Уголок экспериментирования в детском саду: варианты оформления по фгос для средней, подготовительной, старшей, младшей группы

Детское экспериментирование как средство познавательного развития

Работа с детьми

Данный вид деятельности является обязательным для детского сада. Грамотное ведение соответствующей действительности вместе с хорошим предметным оснащением значительно повышают когнитивные способности детей и готовят их к переходу на следующую ступень образования.

Малыши любят экспериментировать

Детей необходимо ознакомить с целями занятий в экспериментальном уголке. Всего существует несколько видов деятельности в данной сфере:

  • эксперименты в виде игр;
  • моделирование;
  • опыты.

К сведению

Также важно научить детей не только проводить непосредственно эксперимент, но и приходить к определенному результату, формулировать его. Это можно сделать путем ведения специального журнала исследований. 

Отличным вариантом проведения экспериментов и опытов является вовлечение родителей в соответствующую деятельность дошкольников, так как детям будет психологически комфортно и интересно демонстрировать свои результаты.

Детское экспериментирование как средство познавательного развития является неотъемлемым этапом образовательной деятельности в дошкольном учреждении. Оно позволяет значительно развить ребенка, дать ему необходимые навыки жизни в обществе, а также позволяет узнать много нового об окружающем ребенка мире. К тому же именно такая форма исследования наиболее интересна для детей, так как предполагает их непосредственное вовлечение в процесс познания, дает им возможность увидеть происходящее своими глазами и сделать выводы о результатах исследования.

Правильно построенная программа занятий по экспериментированию и укомплектованный экспериментальный уголок позволят детям дошкольного возраста получить огромное количество полезных умений и навыков, которые пригодятся им в жизни и в дальнейшем образовательном процессе.

Уголок экспериментов в младшей группе

Характеристики разных предметов — самая доступная и познавательная сфера.

Что нужно для комплектации ДОУ для самых маленьких? Как вы думаете? Очень полезно работать с сыпучими природными материалами. Педагоги нередко дают деткам задания на извлечение семян тыквы или подсолнуха, проанализировать различия между разными семенами, показать, где они изображены на фото.

Замечали ли вы, как любят детки лепить куличики в песочницах? Между прочим, такое действо помогает им развивать наблюдательность, дает возможность ребятишкам понять, как работать с этим материалом, развивает моторику.

Очень эффективны упражнения, при которых детям задаются вопросы о вкусах. Например, какая манная каша: сладкая или соленая? Какая соль по вкусу, а какой сахар?

Требования к содержанию уголка

Дизайн экспериментального уголка в садике оформляется согласно ФГОС.

Стандарты

Согласно ФГОС уголок экспериментирования должен обладать следующими характеристиками:

  • надлежащее расположение (освещенность, наличие свободного пространства);
  • доступность (ребятам дается возможность взять необходимые для эксперимента материалы);
  • безопасность (необходимо проговорить технику безопасности, должна быть соответствующая визуальная информация, уголок необходимо безопасно оформить).

Паспорт уголка экспериментирования

Воспитатель ответственен за подготовку паспорта экспериментального уголка. В нем должны содержаться параметры оснащенности, расположения, наполнения, украшения, учитываться факторы развития исследовательского поведения ребенка, опыты должны быть подробно расписаны. Также паспорт должен содержать цели и задачи кружка, формы его проведения, а также те упражнения и эксперименты, которые в нем проводятся.

К сведению. В паспорте указываются на обязательной основе следующие данные: название, номер группы и возраст детей в ней, цели и задачи, меблированная оснащенность, материальная база, дидактические материалы, база данных опытов.

Название

Выбранное название обязательно должно быть близко и понятно детям. Оно должно быть связано с положительными эмоциями. Для малышей рекомендуется выбирать названия, связанные с их любимыми героями, для детей постарше — с научной тематикой.

