Презентация на тему: » ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МБОУ «ЛИЦЕЙ 2» Учитель-логопед МБОУ «Лицей 2» Проняева Ирина Анатольевна.» — Транскрипт:
1
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МБОУ «ЛИЦЕЙ 2» Учитель-логопед МБОУ «Лицей 2» Проняева Ирина Анатольевна
2
На мой взгляд, особенностью кабинета логопеда является обеспечение комфортного и эффективного взаимодействия по схеме: учащийся – учитель — родитель – учитель- логопед. У ребенка должно появиться стремление и желание идти в кабинет логопеда: там интересно, необычно и скучать не придется!
3
Идея оформления Мои ученики – ученики начальных классов
Им сложно осознать всей важности и необходимости в изучения предметов школьной программы…. Поэтому логопедический кабинет должен являться в школе таким «островком», где каждый ребенок сможет ощутить непринужденную уютную атмосферу, испытать радостные чувства в процессе обучения
Игра для детей это радость, бодрость и активность, а также некий путь к познанию мира. Поэтому основной идеей при оформлении моего кабинета является создание атмосферы, необычной для школы.
4
Основные зоны логопедического кабинета: 1. Зона коррекции звукопроизношения 2. Образовательная зона 3. Методическая зона 4. Информационная зона 5. Рабочая зона учителя-логопеда 6. Сенсомоторная зона 7.Игровая
5
1. Зона коррекции звукопроизношения набор с образными картинками для артикуляционной гимнастики; предметы, предназначенные для развития речевого дыхания; пособия по автоматизации звуков; большое количество дидактических пособий и игр по развитию речи и познавательной деятельности. В этой зоне проводятся артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания, постановка звуков и их автоматизация. Здесь находятся: настенное зеркало с дополнительной подсветкой; материал для постановки звуков (зонды и материалы для их обработки в закрытом контейнере);
16
2. Образовательная зона В этой зоне осуществляется групповая работа с учащимися
17
Зона оснащена ученическими столами, стульями, доской, экраном
19
На стене дома с магнитными буквами
20
3. Методическая зона В этой зоне находится материал по диагностике (обследование состояния устной и письменной речи, большое количество методической литературы, дидактических пособий и игр.
25
Методическая литература по коррекции нарушений процессов чтения и письма
30
Дидактический материал для анализа предложений, звуко-буквенного анализа слова
31
Автоматизация орфографических навыков в интересной игровой форме с «волшебным зеркалом»
32
4. Информационная зона Содержит сведения о развитии и коррекции речи детей, сменную информацию по различным видам нарушений речи, памятки учителям, рекомендации родителям.
33
5. Рабочая зона учителя-логопеда стол; стул; компьютер; обучающие диски; принтер.
34
6. Сенсомоторная зона Содержит материал для самостоятельных игр детей на развитие мелкой моторики (мозаики, пазлы, кубики, шнуровки, крупы, кукольный театр)
36
Кубики, грани которых имеют различную по цвету и типу ткани поверхность Мешочки, наполненные разными видами круп.
37
Кубики Никитиных
38
7. Игровая зона Свободное пространство для проведения физкультминуток, игр с мячом и других динамических игр.
39
Среда, окружающая детей в кабинете: — обеспечивает чувство психологической защищенности; — является средством полноценного развития- сочетает привычные и инновационные методы.
Материалы для логопедического уголка
В школе функционирует логопункт . Учитель-логопед проводит индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми по следующим направлениям:
• Общее недоразвитие речи
• Нарушение звукопроизношения
• Нарушения фонематического слуха
К сожалению, в настоящее время довольно часто родители сохраняют иллюзию о возможности магического, волшебного разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка не происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретают значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционно-логопедического воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находит понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, авторитетные, любимые близкие, не видят истинного смысла этих изменений.
Работа по коррекции речевых нарушений и формированию правильной речи школьников, выполняющей в полном объеме коммуникативную функцию, не может ограничиваться рамками логопедического кабинета. Она эффективна только при условии закрепления знаний и умений, полученных детьми на логопедических занятиях, не только сотрудниками школы, но также и родителями ребенка. Взаимосвязь в работе логопеда и семьи позволяет значительно быстрее исправить речевые недостатки: автоматизировать звуки, формировать необходимые лексико-грамматические конструкции, накапливать словарный запас и помогать развитью связной речи.
