Релаксационная сенсорная комната
Для создания уютной и комфортной обстановки в нее входят мягкое покрытие в виде настенных матов и напольных матов. Принять удобную позу и испытать приятное ощущение невесомости поможет мягкая форма, традиционный круглый пуфик, необычный пуф-котяра, терапевтическое кресло-качалка. Яркие детские подушечки с гранулами привлекут в сенсорную комнату малышей, а сухие бассейны в разнообразной комплектации сделают времяпрепровождение детей не только полезным, но и весьма увлекательным.
Для создания удивительной сказочной атмосферы рекомендуем использовать изделия с фибероптическим эффектом. Теперь увидеть звездное небо, радужный дождь, золотистый фонтан, веселое облако и множество других спецэффектов можно, не покидая родного садика.
Для зрительной стимуляции в светлой сенсорной комнате предлагаем установить подвешенную подвижную конструкцию в виде зеркального шара с мотором, стимуляцию тактильных ощущений можно получить с помощью специальной установки сухой душ.
Провести интересные игры с элементами арттерапии поможет световой планшет для рисования песком.
Приборы для ароматерапии помогут насытить воздух приятными ароматами полезных эфирных масел. Чтобы малышам было легче дышать, можно также воспользоваться ионизатором.
Для воспроизведения успокаивающей музыки или звуков природы стоит использовать музыкальный центр. Добиться желаемого эффекта поможет оборудование от известных, надежных брендов.
Важный элемент сенсорной релаксационной комнаты — мягкое освещение, для создания которого можно использовать различные варианты: светильник-пламя, разноцветные световые пуфы, интерактивные световые шары, многофункциональные световые проекторы.
Готовые решения релаксационных тёмных сенсорных комнат: https://www.kid-edu.ru/catalog/igrovoe_oborudovanie_i_uchebnye_posobiya/oborudovanie_dlya_sensornykh_komnat/gotovye_resheniya/
Цели и возможности сенсорной комнаты
Что такое сенсорная комната и для чего она нужна?
Главные цели комнаты психологической разгрузки с сенсорным оборудованием – это пробудить чувства человека, дать ему заряд энергии, обучить его и поспособствовать развитию. Это особенно актуально для:
-
детей, имеющих нарушения здоровья;
-
детей и взрослых с ОВЗ;
-
взрослых, потерявших навыки и функции вследствие травм и заболеваний;
-
пожилых людей;
-
представителей профессий, предполагающих серьезные психологические и физические затраты организма.
Занятия в сенсорной комнате помогут ребенку:
начать интересоваться окружающей средой, познавать мир;
расслабиться и пребывать в хорошем настроении;
адаптироваться в коллективе, стать более общительным и дружелюбным;
развить воображение и фантазию;
сконцентрироваться на учебе;
научиться управлять своим телом и дыханием;
улучшить речевые навыки;
стать уверенным в себе;
развить моторику, внимание, мышление, восприятие.
Взрослые люди посещают сенсорную комнату, чтобы:
-
расслабиться;
-
преодолеть стрессовые жизненные ситуации;
-
улучшить эмоциональное состояние;
-
восстановить душевные силы;
-
развить мелкую моторику рук;
-
повысить самооценку;
-
улучшить координацию движений;
-
справиться с бессонницей;
-
отвлечься от повседневных проблем.
Получается, что такие положительные возможности сенсорной комнаты могут значительно улучшить состояние детей и взрослых:
-
страдающих нервными и соматическими заболеваниями (требуется консультация специалиста);
-
имеющих психологические расстройства (требуется консультация специалиста);
-
находящихся в состоянии стресса;
-
с нарушениями поведения;
-
с ослабленными сенсорными функциями (к которым относятся зрение, слух, осязание);
-
с задержкой речевого и психомоторного развития;
-
страдающих мышечным напряжением;
-
с поражением ЦНС;
-
с дисфункциями опорно-двигательной системы;
-
с диагностированной легкой формой аутизма;
-
заикающихся;
-
при энурезе;
-
при нервном тике.