Повышение квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений

К сведению. Лучше всего предоставить детям возможность выбрать название для экспериментального уголка самостоятельно. Классическими названиями служат следующие: «Хочу все знать!», «Знайка», «Познавайка» и другие.

Уголок развивает детей

Средства оформления

Наглядные материалы обязательно должны присутствовать в оформлении экспериментального уголка. Это могут быть плакаты, приборы, информационные стенды, презентации, книги и любые другие информативные материалы.

Уголок экспериментирования в детском саду

Маленькие «почемучки» ежедневно задают огромное количество вопросов. Им интересно абсолютно все: почему идет дождик, почему дует ветер, почему светит солнце… В доступной форме объяснить маленькому ребенку суть природных явлений и закономерностей, рассказать о причинах и следствиях происходящего — задача не из простых. Конечно, можно постараться рассказать или показать, а можно провести эксперимент. Именно этим и занимаются малыши в детских садах в, так называемом уголке экспериментирования.

Содержание и оформление уголка экспериментирования в детском саду и других ДОУ

Народная мудрость гласит: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Именно поэтому детское экспериментирование имеет огромное значение в процессе развития дошкольников. Экспериментальная деятельность расширяет кругозор, учит устанавливать причинно-следственные связи, пробуждает любознательность, учит наблюдать, размышлять и делать выводы, а также соблюдать правила безопасности.

Для оформления уголка экспериментирования используют различный материал и приборы, а именно:

  • природные материалы, такие как: песок, опилки, камни, ракушки, шишки, желуди, сухие листья;

некоторые пищевые продукты, к примеру, соль, сахар, мука, крупы, также семена растений;

тематические пособия, книги обучающего характера;

приборы для проведения опытов. В зависимости от возраста малышей, используются: пробирки, магниты, лупы, микроскопы, весы, шприцы без игл, пипетки, деревянные палочки, резиновые груши, линейки и сантиметровые ленты;

также цветная бумага, картон, ножницы, ткани, обрезки кожи, мех;
резиновые игрушки, контейнеры для хранения различных сыпучих и не сыпучих материалов используемых для оформления уголка экспериментирования и прочее;

пищевые красители, гуашь;
для малышей старшей группы в уголке помещают схемы и таблицы с алгоритмами проведения опытов.

Помимо материальной базы, очень важно правильно обустроить уголок экспериментирования в ДОУ. Так должно быть отведено место для приборов, учебной литературы, дневника наблюдений, проведения опытов, хранения материалов

Также в процессе оформления должны учитываться и другие требования

К примеру, при подборе оборудования для уголка экспериментирования в ДОУ, необходимо брать во внимание уровень развития и возраст малышей. Кроме того должны быть соблюдены меры безопасности и санитарные нормы, а каждый малыш ознакомлен с правилами поведения и порядком проведения эксперимента

Работа с детьми средней группы

В этом возрасте детки уже вдоволь наработались с песком и другими сыпучими материалами, а потому важно выйти на новый уровень развития. Он позволяет развить у ребенка чувство времени

При этом задействуется все тот же песок, только уже в песочных часах.

Деткам очень нравиться наблюдать, как они что-то сделали, и через какое-то время будет виден результат их труда. Педагоги используют в этом случае эксперимент с проращиванием семян, когда семена подсолнухов или гороха укладываются в миску под мокрую марлю, а через какое-то время прорастают.

Летом очень полезны практики, когда сажается горох в земле на улице. После этого добросовестные труженики будут любопытно наблюдать, что выросло на грядках.

С помощью зеркал ребятишки пускают зайчики, что очень увлекает их. Дополнить рассказ о солнце и солнечной системе помогут иллюстрации из книг.

Основы организации уголка в ДОУ

Помочь организовать воспитателям эту деятельность в детском саду смогут следующие книги https://www.uchmag.ru/estore/e283698/?s=8157&partner=61, https://www.uchmag.ru/estore/e558680/?s=8162&partner=61, — это система, которая открывает познавательно-исследовательскую деятельность в экспериментальной лаборатории ФГОС ДО, здесь представлены проблемные ситуации в игровых формах, картотека опытов, https://www.uchmag.ru/estore/e125171/?s=17&partner=61, — организационные мероприятия для детей возрастом от двух до семи лет.