Успешность логопедической работы возможна, если родители будут выполнять ряд требований:
При общении с ребенком следует говорить грамматически правильно, выразительно. Помните, ваша речь является образцом для вашего ребенка.
На этапе автоматизации поставленного логопедом звука, в обязанность родителей входит внимательно прислушиваться к речи детей: как используются ребенком поставленные звуки в игре, в разговоре с другими детьми, в разговоре с вами. Не оставляйте без внимания ни одного неправильно произнесенного звука, слова, предложения.
Осуществляйте систематический контроль не только за поставленными звуками, но и за тем, чтобы речь детей была грамматически правильной.
Не прогуливать логопедические занятия. Необоснованные пропуски занятий прерывают коррекцию, и зачастую логопеду приходится начинать работу сначала.
Выполняйте домашние задания учителя-логопеда по автоматизации и дифференциации звуков, закреплению лексико-грамматических тем, развитию связной речи, подготовке руки к письму, обучению грамоте.
Приучите ребенка и себя к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 15-20 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, то есть в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом в много раз окупится!
Не следует в присутствии ребенка высказывать сомнений по поводу реальности исправления его речи. Всегда нужно внушать веру в успех.
Поощряйте каждый небольшой сдвиг в улучшении речи ребенка.
Приучайте своего ребенка давать полные, развернутые ответы на поставленные ему вопросы. Помогайте ему оформлять собственные высказывания, задавайте точные вопросы, побуждая ребенка к речи.
Уважаемые родители, помните, только ваша совместная работа с логопедом является неотъемлемой частью всего коррекционно-педагогического процесса и ее трудно переоценить!
Практика использования информационного блока для родителей по лексическим темам.
Проблема организации коррекционной работы по преодолению нарушения речи у детей дошкольного возраста (5 – 6 лет) с таким видом речевой патологии, как недоразвитие лексико–грамматического строя, актуальна на наш взгляд, тем, что лексико–грамматические операции порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитико–синтетической деятельности.
Для повышения эффективности коррекционного воздействия мы рассматриваем необходимость интегрированной работы во взаимодействии всех субъектов образовательной деятельности: учителей- логопедов, воспитателей, родителей, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя, преподавателя по изобразительной деятельности.
Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые все речевые навыки и умения детей, полученные в детском саду, закрепляют в повседневной жизни.
Цель педагогического опыта: создание в детском саду необходимого информационного блока комплексной коррекционной работы по преодолению лексико–грамматических нарушений речи у детей дошкольного возраста (5-6 лет).
Данная система работы применяется в работе учителей-логопедов МАДОУ «Детский сад № 395» города Перми А. Ф. Бузмаковой, Е. Г. Бугровой в течение 15 лет, имеет положительное экспертное заключение ст. научного сотрудника лаборатории специального образования ПКИПКРО Е. Е. Аюповой.
Пример: пазлы своими руками
Чтобы сделать простейшие пазлы, достаточно распечатать на плотном картоне (получится более долговечный материал, чем при печати на бумаге) необходимую картинку и разрезать на произвольное количество частей. Каждый пазл упаковать в бумажный конверт, на который для наглядности можно наклеить (напечатать) копию картинки, которая получится, если правильно собрать части.
Кстати, интересные пазлы можно сделать на основе палочек от эскимо (фото выше). Подходящую по размеру картинку можно распечатать, наклеить на деревянные палочки, а потом разрезать. Такие комплекты долговечны, изготовлены из натурального материала, их легко хранить.
Средства и идеи для оформления
Основой для организации логопедического уголка в группе является стол, на котором размещается зеркало. Дальнейшая комплектация идёт вокруг этих элементов.
- Стенд с плакатами и свободным местом для размещения творческих работ детей (рисунков, аппликаций).
- Коробки с картинками, играми. Каждый контейнер должен быть подписан. Некоторым воспитателям удобно организовывать коробки по темам, а не по виду материала. Например, при изучении темы «Животные» в одной коробке собраны и картинки с домашними, дикими зверями, местами их обитания, пищей, и поделки из природного материала на тему зверушек, и игры.