Ограничениями и противопоказаниями для посещения сенсорных пространств являются глубокие формы умственной отсталости, эпилептический синдром, аллергические и инфекционные болезни в активной стадии. В любом случае, если есть малейшие сомнения в своих силах или состоянии здоровья – лучше проконсультироваться с врачом.
Светлая и темная сенсорные комнаты
Проект сенсорная комната для нашего напряженного мира с его бешеным бегом и постоянным стрессом важен для детей, чья неокрепшая психика неспособна противостоять самостоятельно внешнему воздействию. Впитывая, как губка, всю окружающую среду, ребенок нуждается в снятии избыточного напряжения и негативного влияния. Оба вида сенсорных комнат – светлая и темная – положительно влияя на психическое состояние, развивают моторику, помогают обострить восприятие реальности.
Светлая сенсорная комната
В светлых сенсорных комнатах оборудование значительно отличается от темных. Сухие бассейны для активных игр, батуты и гигантские яркие мячи, качели и туннельные модули со спортивными элементами – все это помогает ребенку научиться быстро и правильно реагировать в нестандартных ситуациях. Занятия в светлой сенсорной комнате – это игра с позитивом, несущая огромный энергетический положительный заряд. В детском саду или школе чаще всего оборудуются именно светлые сенсорные комнаты. На основе такого решения в развлекательных центрах устанавливают для детей аттракционы с лестницами, мягкими батутами и сетками, пластиковыми шарами. Эти комнаты дают родителям возможность спокойно насладиться покупками, пока ребенок занимается и играет в такой комнате.
Темная сенсорная комната
Сенсорная темная комната имеет иное направление действия. Целью такой комнаты является восстановление эмоционального состояния и расслабление. Темные комнаты чаще устраивают с оздоровительной и коррекционной целью. Их можно найти в школах-интернатах для детей с отклонениями в развитии.
Оборудование сенсорных темных комнат:
- декоративные световые панели;
- мягкие массажные модули;
- световые шнуры и фонтаны;
- интерактивные модули.
Сенсорные ощущения при исследовании ребенком такой комнаты восстанавливают его внутреннее равновесие, убирают негатив. Новые навыки самообладания и избавление от агрессивности достигаются ощущением волшебного мира такой комнаты, особенно при общем влиянии музыки и ароматерапии. Особенно важны занятия в темной сенсорной комнате для детей с нарушениями зрения, а световые яркие пятна в темноте стимулируют зрительные рецепторы, глазные мышцы и нервные окончания.
Цвет в детской комнате
Каждый из основных цветов спектра оказывает определенное воздействие на психоэмоциональное и физиологическое состояние ребенка. Цветом можно успокоить ребенка, снять стресс, зарядить энергией, восстановить силы.
Теплые цвета – желтый, оранжевый, красный – действуют возбуждающе, стимулируют все чувства, мозговую деятельность, аппетит. Эти цвета эффективны при лечении меланхолии.
Холодные цвета – синий, голубой, зеленый – успокаивают и расслабляют, снижают мускульное напряжение, успокаивают пульс и дыхание. Снимают стресс, создает внутреннюю силу и гармонию.
Для основного цвета стен детской комнаты лучше выбрать нейтральный цвет бежевой гаммы. Бежевые кремовые оттенки или оттенок желтой охры в сочетании с желтым или оранжевым в оформлении детской комнаты создают приятное ощущение тепла и гармонии.
В цветовом оформлении можно соблюдать сезонность. Например, в зависимости от сезона менять текстиль: шторы, подушки. В зимнее время – использовать тёплые тона и избыточное освещение, чтобы восполнить недостаток красок и стимулировать чувства. Весной и летом – прохладные синие, зелёные краски, цвета морской волны и песка, зелени и фруктов.
Для дополнительной сенсорной стимуляции органов зрения можно использовать
“сухой дождь” – шелковые цветные ленты спускающиеся вниз, словно струи воды, лоскутки ткани, разные по текстуре, цветные карточки, интерьерные наклейки, зеркало из ударопрочного мягкого пластика.
