербурга. Ассамблейный большой зал предназначался для популярных ассамблей Петра Первого, которые тот проводил при отмечании различных выдающихся событий.
Бальный зал Меншиковского дворца
Уникальный Ореховый парадный кабинет отделан деревом редких пород с бронзовыми вставками и аппликациями из панциря черепах. Здесь любил сидеть Петр Первый и играть в шахматы шахматными фигурами из янтаря за шахматным столиком ручной работы.
В Меншиковском дворце есть что посмотреть, чему удивиться и чем восхититься. Сегодня в нем находятся уникальные сохранившиеся предметы петровской эпохи. Это и очень редкие экземпляры декоративно-прикладного искусства, оружие, книги, астрономические приборы, живописные полотна и прочее.
Памятник Меншикову
Как музей Эрмитажа Дворец Меншикова работает по его режиму — все дни кроме понедельника с 10.30 до 17.30.
Ораниенбаум. Заснеженный парк и интерьеры Большого Меншиковского дворца
Павильон «Катальная горка» Как с нее скатывались и как далеко катились представить трудно.
На качельках качаться прохладно.
Снова Катальная горка
От павильона отходит такая огромная аллея. Судя по всему скатвались именно в этом направлении
Китайский павильон. Что в нем китайского не понятно. Наверное внутреннее убранство)
Он же. Зимой закрыт.
Павильон «Китайская кухня»
Арка ведет во внутренний дворик
Возвращаемся из внутреннего двора к главному входу
И наконец залы дворца!
Красиво конечно, но очень пёстро) Мне бы за неделю такая комната надоела
Ну и закончился осмотр дворца комнатушкой прислуги, которая соседствует с господской спальней.
Капитальная реставрация
Впервые дворец Меншикова подвергся капитальной реставрации в конце 19 века, затем, вплоть до 1966 года, здание лишь слегка ремонтировали, но за что-то капитальное не брались. В 1966 году все же началась еще одна масштабная работа над историческим памятником архитектуры. После реставрации особняку был возвращен первоначальный вид, а сам комплекс был передан под опеку Государственного Эрмитажа. В 1981 году в здании открылся Меншиковский дворец-музей, где бережно сохраняются прекрасные интерьеры того времени, предметы быта, доспехи, одежда, произведения искусства и множество прекрасных вещей мастерской работы.
Интересные факты
Меньшиков всерьез интересовался инженерией, что нашло отражение в планировке здания. Первый вариант не предполагал крыльца с «землей», и всех встречали только у речной пристани, возле которой для оркестра возвели специальную лоджию. После смерти императора он был перестроен в приточное сооружение, ставшее первым понтонным мостом в Санкт-Петербурге. Сейчас на его месте проезжая часть Университетской набережной.
Дворцовые сады охранял отдельный гвардейский полк, живший на первом этаже. У них была своя оружейная, кухня и туалеты. После размещения кадетского корпуса гауптвахту упразднили, полностью уничтожив первоначальный завод. Восстановить его до первоначального вида не удалось, но сегодня часть атриума отведена под выставку арсенала того времени: сабли, стальные кирасы и мушкеты.
В одном из служебных помещений стоит настоящий токарный станок на пружинном механизме. Согласно официальной эрмитажной легенде, Петр сам любил у него работать, отдыхая от государственных дел: он вырезал мелкие детали корабельной оснастки, так как когда-то проходил обучение в Голландии. Миф не имеет материальных подтверждений, но эту версию не стоит подвергать сомнению — она так популярна у посетителей музеев.
Сохранившиеся колонны двора не мраморные: они деревянные внутри и расписаны только под камень. Это было сделано для того, чтобы хоть как-то сэкономить на колоссальных затратах на строительство. На парадном крыльце колоннаду венчали скульптуры древнегреческих муз и богов — они были снесены в 19 веке, но теперь масштабные фигуры выставлены в одном из первых залов, рядом с макетом первоначального здания.
Гостиные и офисы по-прежнему остаются старинными сокровищами. Затем в имиджевом зале висит единственный портрет Петра Великого в образе бога войны Ареса. Рядом, на комоде, стоят скромные органные часы, сделанные лондонским часовщиком в 18 веке. Сюда приехала уникальная выставка, которую хранит Таврический дворец; Считается, что музыкальный хронометр был подарен князю Потемкину одним из британских послов.