Как вы думаете, какое значение детского экспериментирования?— Она колоссальная. Методика позволяет значительно расширить мышление, верно устанавливать причину и следствие, развивает логическое мышление, учит вниманию, помогает делать выводы, придерживаться техники безопасности.

Чтобы создать исследовательский игровой уголок, необходимо задействовать разные предметы:

  • природные компоненты: песок, камни, листья, ракушки;
  • продукты питания: сахарный песок, соль, мука;
  • книги и различные обучающие издания;
  • приспособления для осуществления различных опытов и проведения экспериментов: увеличительные стекла, иглы, пробирки, весы, резиновые мячики и многое другое;
  • задействуются различные материалы, бумага, ткани;
  • краски, пищевые красители;
  • различные таблицы и схематические алгоритмы.

Важно правильно оформить такой уголок в саду. К примеру, должно быть отведено удобное место для игр и обучающих уроков

Дети должны иметь место для проведения экспериментов, хранения материалов, научной литературы.

Обязательно берется во внимание уровень развития малыша, его возраст, нужно обязательно соблюдать правила предосторожности и нормы санитарии

Эксперименты в подготовительной группе

В этом возрасте малыши уже опытные экспериментаторы, но, несмотря на это, они не перестают интересоваться окружающим миром и познавать что-то новое. Наверняка, многие мамочки со мной в этом согласятся. И что же делать в этом случае? Нужно помогать малышу всячески развиваться.

В этом помогут элементарные опыты, которые очень увлекают дошкольников. Эксперименты с йодом и крахмалом очень нравятся дошкольникам и вызывают у них настоящий восторг. Для этого берется картофель, разрезается и на него наносится капля йода, после чего нужно объяснить ребенку, что он стал синим из-за крахмала, содержащегося в нем.

Муравьиные фермы в ДОУ — еще одно интересное исследовательское открытие. Дети любят наблюдать за целыми колониями тружеников муравьев.

Итак, дорогие мои! Как вы уже поняли, уголок экспериментов — важная составляющая в дет садах, которая помогает детям развиваться, делает из них творческих личностей, создает хорошую основу интеллектуального потенциала, формирует логику, учит анализу.

Заниматься с детками можно и самостоятельно в домашних условиях. Принимайте участие в офлайн вебинарах

Оборудование экспериментального уголка в старшей группе

В старшем дошкольном возрасте работа педагога направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. Мы учим детей активно использовать результаты исследовательской деятельности на практике и дополняем, конкретизируем знания детей о природе, свойствах воздуха, предметах, агрегатных состояниях воды, животных, растениях и т.д. Немаловажную роль играет оборудование экспериментального уголка, его доступность и безопасность.

Уголок экспериментирования в старшей группе

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий — тяжёлый), а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»). В период проявления детьми активного исследовательского интереса, педагог организовывает эксперименты, опыты и разнообразные фокусы. Все знания ребёнок может закрепить в экспериментальном уголке. Что же в нём должно быть? Давайте разберемся.

Оборудование экспериментального уголка

  • Разнообразные баночки, мисочки, стаканчики разных размеров, ёмкости для воды и т.д. (не забывайте о технике безопасности — никаких стеклянных баночек и стаканчиков). Если вы решили знакомить детей со свойствами стекла — под вашим присмотром, то не храните его в уголке экспериментирования.
  • Баночки с песком, глиной, торфом, разнообразными крупами, плодами, камушками и ракушками. Всё, что интересует детей в данный момент. На крышках банок можно нарисовать символы, придуманные детьми для обозначения материала.