Интерьер и оборудование для сенсорной комнаты и комнаты для релакса
Интерактивные сенсорные панели потребуются для интерактивных игр, причем вместе с интеллектом развивается и музыкальное восприятие живой природы, и зрительного эфффекта. Для творческого человека полезно вбирать в себя то, что создано искусственным путем, чтобы воображение рисовала дополнительные картины продолжения игры света и теней.
Для взрослого человека такие сенсорные комнаты – необычный интерьер, для которого хочется создать парочку аксессуаров, например новую форму бассейна, который наполняют не мягкими шариками, а изделиями из вспененного полиуретана.
Попробуйте минут 5 смотреть на настенное панно с эффектом уходящего вглубь пространства. сверхъяркие светодиоды рассеивают зрительные рефлекторы так, что кажется, будто вас засасывает в бесконечность. Так учат подавлять свои страхи и находить выход из тупиковой ситуации.
Воздушно-пузырьковые колонны необходимы для любой сенсорной комнаты, так как релакс оболочным воздухом довольно быстро приводит в порядок нервную систему. Попробуйте взяться руками за пластиковую трубу и подниматься вместе с пузырьком, насколько позволяет высота колонны. Ну, как вам эффект вытягивания? Забыли про свои невзгоды? Вот это и есть релакс воздухом.
Терапевтические задачи комнат для развития сенсорики
Сенсорные комнаты, оборудованные для применения в медицинских и образовательных учреждениях, предназначены прежде всего для развития функций нервной системы, отвечающих за правильную реакцию организма на внешние раздражители. Стимулирование анализаторов, в качестве которых выступают органы зрения, обоняния, осязания, слуха, вестибулярной системы, приводит к образованию новых нервных клеток и их связей в мозге ребенка.
Сенсорные комнаты, оснащенные специализированным технологическим оборудованием, устанавливают для решения ряда терапевтических задач:
-
Уменьшение внутренней тревожности, обретение состояния покоя и уверенности в себе.
-
Усиление функций ослабленных органов.
-
Коррекция реакций вегетативной нервной системы, устранение расстройств неврологического характера.
-
Помощь в восстановлении организма после болезни.
-
Заряд позитивными эмоциями, создание благоприятного эмоционального фона.
Сенсорные комнаты применяют не только с целью успокоения и расслабления, но и для ярко выраженного стимулирующего, а также тонизирующего результата. Конечный эффект зависит от применения разных стимулов, в качестве которых выступают свет, цвет, звук, запах, тактильные компоненты.
Оборудование для сенсорной комнаты
Раньше было многим известно такое понятие как «комната психологической разгрузки», но научная мысль пошла дальше. Желание людей получить психологическую помощь и заряд положительной энергии заставило внедрить новейшие научные достижения в психологические практики, из чего и родились сенсорные комнаты. Исследования в области свето- и ароматерапии, музыкального и цветового воздействия на психику человека позволили соединить все полученные знания и результаты в одном специально оборудованном помещении, которое дает комплексный и удивительный результат.
Основное оборудование сенсорной комнаты
- Аудиовизуальное оборудование, декоративные световые панели и электронные приборы управления комплексом.
- Позиционное оборудование, включающее в себя бескаркасную мебель – маты и мягкие кресла, подушки и экспериментальные модули, подстраивающиеся под форму человеческого тела, снимающие физическое и психическое напряжение и достигая максимальной релаксации.
- Оборудование и панели, развивающие сенсорные ощущения – мячи-гиганты, массажные мелкие предметы.
- Зеркальные элементы с фибероптической подсветкой, помогающие стимулировать тактильные и зрительные рецепторы.
- Звукоанимированные тактильные панно для детских сенсорных комнат позволяют создавать интересные объемные картины, пользуясь собственным замыслом или по уже отработанной схеме.
- Удивительны фонтаны света из светодиодных шнуров. Великолепное решение для темной сенсорной комнаты в сочетании со звездным небом и расслабляющей музыкой.