Некоторые залы дворца используются для временных и передвижных выставок. Например, периодически здесь проходит выставка старинных печей — с 17 по начало 20 века. Среди необычных предметов, не подходящих под музейный формат, можно отметить старинный пресс для монет и штампов, выставленный в сувенирной лавке.
История создания архитектурного шедевра
Шел 1710 год. Еще не закончилась Северная война, и впереди были годы победных баталий со шведами. Однако в те времена люди способны были сочетать разрушение и созидание. Вернувшись в новую столицу после очередных громких побед, светлейший князь и генерал-губернатор А. Д. Меншиков замыслил невиданное по размаху строительство.
На берегу Невы на Васильевском острове решено было построить дворец, достойный второго человека в государстве. Для такой ответственной работы был приглашен из Европы известный архитектор Д. Фонтана и процесс начался.
Задуманный в стиле итальянских палаццо дворец Меншикова представлял собой грандиозное сооружение, раскинувшееся от Большой до Малой Невы, и являлся вызовом придворному обществу. Никто из окружения государя не посмел бы замахнуться на такие масштабы, кроме светлейшего князя. А он был уверен в своих возможностях.
Фото и описание
Залы и интерьеры Меншиковского дворца
Пётр Великий, отличавшийся скромностью в быту, восторгался княжескими палатами своего фаворита. Шикарный особняк Меньшикова украшали гобеленовые обои, позолоченные хрустальные люстры, огромные венецианские зеркала, мебель, украшенная фамильными гербами, столы с позолоченными ножками. Дворцовые стены были украшены великолепными картинами и скульптурами, были отделаны мрамором и бархатом.
Внутренние помещения расположились в виде длинной анфилады, декорированы они по западному стилю ажурной лепниной, стены в каждом зале отделаны шёлком, в них расположены большие окна с мелким стеклом. Поражает воображение множество светильников и огромные хрустальные люстры. А вот внутренние ставни на них, печи из кирпича, деревянная резьба стали русскими элементами в общем интерьере.
Парадный вестибюль дворца удивлял гостей своей торжественностью и богатым, нарядным обликом. Первый этаж был целиком отдан под служебные помещения. На втором этаже располагались покои княжеской семьи, парадные комнаты и огромные залы. Двусветный зал использовался для приёмов, здесь устраивали торжественные встречи иностранных дипломатов, пировали и веселились, празднуя победы в Северной войне.
Стены зала украшает позолоченная лепнина, в его торце расположились уникальные часы-орган, выполненные из красного дерева, создателем которых был английский мастер Уильям Уинроу. Во время празднеств играл оркестр и пел хор крепостных. Здесь проводились Петровские ассамблеи, во время которых гости танцевали и общались. Существовал своеобразный дресс-код: гости одевались по-европейски, мужчины были гладко выбриты.
В Большом зале находились 14 позолоченных напольных подсвечников, украшенных фигурами купидонов, на полотке располагались хрустальные люстры от австрийских мастеров. Здесь проходили заседания Военной коллегии. Столовая декорирована китайскими обоями из шёлка, помещёнными в дубовые рамы. Снизу стены отделаны плиткой, в центре расположился шкаф-горка, покрытый красным лаком и расписанный в китайском стиле.
Ореховая комната украшена уникальным панно, сделанным из персидского ореха и декорированным позолоченным орнаментом. Здесь же стоят массивные напольные часы в корпусе из ореха от английских мастеров. Великолепный декоративный плафон был расписан известным художником из Франции Ф. Пильманом. В комнате принимали императорскую семью, здесь проходили секретные переговоры с дипломатами.
Большая палата служила для торжественных приёмов именитых гостей. Стены зала отделаны шпалерой XVIII века, на которой изображены эпизоды из жизни царя Македонии Персея. Возле дальней стены огромного зала расположилась статуя Аполлона. В самом центре зала на богато украшенной персидской скатерти стоит уникальная серебряная лохань, которая предназначалась для льда.