Коллекция разных видов бумаги и ткани. Разные магниты и железные предметы. Фонарики разных форм и размеров. Увеличительные стекла разных размеров (их должно хватить на каждого участника эксперимента). Бросовый материал: коробочки, проволока, крышки, пробки, перья и т.д. Пищевые красители. Пипетки, клизмы, термометры для воды, электронные термометры для тела. Шприцы без игр, трубочки, деревянные палочки, мерные ложки. Воздушные шарики, ленточки и т.д для определения направления ветра. Мука, подсолнечное масло, соль, сахар, сито, воронки. Формочки для льда. Наборы полотенец, клеёнчатых фартуков, косынок, салфеток бумажных и фланелевых, а так же клеёнок для стола или одноразовых скатертей.

  • Схемы, таблицы и алгоритмы выполнения опытов.
  • Журнал зарисовок опытов детьми.
  • Литература и энциклопедии по теме.
  • Различные часы (песочные на разное время), календари, секундомер и компас.
  • Водяные и песочные мельницы, весы, микроскоп, бинокль.
  • Набор различных зеркал (каждое в своей коробочке).
  • И всякие разные предметы, необходимые для проведения конкретных опытов.

Не забывайте о сменяемости оборудования в уголке. Если вы изучаете свойства магнита, то в уголке представлены материалы для игр и экспериментов с магнитами. Другие материалы на время можно убрать. Не оставляйте вопросы детей без ответов, старайтесь вместе выяснить что, как и почему происходит. Устраивайте недели науки как минимум 2 раза в год. Возможно вам пригодится планирование тематических недель «Зимняя лаборатория» и «Научные открытия» для старших дошкольников.

Нет комментариев

Оформление уголка в ДОУ

Исследовательская деятельность наряду с игровой является ведущей для детей дошкольного возраста. Зачастую исследование и игра оказываются единым процессом в исполнении маленького ребёнка. С годами эксперименты становятся сложнее. Очевидно, что экспериментирование должно присутствовать в программе дошкольного образования.

Цели создания, роль в процессе обучения

В соответствии с федеральными государственными стандартами (ФГОС) ориентироваться в ходе экспериментальной работы надо на развитие инициативных качеств и стимулирование самостоятельности в действиях и решениях детей. Создать условия, которые благоприятствуют занятиям практической деятельностью, а также приобщить детей к осуществлению поиска информации на самостоятельной основе — именно это является конечной целью проведения экспериментаторских занятий.

Уголок опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе нужно оформлять гармонично и назвать соответственно

В их ходе у дошкольников должны сформироваться те знания, умения и навыки, которые они будут использовать в дальнейшем, когда им придется решать стоящие перед ними проблемы.

К сведению. Принципиально важным фактором обустройства экспериментального уголка в детском саду является правильный подбор к материальной базы (ее нужно подобрать так, чтобы она максимально учитывала специфику возраста дошколят, была экологической, частично сделанной своими руками).

Круг задач

Задачи данного кружка зависят от возраста тех детей, с которыми проводится занятие.

Основными задачами по работе с детьми в младшем возрасте от полутора до трех лет являются:

  • сформировать у малышей базовые знания о мире, который их окружает;
  • приобщить к предметным видам деятельности;
  • сформировать навыки мелкой моторики и координации;
  • развить способности к исследованию посредством органов чувств;
  • научить сосредотачиваться на конкретном объекте.

Когда дети достигают возраста 3-4 лет, круг задач меняется:

углубить имеющиеся знания о том, что их окружает;
усовершенствовать навыки, связанные с предметной деятельностью;
научить пользоваться подручными инструментами в ходе исследования;
развить внимание и память;
улучшить вокабуляр.

Для детей средней группы (возраста четырех-пяти лет) в ходе занятий по экспериментированию ставятся следующие задачи:

сформировать свою систему первоначальных академических знаний;
научиться планировать предстоящее исследование;
повысить способность концентрировать внимание на конкретном предмете;
улучшить способность к запоминанию;
совершенствовать способности сравнивать, обобщать, подводить итоги;
овладеть навыком установки причинно-следственных связей.