Зрительные эффекты сенсорной комнаты
Система освещения в сенсорных комнатах – главное условие благоприятной обстановки. Мягкий приглушенный свет создает приятную и спокойную обстановку.
- Верхний свет не должен быть ярким и бьющим в глаза.
- Отражение и преломление света, появление «зайчиков» на потолке или стенах – все это достигается при помощи стеклянных предметов, отражающих свет. Это могут быть гирлянды, зеркальные шары, позволяющие играть со световыми лучами.
- Необычные эффекты освещения создают флуорисцентные обои и картины, плазма-шары, меняющиеся световые картины на стенах. Дома можно включить обычный проектор, или при выключенном свете, или приглушенном свете вывести на экран монитора меняющиеся картинки, что создаст подобный положительный эффект как и от дорогого оборудования.
Музыкальное сопровождение сенсорной комнаты
Для музыкального сопровождения совсем необязательно использовать дорогие приборы. Достаточно обычного музыкального центра или компьютера со стерео колонками. Какая музыка более всего подходит для релаксации в сенсорной комнате?
- Классические спокойные произведения.
- Специальные миксы для релакса.
- Медитативная музыка.
- Звуки природы: капли дождя, звуки моря, звуки леса, пение птиц и крики дельфинов.
- Колокольный звон.
- Звон хрустальных или металлических подвесок для релаксации. На них можно направить вентилятор, который будет создавать звук ветра и заставлять подвески слегка позванивать.
Ароматерапия в сенсорной комнате
Идеальным дополнением для релаксации и отдыха станут ароматические масла, имеющие разное назначение: тонизирующее, стимулирующее иммунитет и расслабляющее. Аромасвечи, аромалампы или ароматические подвески с сухими травами сделают свое дело – изменят настроение, улучшат эмоциональное состояние.
Для тонизирования организма подойдут ароматы, улучшающие работоспособность, дающие прилив сил и энергии:
- грейпфрута;
- апельсина;
- бергамота;
- лимона;
- лимонника.
Для расслабления используйте запах, устраняющий депрессивное состояние, неврозы и перевозбуждение:
- мяты;
- мелиссы;
- лаванды.
Для стимуляции иммунитета подойдут эфирные масла:
- эвкалипта;
- аниса;
- ромашки;
- чайного дерева;
- хвойные масла.
Задачи
В сенсорной комнате можно проводить занятия, направленные на решение двух задач:
- релаксацию, снятие напряжения;
- стимуляцию работы ЦНС.
Первая функция важна для психически здоровых людей, которым требуется временная эмоциональная разгрузка. Вторая необходима людям с задержкой психического развития, речевыми или двигательными расстройствами.
Для людей с аутизмом и повышенной тревожностью посещение разгрузочных тренингов обязательно, поскольку занятия помогают:
- снизить уровень тревожности;
- повысить уверенность в себе;
- улучшить работу когнитивных функций;
- избавиться от бессонницы;
- предотвратить появление панических атак;
- снять мышечные спазмы;
- улучшить общий эмоциональный фон;
- снизить приступы агрессии;
- укрепить общее психологическое состояние.
Регулярное посещение дает результат уже через 2–3 месяца. Лучше всего она воздействует на детей. В период активного развития психических функций ребенок подвержен внешнему негативному влиянию. Занятия помогают убрать его последствия. Дети, проходящие психологическую разгрузку, быстрее и легче усваивают учебный материал.
Взрослые, у которых когнитивные функции снижены из-за физиологических изменений, отмечают пользу воздействия комнаты. Они быстрее восстанавливаются после травм, достигают ремиссии при наличии хронических заболеваний.
Работа в сенсорной комнате
Сенсорная комната призвана дарить ощущение безопасности и безмятежность, спокойствие и радость. Комплексное воздействие на нервную систему и чувства необходимо для людей с проблемами в развитии и для социальной адаптации после длительного стресса с нарушениями психоэмоционального равновесия, в период реабилитации в посттравматический период.