Интересные факты:
Территория на Васильевском острове для строительства резиденции была пожалована ближайшему сподвижнику императора Петра I — А. Д. Меншикову после окончания Северной войны со Швецией. На этом месте в 1710 году было построено первое каменное здание в Санкт-Петербурге — Меншиковский дворец, и хотя большинство строительных работ было завершено уже к 1714 году, отделка внутренних интерьеров продолжалась почти до 1727 года. Усадьба протянулась через весь остров — от Большой до Малой Невы, кроме самого дворца здесь располагались церковь Воскресения, деревянный Посольский дворец, двухэтажные палаты секретаря Меншикова, бани, медоварня, хлебопекарня, кузница и регулярный сад. Дворец очень нравился Петру I, не имевшему собственной парадной резиденции, поэтому он часто организовывал в доме Меншикова свои ассамблеи — пиры и торжественные обеды, также здесь игрались сановные свадьбы, например, царевича Алексея и будущей императрицы Анны Иоановны.
Дворец стал ярким выражением архитектурного стиля «петровское барокко». Главный фасад украшали пилястры с каменными капителями и аттик со скульптурами, боковые ризалиты были декорированы фронтонами с позолоченными княжескими коронами и вензелями. По верху дворца была сделана высокая мансарда «с изломом». По центру главного фасада был устроен портик из деревянных колонн под камень, а над ним — лоджия для оркестра, который встречал прибывавших в город по Неве гостей. Интересно, что к самому дворцу был даже подведен от реки специальный канал, заканчивающийся прудом, чтобы лодки могли причаливать прямо к парадному входу.
Интерьер дворца создавался с использованием самых дорогих материалов, многие из них привозились из-за границы. В отделке широко использовалась скульптура, мрамор, золото, серебро, лепнина, керамическая плитка и роспись. Отреставрированные помещения — Ореховый кабинет, анфилада парадных комнат, Большая палата, Большие сени, Кардегардия — являются примером внутреннего дворцового убранства начала XVIII века.
После того, как А. Д. Меншиков в 1727 году был осужден за казнокрадство и отправлен в ссылку, его дворец отошел в собственность казны. Почти сразу же здание с земельным участком передали Кадетскому корпусу. Для нужд образовательного учреждения были построены новые корпуса, а сам дворец получил более упрощенный внешний вид — исчезли мансарда и нарядный центральный аттик.
Реставрация Меншиковского дворца началась только в 1966 году, а в 1981 году дворец стал филиалом Государственного Эрмитажа, и в нем разместилась экспозиция дворянского быта России петровского времени.
Меншиковский дворец включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.
Адрес: г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, 15. | |
Меншиковский дворец на карте: |
Как добраться: Дворец находится на Васильевском острове вдоль южного берега между Кадетской линией и Филологическим переулком. Ближайшая станция метро — «Василеостровская». Наземный транспорт — остановки «Университет», «Университетская набережная». |
Летний дворец Петра I
Летний дворец Петра I, построенный в 1710–1714 годах, был образцом для строительства домов «зело именитых» особ. Разве что отделка фасада и внутренняя планировка отличала царский дворец от домов его сановников.
Двухэтажное каменное здание было построено на голландский манер по проекту Доменико Трезини. Фасады здания выглядят изысканно — их украшают терракотовые барельефы — иллюстрации сражений в Северной войне, выполненные Андреасом Шлютером. Внутренняя планировка дворца отличается простотой — в нем всего четырнадцать небольших комнат и две кухни. Современники находили дворец неподходящим для царской резиденции, один из послов назвал его «жалким домом, нисколько не соразмерным со всем остальным». По его словам, Летний дворец был «до того тесный, что зажиточный дворянин, наверное, не захотел бы поместиться в нем». После смерти Петра во дворце жили как члены императорской семьи, так и царские сановники.
Фото и описание
Санкт-Петербург строился во время Северной войны как форпост России на
Балтийском море. Но несмотря на то, что война требовала огромного напряжения
всех сил страны, в новом городе возводились не только оборонительные сооружения,
но и гражданские постройки. На левом берегу Невы по повелению Петра Первого
строится резиденция государя, включающая Летний дворец и регулярный сад.
Одновременно с этим, на Васильевском острове, который государь подарил своему
любимцу, первому губернатору Санкт-Петербурга Александру Даниловичу Меншикову,
началось возведение резиденции светлейшего князя Ижорского, которая стала еще
более грандиозным сооружением. По размерам и красоте дворец в чем-то даже
превосходил жилище царя.
На берегу Невы был выстроен трёхэтажный корпус с флигелями. Небольшой двор
был окружен открытой галерей. Подражая европейским вельможам, «полудержавный
властелин» приказал разбить около дворца огромный регулярный сад с фонтанами,
античными скульптурами, оранжереями. Рядом с дворцом была сооружена и
собственная пристань.
Изначально архитектором дворца Меншиков выбрал итальянца Доменико Фонтана. Но
затем к проекту присоединились Трезини, Растрелли, Маттарнови, Леблон.
Строительство велось 17 лет до 1727 года. Летний дворец царя Петра и
Меншиковский дворец стали первыми каменными жилыми постройками Петербурга.
На Неву выходит парадный фасад дворца с высоким нарядным крыльцом, ведущим на
второй этаж, считавшийся главным. Меншиков, стремящийся окружить себя роскошью,
не жалел средств на убранство и благоустройство своего дома, старался устроить в
нём всё на современный европейский манер. Внутренние комнаты дворца были
невысоки, но с большими застеклёнными окнами и дверями. Они были украшены
живописью, отделаны шелком, деревянными резными панелями, фаянсовыми плитками,
которые Меншиков получал в подарок от голландских купцов, так как в России они
даже не производились.
На втором, главном, этаже располагался Большой (Ассамблейный) зал. Первый же
этаж дворца использовался для осуществления государственных обязанностей его
хозяина. Тут находились приёмные помещения, большая зала для официальных
мероприятий, комната для дежурных матросов и гребцов, кордегардия, различные
мастерские, парадная поварня. В цокольном этаже были погреба и жильё для слуг
князя. Пётр I часто использовал дворец для приёма иностранных послов. А в
Ассамблейном зале проводились «петровские ассамблеи», на которых присутствовало
иногда до 200 человек. Всем приглашенным полагалось быть в европейской одежде, а
мужчины были обязаны приходить сюда без бород.
В 1727 году, уже после смерти Петра I, Меншиков был обвинен в казнокрадстве и
государственной измене и сослан в Сибирь. Дворец же поступил в государственную
казну, и сначала использовался как склад, а в 1731 году был перестроен
архитектором Трезини под нужды Сухопутного Шляхетского корпуса, который с 1800
года получил название Первого Кадетского корпуса, и находился в этом здание
вплоть до 1918 года.
В двадцатых годах XX века во дворце размещалась Военно-политическая академия.
В 1937 году здание было передано Военно-Транспортной академии (ныне это Военная
академия тыла и транспорта). Некоторое время в отдельных помещениях дворца
функционировал 1-й Юридический институт. Во время блокады Ленинграда здесь
располагался военный госпиталь.
Меншиковский дворец: что рядом?
Меншиковский дворец находится в относительной близости от следующих
достопримечательностей этого региона
В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует
принять во внимание условную близость объектов.
Музей-архив Д.И. Менделеева
~ 0.4 км
Пaмятник М.В
Лoмoнoсoву
~ 0.5 км
Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств
~ 0.7 км
Сфинксы на Университетской набережной
~ 0.7 км
Лютеранская церковь Святой Екатерины
~ 0.7 км
Кунсткамера — Музей антропологии и этнографии
~ 0.7 км
Медный всадник – памятник Петру I
~ 0.8 км
Историко-археологический музей «Ниеншанц»
~ 0.8 км
Меншиковский дворец. Экскурсии
Если вы интересуетесь историей, хотите больше узнать об эпохе Петра и о дворцовых интерьерах, возможно, стоит взять экскурсию по Меншиковскому дворцу.
Так сложилось, что экскурсии по дворцу Меншикова возможны только по предварительно оставленным заявкам, но это не является большой проблемой — вы всегда можете пересечься с вашим гидом у входа, договориться о времени с ним или сами оставить заявку на сайте и узнать о возможности проведения мероприятия в конкретный день. Продолжительность лекции об истории дворца, его жителях и интерьерах в среднем составляет около часа. За это время вы обойдете большую часть комнат, услышите много полезной и занимательной информации и фактов, о которых не могут сказать картины и стены. Стоимость экскурсии варьируется в зависимости от количества человек в группе, но совершенно точно одно: чем больше группа, тем меньше стоимость для каждого ее члена. Так что, если собираетесь сэкономить, советуем объединиться с другими желающими — так вы и себе, и другим упростите жизнь и немного поднимете настроение.