Беседа о профессиях в подготовительной группе

Перед ребятами, обучающимися в старшей группе (возраст пять-шесть лет) стоят следующие задачи:

  • углубить знания о том, что их окружает, различных взаимосвязях, присутствующих в мире;
  • научиться планировать ход эксперимента без посторонней помощи;
  • научиться формулировать цели, гипотезы, выбирать способы их проверки, оценивать полученные результаты;
  • научиться задействовать приборы в ходе опытов;
  • овладеть навыком деятельности в коллективе.

Все надписи должны быть хорошо читаемы

Наиболее сложные задачи ставятся перед детьми подготовительной группы (возраст шесть-семь лет):

  • расширить знания о том, что окружает, в том числе об отдаленных явлениях;
  • овладеть навыками прогнозировать результат того или иного опыта;
  • развить способность к логическому и аналитическому видам мышления;
  • ввести научные термины в детский вокабуляр;
  • усовершенствовать навыки проведения исследований.

К сведению. Одновременно с этим экспериментальные кружки обладают определенным спектром задач вне зависимости от возраста детей:

  • мотивировать детей на проведение различных экспериментальных задач;
  • создать позитивную атмосферу в группе детей;
  • воспитать способность к усидчивости, аккуратности и внимательности;
  • развить навык слушать и выполнять поставленные задания;
  • сформировать способность к взаимопомощи.

Центр природы и экспериментирования в старшей группе

Фаузия Кулешова

Центр природы и экспериментирования в старшей группе

Как известно, экспериментирование в ДОУ является важной частью образовательного процесса, особенно у старших дошкольников

Поэтому данному разделу уделяется особое внимание. Детское экспериментирование — это важный процесс самообразования малышей

Оно помогает ребятам лучше запоминать произведенные действия и получаемые результаты. Кроме того, в это время происходит активное развитие мышления и развитие моторики рук. Экспериментирование в старшей группе развивает познавательные интересы у почти готовых к школе малышей

Это крайне важно, так как отсутствие увлеченности ведет к потери внимания и концентрации. А это пагубно сказывается на дальнейшей успеваемости

Известно, что экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.

Мы в своей группе тоже создали богатый и интересный уголок экспериментирования, который каждый раз пополняется. И следует отметить, что к нам на занятие экспериментирования всегда «приходит» умная тетушка Сова и помогает нам.)

Здесь у нас собраны различные виды сосудов: мерные стаканчики, ложечки, колбочки, пробирки и т. д.

Вот такая коллекция камней- здесь и речные, и морские, необработанный янтарь, кусок горного хрусталя.

А также имеются коллекция из природных материалов,

коллекция круп

и коллекция натуральных ракушек и кораллов разных видов и размеров.

Ну а как же без измерительных приборов?

Карточки с изображением следов разных животных

и коллекция «1000 мелочей».

Кроме этого, у нас собрана картотека различных опытов и экспериментов, дидактические игры.

Из современных технологий у нас в группе имеется световой стол с песком. Ребята очень любят этот прибор и с удовольствием «рисуют» пальчиками.

Таким образом, игры экспериментирования должны формировать у детей гуманное, толерантное и правильное отношение к людям и окружающей среде. Кроме того, в конце они также должны научиться некой дисциплине и правилам поведения. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Типы заданий и сопутствующих материалов в уголке экспериментирования в детском саду в разных возрастных группах

Уголок экспериментирования в младшей группе

В младшей группе в силу особенностей психического развития ребенка 3-4 лет стоит отказаться от экспериментов, приводящих к сложным логическим выводам. Наблюдение свойств различных предметов и веществ – наиболее доступная познавательная деятельность для детей этого возраста.