-
Банки с камешками, пуговицами для развития мелкой моторики.
Что можно сделать своими руками
Предметно-развивающая среда в детском саду оформляется не только приобретёнными средствами, но и предметами, созданными руками педагога, родителей. В большей степени это делается для того, чтобы малыши, видя результаты ручного труда, с уважением к нему относились. Если рассматривать логопедический уголок с точки зрения возможностей оформления своими силами, то в этом смысле самым оптимальным будет создание стенда. Для этого потребуется лист фанеры нужного размера и формы, на который натягивается ткань через прокладку из поролона. Конструкция закрепляется строительным степлером. Благодаря мягкой поверхности материалы по теме можно крепить булавочками или кнопками и от частой смены наглядности стенд не потеряет товарный вид.
Небольшие стенды можно сделать под конкретные виды работы, например, с упражнениями пальчиковых игр, дыхательной гимнастики
Как назвать
Название каждой зоны предметно-развивающей среды должно быть понятно детям и, что очень важно, легко ими произноситься. Конечно, можно пойти по пути наименьшего сопротивления и назвать центр «Логопедический уголок» или «Речевой уголок», но есть смысл найти более оригинальные варианты:
- «Игротека с язычком»;
- «Говорим правильно»;
- «Звукарик»;
- «Говоруша»;
- «Логоландия»;
- «ЛОГОстрана».
Назначение уголка речевого развития в ДОУ
Без полноценно развитой речи детям сложно адаптироваться в школе, где нужно строить отношения с преподавателями, уметь без затруднения обратиться с вопросом или просьбой, создавать дружеские связи с другими детьми. От того, как развита речь ребенка зависит:
- насколько он уверен в себе;
- как легко он может формулировать мысль;
- степень восприятия больших объемов поступающей информации.
Зона развития речи
Создание речевого уголка в старшей группе стимулирует детей к участию в развивающих играх. От того, насколько привлекательно он оформлен, зависит степень заинтересованности ребят.
Задачи и цели создания речевого уголка
Главная цель создания таких островков обучения в государственных дошкольных учреждениях — максимально полноценно развить речевые способности воспитанников, обогатить словарный запас каждого.
Перед воспитателями стоит задача вовлечь детей в игры, тренирующие дыхание и обучающие правильной силе выдоха при произношении.
Стенд для детских рисунков «Талантливый художник»
Стенд для детских работ с одним кармашком предназначен для победителя в художественном конкурсе среди малышей и хорошо подходит для детсада, младшей школы, кружков рисования и для самых маленьких учеников художественной школы.
Детский стенд «Талантливый художник»
Рисунок ребенка, который увидят все — дополнительный повод его похвалить и помочь развить художественный талант.
Дополнительно по теме на сайте Информационные стенды : |
|
Презентация. («Уголок логопеда» шаблоны для стенда)
Описание слайда: 10 простых советов родителям Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики, нормального социального окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. 1 совет. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок. 2 совет. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов. 3 совет. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите «Что он делает?» вместо «Он играет?» 4 совет. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы. 5 совет. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д. 6 совет. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. 7 совет. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 простых слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Добавляйте слова, пока ребенок не узнает большинство предметов. Занимайтесь каждый день. 8 совет. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч» и т.д. 9 совет. Большинство занятий проводите в игровой форме
Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. 10 совет
Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит»
Предметы для развития
Оформление кабинета логопеда должно представлять нечто среднее между детской комнатой и учебным классом. Это позволит создать самую продуктивную атмосферу для групповых и индивидуальных коррекционных занятий. Для развития детей понадобятся:
- Зеркала. Способствуют развитию речевых навыков, так как позволяют наблюдать за мимическими и артикуляционными движениями. Пример интересного зеркала, которое можно сделать своими руками с помощью специального инструмента, можно увидеть ниже на фото.
- Мыльные пузыри, разнообразные вертушки (средства для развития речевого дыхания).
- Столы с игрушками, различающимися по цвету, весу, форме, размеру (развивают тактильные ощущения).
- Современные интерактивные устройства.
Оформление речевого уголка своими руками
Создавая речевой уголок, нужно продумать все необходимые дидактические материалы, которые будут использоваться в тех или иных играх-упражнениях
Важно дать ему имя, которое будет привлекать детей, и связать его с интересным персонажем, поселившимся в красочном обучающем месте
Нормативы ФГОС ДО для уголка речевого развития
Нельзя оформить красочный стеллаж, опираясь только на собственную фантазию. ФГОС предъявляет ряд требований к внешнему виду, содержанию и расположению обучающих зон в ясельных, средних и старших группах:
Полное соответствие наполнения зоны возрастным особенностям группы.
Наличие привлекательного одушевленного хозяина, который поможет детям освоиться на своей территории.
Соответствие требованиям безопасности, связанное с отсутствием навесных шкафов с дверцами из стекла
Особое внимание уделяется безопасности младших групп — в них уроки по развитию мелкой моторики могут проводиться только под присмотром педагога, в связи с опасностью попадания мелких деталей в дыхательные пути.
Включение пальчикового театра
Паспорт речевого уголка
Для создания развивающей зоны требуется подготовить документ, содержащий опись всех материалов и инструментов, входящих в него. Включению в реестр паспорта подлежит как мебель, так и книги, используемые на занятиях. Перечень содержимого паспорта (с примерами):
- Мебельное оснащение (книжный шкаф, стулья, стеллаж);
- Перечень книг, из которых состоит библиотека;
- Предметы, используемые для развития артикуляции (зеркало, картинки);
- Дидактический материал (цветные кубики, кубики с буквами, магнитная доска);
- Устройства для развития речевого дыхания (вертушки, мыльные пузыри, подвесные фигуры);
- Наглядные пособия (фрукты-овощи, плакаты-презентации)
Речевое развитие детей старшей группы ДОУ на примере весенних тем
Как назвать уголок развития речи
Название уголка должно привлекать детей и вызывать у них положительные эмоции. Лучше, если оно будет связано с одушевленной куклой — хозяйкой образовательной зоны. Например, если в качестве хозяина уголка выбран попугай, его можно назвать Говоруном, а уголок — «Остров устных сокровищ». Когда хозяйкой является Василиса Премудрая, ее развивающее владение можно назвать «Королевством слов», а если к обучению будет приглашать лягушка, в качестве названия подойдет словосочетание «Речевой ручеек».
Виды и способы оформления речевого центра
Расширять словарный запас каждого ребенка призван уголок развития речи в детском саду, оформление которого не должно выбиваться из общей стилистики группы. Если в помещении уже имеются оформленные стенды безопасности на дороге или макет гигиены рук, то используемый стиль в их оформлении желательно применить и в зоне развития речи.
Использование табличек и знаков
Для закрепления изученного материала желательно размещать таблицы, обобщающие пройденный материал. Как пример, можно использовать колонки с гласными и согласными буквами, или разделение растительных культур на овощи, фрукты, ягоды и грибы.
Придумываем одушевленный персонаж
В вопросах выбора главного героя не существует стандартов. Однако к выбору персонажа следует подходить с точки зрения возрастных особенностей детей. Для групп раннего развития подойдут добрые и знакомые всем зверушки. А для ребят из подготовительной группы лучше выбрать авторитетного персонажа из популярного прочтенного произведения.
Оформление логопедического кабинета «Логопедические хитрости»
Муниципальное Дошкольное Образовательное учреждение
«Детский сад № 160»
Шатлова Светлана Сергеевна
Учитель-логопед I квалификационной категории
Г.Ижевск
Кабинет учителя-логопеда детского сада выполняет особую роль помещения, где дети с большим удовольствием играют. Игра позволяет естественно, тонко и ненавязчиво устранять речевые недостатки, дает возможность многократно повторять трудные логопедические упражнения, осваивать грамоту. В ней формируется, воспитывается, развивается речевая деятельность. Логопеды, работающие в детских садах, уже давно стали создавать новые виды оборудования, разрабатывать речевые игры и пособия, изменять развивающую среду кабинетов. Предлагаю коллегам познакомиться с моими идеями по его оформлению и оборудованию. Я изготовила ряд наглядных настенных пособий, которые помогают мне в обучении грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Обучение грамоте – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Знакомиться и запоминать звуки и буквы мне помогают мои пособия, сделанные своими руками. Эти пособия изготовлены из изолоновых ковриков с пластиковыми кармашками для букв и картинок в виде разных фигур и животных: это гусеница, кот Леопольд, разноцветные машины, разноцветные замки.
Н
а I этапе обучения грамоте идет знакомство с гласными звуками и буквами. В этом нам помогает пособие «Гусеница». На каждый кружок туловища помещается та буква, с которой познакомились дети. И сюда же прикрепляется звуковичок с изображением артикуляции соответствующего звука. Дети легко запоминают, как произносится звук и выглядит буква.
II этап – знакомство с согласными звуками и буквами. При знакомстве с каждым звуком дается его характеристика: согласный бывает твердый и мягкий, тут же и объясняется, что зеленый звуковичек обозначает мягкость, синий – твердость. Тут же и обозначаем символ звука – букву. В этом нам помогает «Кот Леопольд».
Чтобы определить и закрепить твердость и мягкость согласных звуков, детям предлагается пособие «Машины» разного цвета синего и зеленого. Мы с детьми определяем твердость или мягкость начального (можно среднего или последнего) звука предметов по картинкам и катаем на соответствующей машине. Например: на картинке изображен поднос. Ребенок анализирует первый звук «П» это согласный, твердый звук, помещаем его в синюю машину. А в кабину помещает карточку с буквой П, а картинку с подносом «сажает» в кузов машины. Эти машинки помогают детям запомнить цветовую символику для звуко-буквенного анализа.
И, наконец, для закрепления знаний букв и звуков гусеница с гласными буквами и машины с согласными приезжают в «Город Букв», где всего 3 замка: красный, синий и зеленый. Гусеница, все свои гласные поселяет в красный замок, синяя машина согласные – в синий замок, зеленая машина – в зеленый замок. Этот город служит небольшой подсказкой для детей в дальнейшей работе с буквами и звуками.
Вот такие у меня в кабинете логопедические хитрости!!!
Доска для рисования своими руками
Из обычного куска фанеры с помощью специальной краски можно сделать доску для рисования мелом. Покупка готовой доски обойдется в круглую сумму, а ведь та, что сделана своими руками, ничем не отличается от фабричного варианта. Основу (это может быть даже обычный картон) нужно покрасить смесью следующих ингредиентов: одна столовая ложка воды, две столовые ложки алебастра, три столовые ложки черной акриловой краски.
Сначала нужно перемешать алебастр и воду в пропорции одна часть к двум, затем постепенно ввести эту смесь в краску. Если масса получится слишком плотной, можно добавить немного воды. Тут дело в том, что разные краски имеют различную плотность. Краска наносится на основу кисточкой. Делать все нужно достаточно оперативно, потому что состав быстро начинает густеть, что значительно осложняет работу.
Для долговечности лучше наносить три слоя краски. После высыхания нужно натереть доску мелом, а затем вытереть его сухим полотенцем. Это необходимо, чтобы закалить поверхность. Окрашенную основу желательно вставить в рамку, чтобы доска выглядела аккуратно.
Источник
Стенд «С Днем рождения!»: яркий элемент оформления детского уголка
Детский стенд «С Днем рождения» широко используется для оформления детского уголка в школьных образовательных учреждениях, детских садиках и других специализированных детских учреждениях.
Детский стенд С днем рождения!
Какой должен быть детский стенд для поздравлений:
- настенный, навесной тип;
- достаточно большое информативное поле оформлено художественным принтом в яркой цветовой гамме;
- легкая конструкция не создает проблем с его креплением к стене;
- для крепления конструкция имеет специальные «ушки», закрепленные с тыльной стороны изделия;
- «карман» формата А-4 под размещение как фотографии именинника, так и для дополнительных пожеланий и поздравительных текстов;
- можно предусмотреть размещение дополнительных карманов для пожеланий детей и поздравительных текстов;
- практично впишется в интерьер школьного класса, фойе любого детского учреждения, а также в группе детского сада.
Пространство информационной доски позволяет разместить несколько «кармашков» для увеличения поздравлений в случае, когда именинников несколько.