Работа в сенсорной комнате предполагает проведение лечебных сеансов под наблюдением специалиста, создается программа для сенсорной комнаты.
Пространство сенсорной комнаты можно разделить на две половины: релаксационный и активационный блок.
Релаксационный блок в сенсарной комнате
Релаксационный блок оборудуется сухими бассейнами, фонограммами и цветными дисками. Начинаются сеансы с погружения человека в сухой бассейн, помогающим полностью расслабить мышечные ткани. Постепенно меняющиеся цвета шариков, красочные картины на стенах, успокаивающая музыка погружает посетителя в атмосферу покоя. Эта процедура создает нужный настрой, психотерапевт в это время начинает свою работу.
Активационный блок в сенсорной комнате
Активационный блок с сухим бассейном для активных игр, интерактивным оборудованием, сенсорными панелями и мобайлами создает ощущение праздника, все вокруг привлекает внимание, поддерживает внимание и интерес к окружающей действительности. Эффект усиливается подвижными конструкциями, стимулирующими активность, так необходимую детям для полноценного развития моторики
Музыка в детской комнате
Научные исследования подтверждают, что спокойная и гармоничная музыка снижает уровень возбуждения, способствует повышению работоспособности и лучшему усвоению материала. Эффект достигается, если музыка звучит не громко, а в фоновом режиме. Для создания спокойной атмосферы в комнате подойдут классическая музыка, музыка для релаксации, звуки природы.
Классическая музыка создает чувство психологического комфорта, способствует развитию интеллекта и творческих способностей ребенка. Если вы хотите способствовать развитию своего ребенку – сами слушайте спокойную музыку, тем самым вы привьете ребенку любовь к спокойной и гармоничной музыке с ранних лет.
Для дополнительной сенсорной стимуляций органа слуха – музыкальные инструменты (металлофон, бубен, колокольчики), совместное пение, прослушивание звуков природы – журчание воды, пения птиц и т.д.
Дополнительное оборудование для создания сенсорной среды дома:
— Ионизатор воздуха – аппарат, предназначенный для обогащения воздуха отрицательно заряженными ионами. Применяется для очистки воздуха от пыли и вредных микроорганизмов с целью получения общего оздоровительного эффекта;
— Кресло-пуфик с гелевыми шариками — способствует тактильной стимуляции тела. Гранулы, наполняющие пуфик, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя расслаблению за счет легкого точечного массажа;
— Сенсорная тропа – дорожка для тактильной стимуляции ног. Тактильную дорожку можно сделать своими руками из ковролина или другой плотной ткани, на которую с помощью липучек прикрепить мешочки с разными наполнителями. Ходьба босиком по таким «кочкам» полезна для развития тактильного восприятия, координации и профилактики плоскостопия;
— Большой контейнер с песком, мелкими камушками или крупой — игры с песком и другими сыпучими материалами способствуют развитию тактильной чувствительности рук и мелкой моторики;
— Массажные мячи и валики;
— “Сухой бассейн” с шариками
Комплексное воздействие на все органы чувств позволяет в короткие сроки справиться с конкретной проблемой, восполнить запас жизненный энергии.
Сенсорная развивающая среда — это гармоничная атмосфера, в которой ребенок не только расслабляется и отдыхает, но и познает новые ощущения, заряжается энергией для активной деятельности. Это волшебное место, где можно попасть под сухой дождь, пройтись босиком по кочкам, послушать шум грозы и пение птиц, рассмотреть звездное небо. Этот волшебный мир можно создать своими руками, для этого требуется лишь желание создать необыкновенное чудо из обыкновенных вещей.
Специально для сайта www.BabyRoomBlog.ru
советы психолога-практика, специалиста в области детской психологии
Елены Чернышовой
Активационная сенсорная комната
Дизайн активационной сенсорной комнаты предполагает комплектацию, способствующую стимуляции функций нервной системы. Развитию тактильных ощущений способствуют акустические настенные панели для рук, волнистые тактильные дорожки для ног, универсальные тактильные дорожки из составных модулей, воздушно-пузырьковые трубки с виброэффектом.
Затейливые блики на поверхности стен и потолка, забавные солнечные зайчики, различные световые эффекты, полученные путем преломления света — все это заслуга световых приборов, обладающих светооптическими свойствами. Категория представлена светозвуковыми панелями и панно, прожекторами разных цветов. Использование в оформлении зеркальных шаров и декоративных гирлянд усиливает световые эффекты, создает сказочную обстановку.
Необходимым дополнением при организации активационных сенсорных комнат служит музыкальное сопровождение с тонизирующим эффектом. Здесь подойдут оперы Моцарта, вальсы, электронная музыка. Для их воспроизведения не требуется специальной аппаратуры, достаточно купить хороший музыкальный центр.
Улучшить психоэмоциональное состояние и здоровье в целом помогают массажные мячики, терапевтические мячи различной формы, коррекционно-развивающие материалы, мягкие массажные диски.
Описанные выше компоненты позволяют создать атмосферу праздника, а значит, маленькие посетители станут веселыми, активными, довольными и здоровыми.
Педагогические результаты проекта
Педагогические результаты можно рассматривать в двух аспектах: результаты от использования сенсорной комнаты и результаты, полученные от выполнения детьми проектной деятельности по созданию комнаты.
Результаты от использования самих объектов сенсорной комнаты: изменение эмоционального состояния детей, раскрытие каналов восприятия, освоение новых способов восприятия информации.
Для изучения эмоционального состояния можно использовать цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников. В рисунках и цвете учащиеся могут выразить то, что им трудно сказать словами в силу недостаточного развития самосознания, рефлексии и способности к идентификации. Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.
Остановимся подробнее на результатов организации проектной деятельности детей совместно с родителями.
В процессе работы над проектом у детей формируются умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Также работа над проектом направлена на развитие развитие общих способностей, основанной на комплексном подходе с использованием кинесиологических и телесно-ориентированных упражнений, конструктивной деятельности. цветовоздействия. В процессе развивающей групповой работы формируются в игровой деятельности и конструировании УУД – личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные универсальные учебные действия:
— внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной — действительности и принятия образца «хорошего ученика»; — способность к самооценке на основе критериев успешности; — установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках.
Регулятивные универсальные учебные действия:
— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные универсальные учебные действия:
— строить сообщения в устной и письменной форме; — осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; — осуществлять синтез как составление целого из частей; — устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; — строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; — осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Коммуникативные универсальные учебные действия
— адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; — допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; — учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; — формулировать собственное мнение и позицию; — договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; — задавать вопросы; — контролировать действия партнёра; — аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Таким образом, в результате работы над проектом у учащихся формируются и развиваются необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли. Пособие для учителя /Под. Ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2008.
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – ЦКФЛ РАО, 1997, с.12
Зрительная сенсорная стимуляция
Продумайте систему освещения. Приятную обстановку создаёт приглушённый свет, поэтому в вашей люстре (или светильниках) должна быть возможность регулировки яркости света или переключатели. Для подачи разноцветных световых «зайчиков», интересных детям, развешиваются различные виды гирлянд, стеклянные предметы, шары, зеркала, разрешающие «поиграть» со световым лучом — отражать и преломлять. Необычные эффекты дают стеклянные плазма-шары с «молниями», сферы, флюоресцентные картины, интересные проекторы (радуги, океана, звёздного неба). Часть оборудования вполне реально сделать своими руками. Здесь можно разместить аквариум с водорослями, улитками и разноцветными рыбками
Наблюдение за обитателями «маленького водоёма» расслабляет, дети познают природу, концентрируют своё внимание на разных элементах. Рекомендуется подвесить цветные ленточки, если на них будут дуть воздушные потоки от вентилятора, то они будут колыхаться, отвлекая от мыслей, успокаивая
Другие видеоэффекты возможно показывать с помощью проектора или компьютера. Ещё в качестве зрительных стимуляторов можно использовать цветные карточки, наклейки, цветные лоскутки.