Укомплектуйте экспериментальный уголок в детском саду в младшей группе контейнерами с семенами (тыквы, подсолнечника, кедрового ореха, фасоли), крупами (гречкой, рисом, манной крупой и проч.), песком, сахаром, солью; на примере круп, погрузив в них руки, пересыпая из контейнера в контейнер, дети могут изучить такое свойство, как сыпучесть. Воспитатель может дать задание вылущить семечко тыквы или подсолнечника, изучить различия, затем показать воспитанникам фотографии тыквы в разрезе и цветок подсолнечника с семенами.

Игры с песком развивают наблюдательность ребенка, воспитатель дает возможность детям поиграть с песком, пересыпать его руками, совком (стоит задать вопросы детям: как легче собрать песочек – пальцами, горстью, совочком?), попробовать сделать куличики из сухого песка, затем намочить его, посмотреть, как теперь строятся куличики.

Также хорошей идеей будет растворить соль и сахар в воде, предложить малышам попробовать ее на вкус, описать, как различаются вкусы, вспомнить, какая еда на завтрак и обед была сладкой, а какая соленой.

Картинки и книги желательно выбирать с познавательными иллюстрациями, например, с крупным планом жука, бабочки, наглядным объяснением, какие осадки идут летом, какие – зимой и т.п.

Уголок экспериментирования в средней группе

Экспериментальный уголок в средней группе также стоит укомплектовать семенами растений. Опыты с семенами крайне интересны для детей среднего детсадовского возраста. Можно провести эксперимент с проращиванием семян: поместить семечки подсолнечника или гороха в миску под влажную марлю, через несколько дней оценить, насколько они проросли, осмотреть ростки, рассказать детям о том, как сажают сельскохозяйственные культуры, показать картинки с полями подсолнечника, пшеницы. В летнее время можно посадить горох на грядках и наблюдать за развитием растений.

Кроме этого, целесообразно разместить в экспериментальном уголке в детском саду песочные часы, лупу, зеркальца. С помощью песочных часов воспитатель объяснит ребятам, как можно измерять время, что такое минута, стоит поиграть в игру «что можно сделать за минуту?»; с помощью лупы в зимнее можно рассмотреть снежинку на рукаве, изучить характеристики снега – сыпучесть, холод при прикосновении, его способность к таянию. Зеркальцами ребята попробуют пускать солнечные зайчики; книги о солнце и иллюстрации, изображающие преломление солнечных лучей, станут хорошим дополнением к объяснениям воспитателя.

Уголок экспериментирования в старшей и подготовительной группе

Для детей старшего дошкольного возраста уголок экспериментирования в ДОУ стоит дополнительно оснастить пробирками с некоторыми химическими веществами – например, йодом, марганцовкой, спиртом, а также пипетками и шприцами (без игл!). С их помощью можно провести простейшие опыты, которые будут интересны дошкольнику, например, опыт с картошкой и йодом. Нужно набрать в шприц или пипетку немного йода и капнуть на разрезанную картофелину, осмотреть, как поменялся цвет йода с рыжего на темно-синий, объяснить детям, что цвет меняется из-за крахмала в картофеле. Стоит дать ребятам задание провести такой эксперимент по возможности дома с яблоком, сметаной, бананом, крахмальным порошком.

Кроме этого, будет полезно разместить контейнеры с различными видами грунта – глиной, землей, песком, камнями, рассказать воспитанникам о видах почв, сопроводить свой рассказ иллюстрациями, освещающими разные типы природных ландшафтов.

Интересным дополнением экспериментального уголка в детском саду может стать муравьиная ферма, сейчас продаются необычные конфигурации муравьиных ферм с прозрачным  гелем. Воспитанникам будет крайне интересно и познавательно наблюдать за строительством муравьиной колонии.

Уголок экспериментирования в детском саду весьма важный развивающий фактор для детей дошкольного возраста. Работа в таком уголке способствует развитию творческого потенциала ребенка, его интеллектуальному росту, формированию логического мышления и началу освоения дошкольником методов анализа и синтеза.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дизайнерские решения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: